Органы государственной власти и местного самоуправления: правовые проблемы взаимодействия.
Понятие и принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления
Местное самоуправление, хотя и является независимым звеном в системе публичной власти РФ, однако не исключается из процесса управления государством в целом.
Взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления можно определить как совокупность организационно-правовых форм и методов, направленных на совместное решение как общегосударственных, так и местных вопросов. Данное взаимодействие строится на определенных принципах, которые с одной стороны определяют, какими должны быть взаимоотношения между органами государственной власти и местного самоуправления, а с другой - какой должна быть модель поведения в отношениях этих органов друг с другом.
Можно сформулировать основные принципы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления:
− принцип законности;
Он, безусловно, является основополагающим во взаимоотношениях между любыми органами государственного и муниципального управления. Только при неукоснительном соблюдении данного принципа можно реально говорить о правовом управлении.
− принцип целесообразности;
Вполне естественно, что любые взаимодействия между органами государственной власти и местным самоуправлением должны иметь определенный смысл, быть направленными на реализацию общегосударственных целей.
− принцип самостоятельности органов государственной власти и местного самоуправления в пределах их компетенции;
Органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно реализуют свои полномочия в рамках своих предметов ведения, без вмешательства других органов. Принцип самостоятельности органов государственной власти и местного самоуправления в пределах их компетенции не исключает, однако, контроль со стороны других органов за их деятельностью.
− принцип равноправия органов государственной власти и местного самоуправления;
Сущность этого принципа заключается в том, что: во-первых, органы государственной власти и местного самоуправления вступают во взаимоотношения как равные субъекты права; во-вторых, органы местного самоуправления различных муниципальных образований равноправны между собой.
− принцип согласования интересов;
Соблюдение принципа согласования интересов субъекта Федерации и интересов муниципального образования сообразуется с ограничениями их компетенции, поскольку каждый из них должен считаться с правами и интересами другого, обязан содействовать нормальному функционированию как органов государственной власти субъекта Федерации, так и органов местного самоуправления, реализации их полномочий. Указанный принцип в наибольшей степени из всех принципов подвержен правовому регулированию и на его основе может быть создан механизм взаимодействия, поскольку основой взаимных действий может быть только добровольное согласие участников отношений.
− принцип обеспеченности ресурсами;
Он направлен, прежде всего, на обеспечение органов местного самоуправления необходимыми им для реализации возложенных на эти органы полномочий как переданными им государственными, так и относящимися к предметам их ведения ресурсами.
− принцип взаимной ответственности;
Во взаимоотношениях между органами государственной власти и местного самоуправления речь должна вестись не только об ответственности органов местного самоуправления перед государственными, но и об ответственности самих государственных органов.