Стратегия общественного развития Беларуси в ХХІ веке

Общественное развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных, экономических, политических и социально-культурных условий жизнедеятельности общества. Общественное развитие не тождественно любым изменениям вообще: их обратимость характерна не для развития, а для функционирования, то есть циклического воспроизведения одних и тех же функций; отсутствие закономерности — признак случайных процессов катастрофического типа; без направленности нет присущей развитию единой взаимосвязанной линии и определенных целей.

Первые попытки дать объяснение причин и механизмов общественного развития просматриваются в мифологических и религиозных системах в древности. В религиозном смысле общественное развитие — результат воли высших сил, которые также определяют его направленность, смысл и цель. В частности, по мнению основателя европейской средневековой философии Августина Аврелия (Блаженного) (354-430 гг.) развитие общества – длительный процесс “спасения” человечества, обретения им утраченного единства с Богом. Эта идея доминировала в общественном сознании до XVIII в.

Немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (1770-1831 гг.) рассматривал общественное развитие и историю человечества как процесс осознания людьми и реализации в их деятельности «мирового духа», абсолютной идеи. Общество в лице индивидов осваивает ее и совершенствует все сферы своего бытия. Гегель раскрыл также механизм развития, опираясь на диалектический метод: в основе развития – возникновение, борьба и преодоление противоположностей.

Значительный вклад в разработку теоретических проблем общественного развития внесли основоположники марксизма — К Маркс (1818-1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820-1895 гг.) — и их последователи. Первопричина общественного развития — совершенствование техники и технологии производства материальных благ, что ведет к изменению общественных отношений. Движущая сила развития общества — борьба общественных классов, результатом которой является смена стадий развития, которые Маркс и Энгельс называли общественно-экономическими формациями (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической). Смысл и цель развития общества на современном им этапе Маркс и Энгельс видели в переходе от капитализма, основанного на имущественно и социальном неравенстве, эксплуатации наемных рабочих капиталистами-буржуа, к коммунистической формации, базирующейся на общественной собственности, народовластии, всеобщем благосостоянии. Коммунизм рассматривался марксистами как высшая цель общественного развития. Маркс и Энгельс показали, что развитие общества может проходить двумя путями. Эволюция — плавное, длительное накопление изменений, без значительной борьбы и насилия. Революция — коренной, скачкообразный переворот во всех сферах жизни общества. В прошлом веке в России и в ряде других стран были предприняты попытки осуществления социальных революций и построения нового общества, не увенчавшиеся успехом. Это стало важнейшей причиной падения авторитета марксизма, в том числе и его теории общественного развития.

В 60-е гг. минувшего столетия начинается активная разработка новых подходов к осмыслению общественного развития. Французский социолог Р. Арон, американские философы, социологи и политологи У. Ростоу, Дж. Белл, З. Бжезинский, А. Тоффлер др. предложили положить в основу деления истории развития человеческого общества уровень техники и технологии производства, а также характер отраслевого и профессионального разделения труда. В отличие от марксистов, указанные исследователи считали движущей силой общественного развития не социальные, а технологические и культурные революции. Таким образом оформилась теория постиндустриального общества.

Ее сторонники предлагают разделить историю человечества на доиндустриальное (традиционное, аграрное), индустриальное и постиндустриальное (технотронное, сверхиндустриальное, информационное) общества (цивилизации). На доиндустриальной стадии сельское хозяйство, охота и собирательство являются основными занятиями населения, а мускульная сила человека и животных — основынм источником энергии в технологических процессах. При переходе к индустриальному обществу — сила человека и животных заменяется машинами, человеческие руки дополняются различными приспособлениями и инструментами, основой экономики становится промышленность. Для постиндустриальной стадии характерна автоматизация не только физического, но и умственного труда человека на основе робототехники и компьютеризации. Авторы данной теории считают, что на доиндустриальной стадии находится большинство стран Африки южнее Сахары, ряд стран Юго-Восточной Азии (Папуа-Новая Гвинея, Лаос, Камбоджа), на индустриальной — большинство постсоветских государств и стран — бывших союзников СССР, Латинской Америки и Азии, в постиндустриальную стадию вступили наиболее передовые страны (США, Канада, Западная Европа, Япония и др.).

