Издержки производства. Сущность и структура. Классификация издержек

Издержки - это оплата приобретения факторов производства.

Маркс, рассматривая издержки, анализировал их с целью изучить особенности эксплуатации наемного труда. Он считал, чтобы произвести товар, общество должно затратить как живой, так и овеществленный труд. Живой труд он делит на необходимый и прибавочный.

Необходимый труд - это заработная плата наемных работников.

Прибавочный труд - это тот труд, который присваивает себе капиталист.

Эти затраты труда образуют стоимость товара, которую он назвал издержками общества.

Затраты, которые понес капиталист, Маркс называет издержками производства.

Издержки производства = издержки общества - прибавочная стоимость.

Таким образом, Маркс выносит прибыль за пределы издержек.

Кроме издержек производства, Маркс выделяет издержки обращения, но учитывает в них только производительные, т.е. те, которые являются продолжением процесса производства. Издержки по организации торговли Маркс не считает ценообразующими.

Экономисты, в отличие от Маркса, рассматривают издержки с точки зрения хозяйственника и считают, что предприниматель ждет доход от всех издержек без исключения. На основе этого они включают в издержки прибыль предпринимателя, оценивая ее, как плату за риск.

Классификация издержек в зависимости от влияния на них увеличения объема производства: издержки делятся на постоянные (FC) и непостоянные (VC)
Постоянные издержки зависят от объема производства. Это арендная плата, проценты по кредиту, административно-управленческие расходы и т.д.
Переменные издержки - расходы, которые зависят от количества выпускаемой продукции - сырье, материалы, заработная плата и т.д.
FC + VC = TC
TC - валовые (общие) издержки.

Для измерения издержек на производство единицы продукции используются категории средних издержек, с помощью которых фирма может определить свою прибыльность.

,где:
ATC - средние валовые издержки;
AFC - средне-постоянные издержки на единицу продукции;
AVC - средне-переменные издержки на единицу продукции;
Q - объем произведенной продукции.
Цена = АТС + П
П = Цена - АТС
АТС = Цена - фирма имеет нулевой эффект
АТС > Цена - фирма несет убытки
АТС < Цена - фирма получает прибыль

В зависимости от метода оценки затрат различают бухгалтерские и альтернативные (экономические) издержки.
Бухгалтерские издержки - это фактически расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения.
Альтернативные издержки - это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных способах использования ресурсов.

С точки зрения поступления средств, издержки делятся на внешние (явные) и внутренние (не явные).
Внешние издержки - это денежные затраты фирмы на приобретение факторов производства со стороны.
Внутренние издержки - это неоплаченные издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс.

С целью определения максимального выпуска продукции, на которые может пойти фирма, рассчитывают предельные (МС) издержки - это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единице продукции по сравнению с данным объемом производства.

Предельные издержки определяют стратегию фирмы и возможность увеличения объема производства.

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Черты совершенной конкуренции[править | править исходный текст]

· Количество продавцов стремится к бесконечности

· Все фирмы производят абсолютно одинаковые (идентичные) товары и услуги.

· Равнодоступность по местоположению и затратам времени всех фирм.

· Все покупатели абсолютно информированы о существовании всех продавцов и оценок на их товары и услуги


В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.

Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.

В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисовкейнсианцы пришли к выводу, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого можно лишь благодаря внешнему вмешательству.

Несовершенная конкуренция (Imperfect competition) — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

В отличие от модели рынка совершенной конкуренции, которая является абстракцией и практически не существует в реальной жизни, а только в теории, рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике — это рынки несовершенной конкуренции.

Признаки несовершенной конкуренции:

  • наличие входных барьеров в отрасль;
  • дифференцированность продукции;
  • основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;
  • возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.

В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т.е. когда MC = MR) наступит тогда, когда средние издержки не достигнут своего минимального уровня, а цена будет выше средних издержек:

(MC = MR) < AC < P

Примеров рынков несовершенной конкуренции можно привести привеликое множество. К ним можно отнести рынок газированных напитков во главе с компаниями-лидерами Coca-Cola и Pepsi, рынок автомобилей (Toyota, Honda, BMW и др.), рынок бытовой техники и электроиники (Samsung, Siemens, Sony) и др.

Существуют такие виды несовершенной конкуренции как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Таблица


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: