Беркли утверждал, что деление на первичные и вторичные качества ошибочно, так как фактически все качества вторичны и их существование сводится к способности быть воспринятыми. Соответственно и понятие «материя» в смысле ее существования как чего-то объективного, субстанционального не имеет смысла, так как нет ничего вне нашего сознания. Существует лишь духовное бытие, в котором Беркли выделяет идеи как некие воспринимаемые нами качества. Они пассивны, существуют в человеке в виде страстей и ощущений и не являются копией предметов внешнего мира. Кроме того, в духовном бытии имеются «души», которые выступают в качестве активного начала, в качестве причины. Сходную позицию в области гносеологии занимает Юм, который усиливает агностицизм Беркли.
Давид Юм. (1711 - 1776) Сын небогатого Шотландского помещика. Юм - скептик, агностик. Окончил Эдинбургский университет. После поездки во Францию издал “Трактат о чел. природе”, “Опыты нравственные и политические”. Он был знаком с французскими просветителями (Деламбер, Гельвеций, Дидро).
|
|
Задача знания быть руководством для практической ориентации. При этом единственным предметом достоверного знания Юм считает объекты математики. Все другие объекты исследования касаются только фактов, которые не могут быть доказаны логически, а выводятся исключительно из опыта.
Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток впечатлений. Причины, порождающие эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем даже знать существует ли вешний мир. Существуют впечатления наших чувств (ощущений) и впечатления внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов первоначальных ощущений зависят идеи памяти и воображения. Ни одна идея не может быть образована без предшествующего ей впечатления.
Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно, ни путем док-ва. Возможно, причинная связь и существует. Возможно, что из 2 событий, следующих одно за другим, предыдущее событие действительно причина, а послед. - следствие. Но так это или не так - установить невозможно. Даже если причинная связь существует, она непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от наблюдения в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд. (за весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же последовательность будет и будущем. Почему люди действ подобным образом? это результат привычки. Однако действие привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в достоверность истинного знания - скептицизм.
Поток наших впечатлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и этого вполне достаточно для ориентации в мире.
В онтологии (учении о бытии) Юм отрицает существование категории субстанции и сводит идею субстанции к идее совокупности отдельных качеств.
В философии религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеют определенную аналогию с чел разумом. Отвергает всякое богословие. Религия не может быть основой морали.