Понятие «постиндустриальное общество» используется в двух основных значениях: новейшая стадия развития наиболее передовых в экономическом и технологическом отношениях стран и одна из теорий общественного развития.

По мнению Д. Белла, на традиционной стадии преобладала «первичная» сфера экономической деятельности — сельское хозяйство, на индустриальной — «вторичная» — промышленность, на постиндустриальной на первое место выдвигается «третичная» — сфера услуг. При этом объемы производства материальных благ не сокращаются, а постоянно возрастают, растут их разнообразие, качество и доступность. Происходит увеличение доли сферы услуг по количеству занятых, доле затрат на них со стороны населения. Широкое распространение получают гуманитарные услуги — образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура, проектирование, дизайн, программирование. Базисом технологических нововведений, принятия хозяйственных, управленческих и политических решений становится теоретическая и прикладная наука. Меняется роль различных классов и социальных групп. В традиционном обществе господствующее положение занимают племенные вожди, служители культа, дворяне-землевладельцы, в индустриальном их место занимают предприниматели и хозяйственные менеджеры, в постиндустриальном — ученые и специалисты-профессионалы различных областей деятельности. На каждой из стадий лидерами выступают определенные социальные институты, соответственно — ковь и армия, промышленные и финансовые корпорации, университеты и научно-конструкторские учреждения.

Переход к постиндустриальной стадии сопровождается существенными изменениями в различных областях жизни. В экономической сфере — преобладание сферы услуг над сферой производства. В социальной структуре деление на классы заменяет профессиональное при сохранении социальной неоднородности. В политической сфере выделяются правящая, в основном технократическая, элита — меритократия (от латинского meritus — достойный и греческого kratos — правление, власть, что означает власть наиболее достойных и одаренных) и управляемое население. Меняется природа социально-политических конфликтов. Если в индустриальном обществе их корень — в имущественном неравенстве, то в постиндустриальном — противоречие между знанием и умением и некомпетентностью, научно-технической элитой и рядовыми работниками. В сфере международных отношений ведущее значение приобретает идея взаимозависимости народов, усиления интеграционных тенденций, универсализации ценностей.

Одним из направлений теории постиндустриального общества является концепция информационного общества. Ее авторы указывают на возрастание значения «четвертичной» сферы информационной. Ведущая роль в социальной и технологической средах переходит к компьютерам и телекоммуникациям, деятельности по обработке и использованию больших массивов данных. Наука, культура, образование и здравоохранение перестают быть так называемой «непроизводственной» сферой, трансформируются в самостоятельную производительную силу, главный продукт которой — человек. Основным содержанием человеческой деятельности станет воспроизводство самих себя через науку, образование, искусство, общественную активность. Основным ресурсом общественного развития становится информация.

Все большее число людей независимо от их социального статуса и материального положения получает возможность свободно выбирать сферу профессиональной деятельности в соответствии со своими устремлениями, способностями и интересами.

В информационном обществе, уровень экономического развития которого позволит сделать основные блага общедоступными, изменяется система мотивации трудовой деятельности. По данным социологических исследований, в развитых странах такой мотив, как высокая заработная плата, переместился в рейтинге предпочтений с первого места, как было несколько десятилетий назад, на пятое, уступив место содержанию трудовой деятельности, возможность самореализации, перспективы профессионального роста, психологический климат в коллективе.

Территория Беларуси сравнительно поздно была вовлечена в орбиту индустриальной цивилизации: начало промышленного переворота приходится на последние десятилетия XIX в. Беларусь окончательно стала частью индустриального мира приблизительно к началу 60-х гг. минувшего столетия и оказалась с технической, культурной, интеллектуальной сторон в основном подготовленной к вступлению в постиндустриальную цивилизацию. Построенные за годы Советской власти промышленные предприятия могли освоить выпуск продукции, соответствовавшей наиболее передовым мировым образцам.

С этого времени начинают закладываться условия перехода к постиндустриальному обществу: в 1962 г. Минский завод вычислительной техники освоил производство первой в СССР полупроводниковой ЭВМ второго поколения «Минск-2», основан Центральный научно-исследовательский и проектно-технологический институт организации и техники управления, специализировавшийся на разработке систем автоматизированного управления промышленными предприятиями, с 1963 г. начал работу Институт физики твердого тела и полупроводников АН БССР, в 1966 г. на Минском тракторном заводе, в 1970 г. — на Лукомльской ГРЭС, Новополоцком и Гродненском химкомбинатах были внедрены первые в СССР автоматизированные системы управления с использованием ЭВМ.

Однако возможности, которые открыл начавшийся в 1950-е гг. новый этап научно-технической революции, не были в должной мере использованы руководством СССР и союзных республик. Причинами этого была чрезвычайная неповоротливость и забюрократизированность советской экономики, структур, занимавшихся научно-исследовательскими и конструкторскими разработками, большой приток иностранной валюты за нефть и газ с одних из крупнейших в мире месторождений, открытых в 1960-70-е гг. в Сибири. В итоге в последние десятилетия существования СССР разработка и внедрение новейших технологий, прежде всего информационных, почти приостановились.

Таким образом, к моменту обретения независимости Республика Беларусь оставалась на стадии индустриальной цивилизации, в то время, как передовые страны активно формировали у себя основы информационного общества. Следовательно, для того, чтобы полноценно интегрироваться в мировое сообщество, занять достойное место в мировом разделении труда, обеспечить соответствующий реалиями нынешнего столетия уровень и качество жизни, важнейшей стратегической целью Республики Беларусь является переход к обществу постиндустриального типа в возможно кратчайшие сроки.

В конце минувшего — начале нынешнего столетия по инициативе ООН были разработаны подходы к определению современных целей развития человечества и путей их достижения. Это нашло свое выражение в концепции устойчивого развития.

Понятие «устойчивое развитие» вошло в употребление после опубликования в 1987 г. Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию доклада «Наше общее будущее», в котором оно определялось как развитие, обеспечивающее удовлетворение потребностей нынешнего поколения без угрозы благосостоянию поколений будущих.

В настоящее время только на русском языке дано свыше 60 определений устойчивого развития. Его английский эквивалент — “sustainable development” (от английского глагола “to sustain — поддерживать, подпитывать) —может быть буквально переведен как «развитие, которое постоянно поддерживается».

Необходимо различать понятия «экономический рост» и «экономическое развитие». Экономический рост характеризуется количественными показателями (увеличение объемов производства, рост валового внутреннего продукта, доходов и т.п.). Для анализа экономического развития, наряду с количественными характеристиками, используются также неэкономические (социальные, культурные) характеристики, такие, как уровень образования, продолжительность жизни, прирост населения, состояние его здоровья, уровень грамотности и т.д.). Понятие «устойчивое развитие» отличается от рассмотренных выше более жесткими ограничениями экологического характера.

Сущность стратегии устойчивого развития была выражена в глобальном плане действий по устойчивому развитию («Декларация Рио», «Повестка дня на XXI век») принятого на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.): стабильное социально-экономическое, политическое и духовное развитие, не разрушающее окружающую среду и обеспечивающее непрерывный общественный прогресс. Приоритетами новой идеологии цивилизации должны быть экономическая эффективность, экологическая безопасность и социальная справедливость. Участники указанной конференции приняли решения способствовать скорейшему принятию национальных стратегий, базирующихся на модели устойчивого развития.

Главными общими условиями стратегии устойчивого развития ООН являются:

♦ скорейшая стабилизация численности населения планеты;

♦ отказ от чрезмерного потребления ресурсов, прежде всего в развитых странах, каждый гражданин которых в течение своей жизни потребляет ресурсов в несколько десятков раз больше, чем в развивающихся;

♦ минимизация удельного расхода энергии и сырья во всех производствах;

♦ экологизация всех сфер жизни общества;

♦ замена невозобновляемых источников сырья и энергии возобновляемыми;

♦ непрерывный мониторинг состояния природной среды;

♦ внутригосударственное и международное регулирование выполнения всеми странами требований новой модели развития;

♦ борьба с бедностью;

♦ сохранение устойчивости биосферы;

♦ учет природных закономерностей в принятии политических, экономических и социальных решений.

Переход к устойчивому развитию предусматривает решение следующих проблем:

1. Экологической – в настоящее время следствием человеческой деятельности является интенсивное уничтожение биосферы как единственно возможной среды обитания человечества.

2. Экономической – общее снижение рентабельности мировой экономики, инвестиционной активности, темпов роста, увеличение количества бедных.

3. Социально-демографической – нарастание разрыва между бедными и богатыми во всех странах и в мире в целом. За последнее десятилетие прошлого века число бедных в мире выросло более чем на 500 млн. человек, что составляет более половины прироста населения.

Республика Беларусь одной из первых в мире разработала Национальную стратегию устойчивого развития (НСУР). В 1997 г. НСУР была одобрена Президиумом Совета Министров Республики Беларусь как главный прогнозный документ на 15-летний период. Она учитывает не только рекомендации ООН, но и национальную специфику социально-экономического и политического развития белорусского общества и государства.

В Национальной стратегии устойчивого развития были определены модель устойчивого развития Беларуси, его цели и приоритеты, дана оценка национальным ресурсам, природному и экономическому потенциалу, представлен механизм и средства реализации устойчивого развития. Принятый в 1998 г. Закон Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» предусматривает разработку НСУР на 15-летний период каждые пять лет.

В процессе разработки и реализации НСУР во второй половине 1990-х гг. сформировалась белорусская экономическая модель – комплекс установок и принципов об организации экономической сферы общества, роли государства в регулировании экономических отношений, соотношении различных форм собственности, системе стимулов трудовой деятельности. Ее основные черты:

♦ сильное и эффективное государственное регулирование в интересах общества и граждан;

♦ равные условия для развития государственного, частного и кооперативного секторов;

♦ сильная социальная политика государства;

♦ интеграция с Россией, странами СНГ;

♦ поэтапная и взвешенная приватизация как средство поиска заинтересованного, эффективного и ответственного инвестора;

♦ внешнеэкономический прагматизм и многовекторность.

Таким образом, в Республике Беларусь сложилась социально ориентированная экономика со значительной долей государственного сектора. В условиях системного кризиса конца прошлого-начала нынешнего века данная модель позволила реализовать намеченные на первое пятилетие осуществления НСУР приоритеты: наращивание экспорта, жилищное строительство, продовольственное обеспечение. С 1996 г. начался ежегодный прирост валового внутреннего продукта. Удалось обеспечить рост реальных доходов населения, низкий уровень безработицы, сохранить социально-политическую стабильность, не допустить резкого имущественного расслоения, обеспечить национальную безопасность (отсутствие значительной внешней задолженности) и общественный порядок (к управлению экономикой не был допущен криминал). В основном сохранена дееспособная структура промышленности, сельского хозяйства, науки, образования, социальной сферы. Под контролем государства материальные и финансовые ресурсы использовались упорядоченно и рационально, благодаря чему основные макроэкономические пропорции сохранились, не доходя до предельно-критических уровней, принятых в мировой практике.

Благодаря активной политике государства в сфере демографии, осуществления программ «Дети Беларуси», «Здоровье нации», «Дети Чернобыля», Национального плана действий по охране прав ребенка увеличилась рождаемость, сократилась смертность, возросла средняя ожидаемая продолжительность жизни, уменьшилась младенческая смертность, уровень которой в Беларуси самый низкий среди стран СНГ.

Однако резервы экономического роста, мобилизованные на основе рассмотренной экономической модели, к настоящему времени в основном исчерпаны. Факторами, сдерживающими экономический рост, тормозящими устойчивое развитие, остаются доходящий до 70% износ основных фондов, высокий уровень энергоемкости и себестоимости единицы валового внутреннего продукта по сравнению с развитыми странами, медленное внедрение наукоемких, ресурсосберегающих, экологозащитных технологий.

Приоритетами обеспечения устойчивого развития на современном этапе являются:

♦ формирование многочисленного и сильного среднего класса, доля которого должна превышать 60% населения, для чего необходимо активнее развивать мелкое и среднее предпринимательство путем упрощения процедур регистрации предприятий, сокращения перечня видов лицензируемой деятельности, оптимизацию налоговой системы, поддержку внедрения инновационных технологий через льготное кредитование и субсидирование, преодоление бюрократизма;

♦ постепенное сокращение государственного регулирования экономики при одновременном повышении ответственности субъектов хозяйствования за результаты своей деятельности;

♦ ускорение процессов приватизации и разгосударствления при сохранении в собственности государства недр, водных, земельных и лесных ресурсов, «естественных монополий» (электроэнергетики, железных и автомобильных дорог);

♦ совершенствование системы мотивации трудовой деятельности: недопущение уравниловки, установление жесткой взаимосвязи между результатами труда и размерами оплаты за него, повышение роли нематериальных стимулов (улучшение условий труда, переобучение работников за счет предприятия, возможность максимальной самореализации, карьерного роста).

