Социальный инновационный процесс

Социальный инновационный процесс представляет собой сложное явление, в котором раскрываются одновременно и объектная, и предметная области социальной инноватики. Соотнесение инновационных процессов с категорией социального означает, что объектом исследования является не только родовое для традиционной инноватики поле предпринимательства, а вся целостная совокупность отношений, поведения и способов деятельности, образующая среду общественного бытия человека, которая непрерывно обновляясь, обеспечивает коонтогенез индивидов и филогенез человеческого рода, их взаимообусловленность на различных уровнях и общностных пространствах жизнеустройства людей. Представление этой среды как процесса, в котором движетелем является креативное обновление, выводит на определение предметом ее исследования инновационную составляющую этого процесса, т. е. социальный инновационный процесс. Понятие «инновационный процесс» вошло в научный оборот сравнительно недавно. В определениях этого понятия различными авторами мы не находим прямого указания на отнесение инновационного процесса к предмету инноватики. В этом отношении имплицитно рассматривается инновационная деятельность. Однако содержание ряда определений, базирующихся на выделении стадий инновационного процесса, проявляет «точки» выхода на исследование закономерностей в развитии его жизненного цикла и осуществление на этой основе характера и значения происходящих изменений в изучаемом объекте. Так, в «Инновационном словаре» (Haustein H., Mainer H.) инновационный процесс определяется как последовательность этапов воплощения идеи в конкретный полезный результат. При этом выделяются следующие этапы:

восприятие идеи или возможности;

первая концепция оригинальной идеи;

исследование и разработка;

первый выход в производство и на рынок;

применение и внедрение;

усовершенствования и изменения, приносящие доход. В словаре «Научно-технический прогресс» инновационный процесс определяется посредством выделения в нем трех стадий:

от исследований до первого производственного освоения;

от первого освоения до развертывания выпуска в масштабах, достаточных для удовлетворения потребностей всего народного хозяйства;

от производства новшества до его использования конечным потребителем, включая обслуживание и утилизацию изделия.

Ю.А. Карпова, анализируя представленные выше и другие подходы к определению понятия «инновационный процесс», основанные на выделении одной или нескольких стадий развернутого во времени и пространстве предпринимательской деятельности процесса создания и распространения новшества, и считая их зауживающими раскрытие этого понятия, представляет собственное, обобщенное выделение стадий:

осознание или прогнозирование общественных потребностей;

поиск концепции решения проблемы; исследование проблемы;

разработку;

освоение; распространение (диффузия новшеств);

воплощение их в культурные нормы и образцы.

При этом утверждается, что инновационные процессы происходят в любой сфере жизнедеятельности общества и человека. Соответственно инновации определяются как социальные, экономические, технические, технологические, нформационные, педагогические, психологические, управленческие, финансовые, политические и т. д. Соглашаясь с позицией Ю.А. Карповой в части признания универсальности инновационного процесса по отношению ко всем сферам общественной жизни, и принимая иллюстрацию этой универсальности широким перечнем областей его действия, следует в то же время отметить недостаточность и этого представления о социальном инновационном процессе. Во-первых, как и в других анализируемых автором раскрытиях содержания и алгоритма инновационного процесса, источником инноваций определяется субъективный фактор (идея, осознание, прогнозирование, исследование и т. д.). Такой подход относит источники и развитие инновационного процесса исключительно к сфере сознательной деятельности человека. При этом не учитывается, что новации отношений, поведения и деятельности в социуме могут возникать и возникают чаще всего спонтанно, а затем уже воспринимаются, осознаются, воплощаются с участием управления как вида сознательной деятельности. Во-вторых, социальная сфера равноположена с экономической, технической, информационной, психологической и другими сферами жизнедеятельности человека и сообществ. Такое дифференцирование – следствие бытующего в науке и практике «узкого» представления о социальном как относящемуся к социальной работе, образованию, здравоохранению, науке, культуре и другим видам деятельности по обеспечению общественных потребностей. Если же рассматривать социальное в самом широком его понимании как возникшем в природе явлении сопряженности живых существ в их жизнеустройстве и жизнедеятельности, эволюционно переданном в высшей его форме человечеству, то перечисленные выше и другие сферные дифференциации инноваций следует отнести к средствам обеспечения человекомерного развития социального. Соответственно этому социальный инновационный процесс можно представить как проявление эволюции природы в человеческом мире и, следовательно, признать его объективное значение в качестве направляющего параметра по отношению к инновационным процессам в других сферах жизнеобеспечения человека. Такое представление социального инновационного процесса позволяет выделить в его фундаментальных основаниях общие с природой характеристики и те, которые имплицитно или исключительно свойственны человеческому миру. К общим относятся условия и механизмы возникновения нового. Так же как и в дочеловеческой живой природе, новшества в социальной жизни являются производными самоорганизации. Аналогичны базисные условия этого процесса – неоднородность индивидов и их сообществ, а также среды их жизнедеятельности и развития; неравновесность состояний в момент возникновения новаций; необратимость происходящих изменений и т. д. Аналогичны и механизмы возникновения нового в отношениях и поведении – напряженное взаимодействие, перемешивание и взаимопроникновение противоположностей с продуцированием параметров порядка, которые всегда инновационны по отношению к предшествовавшим состояниям и взаимодействиям акторов. Имеется много общего и в деталях запуска и развития инновационных процессов (см. подробнее в разделе «Природа инноваций»).Специфика социальных инновационных процессов обусловлена присущей исключительно человеку способностью познавать себя и окружающий мир, сознательно относиться к реальности, осознавать свои потребности, управлять процессом их удовлетворения, включая при этом знания, умения и волю, учитывая ограничения поведения и деятельности. На этой основе процессы социальной самоорганизации в той или иной мере испытывают влияние управления как сознательного целенаправленного действия, включенного во внутренний механизм самоорганизации или исходящий из внешней среды. В связи с этим процессы возникновения и распространения нового могут инициироваться, сознательно производиться и направляться в область интересов субъектов управления. Вместе с тем в любой процесс управления изменениями включена социальная самоорганизация, которая может поддерживать и даже усиливать управленческие действия, а может их корректировать и даже подавлять ответно продуцируемыми инновациями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: