Периодизация средневекой философии
· Зарождение средневековой философии - 2-5 вв.
· Период патристики - 3 - 8 вв.
· Период схоластики - 8 - 14 вв.
· Период заката - 15 - 16 вв.
· Период зарождения средневековой философии
Под понятием средневековой философии обычно понимают исторический своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма. Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма. Средневековая философия осуществляла рациональную рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения.
Для этого периода характерно, что философские учения поздней античности постепенно сакрализуются: философия теологизируется, а религия начинает серьезно интересоваться философией. Период зарождения средневековой философии приходится на позднюю античность, которая уже отошла от основной интуиции античности - интуиции космоса - и обратилась к религиозной проблематике. Это относится прежде всего к мистицизму Плотина, теософическому иератизму Ямвлиха и учению Прокла.
|
|
Не будучи философией в греческом смысле этого термина, общее видение реальности и человека в контексте Библии содержит в себе целую серию фундаментальных идей, в первую очередь, философского плана. Более того, некоторые из этих идей обладают такой силой, что их распространение как среди верующих, так и неверующих, необратимым образом изменило духовный облик западного мира. После диффузии библейского послания стали возможны три позиции:
а) философский поиск различимости двух сфер — разума и веры
б) философствование вне веры и против веры
в) философствование в вере.
Философствование, игнорирующее веру в том смысле, как если бы библейское послание никогда не заявляло о себе в истории, стало отныне невозможным.
Главные черты философии средних веков
Ретроспективизм и традиционализм, то есть, обращенность в прошлое. Чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее.
Дидактизм, учительство. Почти все известные мыслители средневековья были проповедниками или преподавателями богословия.
Монолитность формы и консерватизм содержания. Это было необходимо для того, чтобы точнее и полнее передать потомкам истину откровения.