Одним из основных показателей, характеризующих уровень и качество устойчивого развития, является предложенный в Программе развития ООН (ПРООН) индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он отражает средний уровень достижений страны по таким аспектам развития, как: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, знания, измеряемые уровнем грамотности взрослого населения и совокупным контингентом учащихся и студентов, уровень жизни, измеряемый показателем валового внутреннего продукта на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности. С начала нынешнего века Беларусь входит в группу из 60 стран (из 175 обследуемых) с высоким уровнем ИРЧП.

После состоявшегося в августе-сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге Всемирного саммита Земли на высшем уровне в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» была разработана Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 г. (НСУР – 2020). В ней учтены изменения в стране и мире за последние годы, законы и программные документы, принятые в стране и международные соглашения, намечены мероприятия по гармонизации социального, экономического и экологического развития с тем, чтобы обеспечить необратимый выход Беларуси на путь устойчивого развития. Новой программой предусмотрено решение следующих задач по обеспечению устойчивого развития:

♦ повышение уровня благосостояния нации, изменение структуры потребления;

♦ приоритетное развитие здравоохранения, образования, науки и культуры как важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной и творческой активности граждан, эволюции народного хозяйства;

♦ улучшение демографической ситуации;

♦ переход к природоохранному, ресурсосберегающему, инновационному пути развития экономики;

♦ проведение дальнейших рыночных преобразований с учетом требований устойчивого развития, интересов общества и личности;

♦ повышение эффективности и конкурентоспособности экономики;

♦ усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование экологизированной хозяйственной системы, ее развитие с учетом емкости экологических систем;

♦ рациональное природопользование, предполагающее экономное использование возобновляемых и максимально возможное сокращение потребления невозобновляемых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную и экономически эффективную утилизацию отходов;

♦ развитие международного сотрудничества и социального партнерства внутри страны для сохранения, защиты и восстановления экосистем;

♦ эффективную координацию деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества во всех сферах.

Одним из главных приоритетов в НСУР – 2020 сохранена сильная социальная политика государства, предусматривающая более высокий уровень благосостояния граждан, поддержку социально незащищенных групп населения, поддержание социальной справедливости, поощрение инициативы самой активной части населения. Социальная составляющая стратегии устойчивого развития основана на единстве и взаимосвязи социальной сферы, экономики и экологии.

Основными целями в социальной сфере являются:

♦ достижение научно обоснованных параметров уровня и качества жизни народа;

♦ увеличение средней продолжительности жизни;

♦ улучшение среды обитания;

♦ развитие социальной активности граждан;

♦ планирование и поддержка семьи;

♦ рационализация размеров и структуры личного потребления;

♦ обеспечение равных возможностей для получения образования и медицинской помощи;

♦ защита социально уязвимых групп населения;

♦ формирование сознательного отношения к биосфере как фундаменту жизни.

Для достижения этих целей предполагается решение следующих задач:

♦ общий рост денежных доходов населения, повышения их реального обеспечения и справедливое распределение;

♦ преодоление отставания минимальных социальных стандартов от бюджета прожиточного минимума на основе их опережающего роста по отношению к ценам;

♦ совершенствование структуры доходов населения, повышение роли оплаты труда как основного их источника;

♦ развитие механизмов эффективного и справедливого перераспределения доходов через налогообложение и социальное страхование;

♦ снижение доли бедных до уровня, не угрожающего политической и социальной стабильности;

♦ совершенствование обеспечения нетрудоспособного населения на основе совершенствования пенсионной системы.

Реализация указанных мероприятий позволит обеспечить переход к новому содержанию экономического роста, основанному на принципах индустриальной цивилизации: формирование структуры производства и потребления на основе оценки степени ограниченности ресурсов, оптимального уровня удовлетворения потребностей. С одной стороны, необходимо формирование разумных потребностей человека (использование научно обоснованных нормативов потребления материальных благ и услуг), с другой - максимально возможная экономия ресурсов.

Улучшению положения в области демографии и здравоохранения может способствовать достижение рациональных норм потребления продуктов питания. Будет осуществлен переход от сложившейся структуры с преобладанием «углеводистой» продукции (хлеб, сахар, картофель) к «белково-витаминной» - с содержанием всех основных питательных веществ (в том числе белков, витаминов, жиров, аминокислот).

В общем объеме потребления должна повышаться доля непродовольственных товаров.

Стержневым компонентом в системе «человек – экономика – экология» является экологический императив – согласование целей социально-экономического развития с необходимостью сохранения природной среды обитания. Экологическая политика белорусского государства, идущего по пути устойчивого развития, должна опираться на следующие положения:

♦ приоритетным является право каждого человека на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;

♦ устойчивое развитие должно обеспечить равенство возможностей в сохранении окружающей среды как для нынешнего, так и для будущих поколений;

♦ охрана окружающей среды должна быть неотъемлемым элементом социально-экономического процесса в целом;

♦ деятельность по экологизации хозяйственной и иной деятельности должна обеспечивать устранение причин, а не последствий неблагоприятных техногенных инцидентов;

♦ дальнейшее развитие системы экологического образования и воспитания, формирование экологического мировоззрения и сознания.

Успех и необратимость перехода Республики Беларусь в нынешнем столетии к постиндустриальному обществу на основе устойчивого инновационного развития невозможен без всесторонней и глубокой интеграции страны в мировое сообщество. Это – одна из основных задач внешнеполитической деятельности государства. К настоящему времени в основном оформилась внешнеполитическая доктрина Республики Беларусь, ее основные положения отражены в ст. 18 действующей Конституции:

♦ равенство государств – все страны являются равноправными субъектами международного права независимо от экономического и военного потенциала;

♦ неприменение силы или угрозы силой;

♦ мирное урегулирование споров;

♦ невмешательство во внутренние дела других государств;

♦ нерушимость границ – Республика Беларусь не имеет территориальных претензий к другим странам и не признает таковых к себе;

♦ безъядерность – Республика Беларусь взяла на себя обязательство не создавать свое ядерное оружие и не размещать на своей территории ядерные вооружения других государств;

♦ нейтралитет – Республика Беларусь не рассматривает ни одно государство в качестве противника, не ставит цели вступление в военные организации, направленные против других стран и организаций.

Эти принципы обусловили многовекторность нашей внешней политики – готовность к взаимовыгодному сотрудничеству с любым государством, выражающим такое же намерение. Курс на многовекторность полностью соответствует реалиям текущего столетия и является эффективным путем к всесторонней интеграции Беларуси в мировое сообщество.

Таким образом, важнейшими условиями постиндустриальной модернизации белорусского общества являются национальная консолидация, согласие в стране по основным приоритетам развития, национальная безопасность, тесный союз с Россией, успешное включение страны в европейские и мировые интеграционные процессы.

Вопросы:

1. Что такое общественное развитие?

2. Как представляли причины, механизм и цели общественного развития основоположники марксизма?

3. Что является главным критерием деления истории человечества на эпохи в теории постиндустриального общества?

4. Какие изменения происходят в экономической, социальной и политической сферах общества при переходе к постиндустриальной стадии?

5. Каковы основные черты информационного общества?

6. Почему в Республике Беларусь переход к постиндустриальной цивилизации начался на два десятилетия позже, чем в странах Запада?

7. Как соотносятся понятия «экономический рост», «экономическое развитие», «устойчивое развитие»?

8. Раскройте главные условия стратегии устойчивого развития, предложенной ООН.

9. Что такое индекс развития человеческого потенциала?

10. Назовите основные положения Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, утвержденной в 1997 г.

11. Дайте характеристику белорусской экономической модели и путей ее совершенствования в рамках Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси на период до 2020 г.

12. Каковы основные задачи НСУР – 2020 в социальной сфере?

13. Назовите приоритеты устойчивого развития белорусского государства в области экологии.

14. Изложите содержание современной внешнеполитической доктрины Республики Беларусь.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: