Аспекты качества продукции

Понятие и сущность категории «управление качеством продукции»

Качество – ёмкая, сложная и универсальная категория. В настоящее время существует множество разнообразных аспектов понятия «качество»: философский, экономический, социальный, управленческий, личностный, технический, правовой и другие. Каждый из подходов содержит свои трактовки и понимание содержания этой категории в зависимости от объекта исследования.

Международный стандарт ИСО 8402-86

Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности

Фейгенбаум А. Качество изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплутационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации

Качество есть степень удовлетворения потребителя. Для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла эти требования

Специфика стратегии управления качеством

Стратегия УК - это модель решений, принимаемых компанией, которая определяет цели, политику, планирование достижения целей и человеческих отношений. Стратегия УК может рассматриваться как описание того, что в данной организации понимается под качеством продукции и процесса его производства, а также мер, необходимых для достижения качества и выживания в условиях рынка.

Основой стратегии УК предприятий является концепция, подразумевающая изменение культуры организации

Также для повышения конкурентоспособности предприятий может быть разработана стратегия УК, включающая три основных компонента:

1) УК кадров в организации;

2) УК производства. Можно выделить области, охватывающие работу системы в целом, ее обратные связи и проблемы улучшения качества на предприятии при более тесной взаимосвязи всех его подразделений;

3) сосредоточение внимание не на выявлении брака, а на его предупреждении, тщательном контролировании производственного процесса и осуществлении деятельности в соответствии с концепцией «регулирование качества».

3. В настоящее время мерой качества изделий служит степень удовлетворенности потребителя изделием, определяемая соотношение стоимости и ценности (потребительной стоимости) изделия:

Качество = Удовлетворенность потребителя = Ценность / Стоимость

Аспекты качества продукции

В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапов:

1. Принятие решений о том, что стоит производить.

2. Проверка готовности производства и распределение организационной ответственности.

3. Процесс изготовления продукции или предоставления услуг.

4. Устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем.

5. Разработка долгосрочных планов по качеству.

Система управления качеством продукции опирается на следующие взаимосвязанные категории управления: объект, цели, факторы, субъект, методы, функции, средства, принцип, вид, тип критериев и др.

4.

1. Фаза отбраковки

Она началась вместе с ремеслом и вошла в практику отдельных мастеров, которые проверяли свою работу, мастеров, которые наблюдали за работой подмастерьев, покупателей, которые тщательно перебирали изделия, чтобы сделать покупку.

В 70-х гг. XIX века в оружейном производстве (заводы Сэмюэля Кольта) родилась идея стандартного качества - изделия собирались не из подогнанных друг к другу деталей, а из случайно выбранных из партии, то есть взаимозаменяемых деталей. Перед сборкой эти детали проверялись с помощью калибров и негодные отбраковывались. Контроль и отбраковку осуществляли специально обученные контролеры.

«Потребитель должен получать только годные изделия, т.е. изделия, соответствующие стандартам. Основные усилия должны быть направлены на то, чтобы негодные изделия (брак) были бы отсечены от потребителя».

2. Фаза управления качеством

Эта фаза начинается с 20-х гг. ХХ в. Одним из замечательных достижений практики управления качеством (УК) стало создание аудиторской службы качества.

Ядро концепции обеспечения качества на этой фазе:
«Сохраняется главная цель - потребитель должен получать только годные изделия, т.е. изделия, соответствующие стандартам. Отбраковка сохраняется как один из важных методов обеспечения качества. Но основные усилия следует сосредоточить на управлении производственными процессами, обеспечивая увеличение процента выхода годных изделий».

Внедрение концепции обеспечения качества в практику позволило значительно повысить эффективность производства при достаточно высоком качестве изделий и услуг, что создало условия для формирования глобального рынка товаров и услуг.

3. Фаза менеджмента качества

Начало фазы менеджмента качества принято отсчитывать с 1950 г. Поворотным событием стало выступление с лекциями перед ведущими промышленниками Японии доктора Эдвардса Деминга, руда и качественный менеджмент на всех уровнях, то есть такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы».

Программа базировалась уже не на совершенствовании только производственных процессов, а системы в целом, на непосредственном участии высшего руководства компаний в проблемах качества, обучении всех сотрудников компаний сверху донизу основным методам обеспечения качества, упора на мотивацию сотрудников на высококачественный труд. Место концепций недопущения брака к потребителю и увеличения выхода годных изделий заняла концепция «0 дефектов».

Можно сказать, что именно на этой фазе обеспечения качества сложился менеджмент качества в его современном понимании.

4. Фаза планирования качества

Эта фаза стала зарождаться в середине 60-х гг. ХХ в. Основы концепции новой фазы:

- идея, что большая часть дефектов изделий закладывается на стадии разработки из-за недостаточного качества проектных работ;

- перенос центра тяжести работ по созданию изделия с натурных испытаний опытных образцов или партий на математическое моделирование свойств изделий, а также моделирование процессов производства изделий;

- замена концепции «0 дефектов» концепцией «удовлетворенного потребителя»;

- предоставление потребителю высокого качества за приемлемую цену, которая постоянно снижается, т.к. конкуренция на рынках очень высока.

5. Говоря о передовом опыте в области управления качеством, нельзя не вспомнить об отечественной практике совершенствования качества. Было рождено много отечественных систем и одна из лучших – система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), заведомо опередившая свое время. Многие принципы КАНАРСПИ актуальны и сейчас. Автором системы был главный инженер Горьковского авиационного завода Т. Ф. Сейфи. Он одним из первых понял роль информации и знаний в управлении качеством, перенес акценты обеспечения качества с производства на проектирование, большое значение придавал испытаниям. Справедливо считать Т. Ф. Сейфи выдающимся специалистом в области управления качеством.

Класс

Специфика управления качеством в России заключалась в том, что эффективные системы управления качеством создавались на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК). Именно в ВПК были распространены методы обеспечения качества на стадиях исследования и проектирования новой продукции, статистический контроль качества с применением контрольных карт, специальные стандарты.

Практика использования в советской промышленности комплексных систем управления качеством выявила их многочисленные недостатки, которые не позволяли изготавливать конкурентоспособную продукцию:

- слабое методическое руководство со стороны отраслевых и головных организаций по стандартизации и управлению качеством;

- пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем управления качеством;

- формальное отношение к организации систем управления качеством;

- недооценку роли обучения персонала методам управления качеством;

- работу по управлению качеством возглавляли отделы технического контроля, а не первые руководители предприятия, что создавало противоречия между руководителями и ОТК при работе «на план» и «за качество»;

- недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции;

- недостаточный уровень материально - технического, технологического и метрологического обеспечения производства;

ификация отечественных систем управления качеством

Название системы Дата и место создания Основная суть системы Критерий управления Объект управления Область применения
БИП 1955 г. Саратов Строгое выполнение технологичес-ких операций Единичный: соответствие качества результата труда требованиям НТД Обобщенный: процент сдачи продукции с первого предъявления Качество труда индивидуаль-ного исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей Произ-водство

О к о н ч а н и е т а б л. 2

Название системы Дата и место создания Основная суть системы Критерий управления Объект управления Область применения
СБТ 1961 г. Львов Высокий уровень выполнения операций всеми работниками Единичный: соответствие качества результата труда установленным требованиям Обобщенный: коэффициент качества труда Качество индивидуаль-ного исполнителя. Качество труда коллек-тива через качество труда отдельных исполнителей Любая стадия жизнен-ного цикла продук-ции
КАНАРСПИ 1958 г. Горький Высокий уровень конструкции и технологической подготовки производства Соответствие качества первых промышленных изделий установленным требованиям Качество изделий и качество труда коллектива Проек-тирова-ние+тех-нологи-ческая подготов-ка произ-водства, производ-ство
НОРМ 1964 г. Ярославль Повышение технического уровня и качества изде- лий Соответствие достигнутого уровня мото-ресурса запланированному значению при ступенчатом планировании Качество изделия и качество труда коллектива Жиз-ненный цикл продук-ции
СУКП 1975 г. Львов Управление качеством на базе стандар-тизации Соответствие качества продукции высшим достижениям науки и техники Качество изделия и качество труда коллектива Весь жизненный цикл продук-ции
КСУКП и ЭИР КСПЭП 1980 г. Днепропет-ровск Краснодар Управление качеством продукции и эффектив-ностью производства Эффективность производства, достигаемая за счет повышения качества Качество продукции, экономические показатели предприятия Жизнен-ный цикл продук-ции

6.

1. Фаза отбраковки

Она началась вместе с ремеслом и вошла в практику отдельных мастеров, которые проверяли свою работу, мастеров, которые наблюдали за работой подмастерьев, покупателей, которые тщательно перебирали изделия, чтобы сделать покупку.

В 70-х гг. XIX века в оружейном производстве (заводы Сэмюэля Кольта) родилась идея стандартного качества - изделия собирались не из подогнанных друг к другу деталей, а из случайно выбранных из партии, то есть взаимозаменяемых деталей. Перед сборкой эти детали проверялись с помощью калибров и негодные отбраковывались. Контроль и отбраковку осуществляли специально обученные контролеры.

Выдающийся вклад в развитие этой фазы внесли американские автомобилестроители - Генри Мартин Леланд (основатель фирмы «Кадиллак») и Генри Форд. Генри М.Леланд впервые применил в автомобильном производстве работу по калибрам и придумал пару «проходной» и «непроходной» калибр.

Г.Форд применил сборочный конвейер и ввел вместо входного контроля комплектующих на сборке выходной контроль на производствах деталей. Он также создал отдельную службу технического контроля, независимую от производства.

Научным обобщением и обоснованием опыта, накопленного на этой стадии, стали работы американского ученого, инженера и менеджера Фредерика У. Тейлора, соратника Г. Форда. Именно им предложена концепция научного менеджмента, включившая системный подход, кадровый менеджмент, идею разделения ответственности между работниками и управленцами в обеспечении качественной и эффективной работы организации, идею научного нормирования труда. Он разработал основные идеи иерархической структуры управления организацией, которые в окончательном виде сформулировали Анри Файоль и Макс Вебер. Основу концепции обеспечения качества этой фазы можно сформулировать так: «Потребитель должен получать только годные изделия, т.е. изделия, соответствующие стандартам. Основные усилия должны быть направлены на то, чтобы негодные изделия (брак) были бы отсечены от потребителя».

2. Фаза управления качеством

Эта фаза начинается с 20-х гг. ХХ в. Точкой отсчета считаются работы, выполненные в Отделе технического контроля фирмы «Вестерн Электрик», США. В мае 1924 г. сотрудник отдела доктор Шухарт предложил метод построения диаграмм, известных сегодня по всему миру как контрольные карты Шухарта.

Одним из замечательных достижений практики управления качеством (УК) стало создание аудиторской службы качества.

Ядро концепции обеспечения качества на этой фазе:
«Сохраняется главная цель - потребитель должен получать только годные изделия, т.е. изделия, соответствующие стандартам. Отбраковка сохраняется как один из важных методов обеспечения качества. Но основные усилия следует сосредоточить на управлении производственными процессами, обеспечивая увеличение процента выхода годных изделий».

Внедрение концепции обеспечения качества в практику позволило значительно повысить эффективность производства при достаточно высоком качестве изделий и услуг, что создало условия для формирования глобального рынка товаров и услуг.

3. Фаза менеджмента качества

Начало фазы менеджмента качества принято отсчитывать с 1950 г. Поворотным событием стало выступление с лекциями перед ведущими промышленниками Японии доктора Эдвардса Деминга, американца. За 12 лекций доктор Деминг встретился с сотнями ведущих менеджеров японских фирм. Им и Джозефом М. Джураном была разработана программа, основной идеей которой было: «Основа качества продукции - качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях, то есть такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы».

Программа базировалась уже не на совершенствовании только производственных процессов, а системы в целом, на непосредственном участии высшего руководства компаний в проблемах качества, обучении всех сотрудников компаний сверху донизу основным методам обеспечения качества, упора на мотивацию сотрудников на высококачественный труд. Место концепций недопущения брака к потребителю и увеличения выхода годных изделий заняла концепция «0 дефектов».

Основной вклад в развитие как этой фазы, так и последующей, внесли:

- Ф.Кросби (Crosby, Philip B.) - в 1964 г. предложил программу «0 дефектов»;

- Э. Деминг (Deming W. Edwards) - один из ведущих специалистов по статистическим методам обеспечения качества. Он предложил программу менеджмента качества из 14 пунктов, разработал принцип постоянного улучшения качества, которые произвели революцию в японской промышленности. В 1951г. была учреждена очень престижная ежегодная премия его имени. С 1980г. американская ассоциация статистики также присуждает премию имени Э. Деминга;

- А. Фейгенбаум (Feigenbaum Armand V.) - разработал принципы тотального УК и параллельного (одновременного) инжиниринга;

- К. Ишикава (Ishikawa, Kaori) - придумал «круг качества», предложил диаграммы «причины - следствие» (диаграмма Ишикавы), разработал концепцию УК, в котором участвует весь коллектив предприятия;

- Д. Джуран (Juran, Joseph M.) - разработал принцип «триад качества»;

- В. Месинг (Masing Walter) - предложил «справочник по качеству» как основной документ системы обеспечения качества предприятия.

Можно сказать, что именно на этой фазе обеспечения качества сложился менеджмент качества в его современном понимании.

4. Фаза планирования качества

Эта фаза стала зарождаться в середине 60-х гг. ХХ в. как развитие идей предыдущей фазы в направлении более полного удовлетворения запросов потребителей. Необходимость развития этой фазы связана с развитием мирового рынка товаров и услуг, резким обострением конкуренции на этом рынке и политикой государственной защиты интересов потребителей.

Основы концепции новой фазы:

- идея, что большая часть дефектов изделий закладывается на стадии разработки из-за недостаточного качества проектных работ;

- перенос центра тяжести работ по созданию изделия с натурных испытаний опытных образцов или партий на математическое моделирование свойств изделий, а также моделирование процессов производства изделий;

- замена концепции «0 дефектов» концепцией «удовлетворенного потребителя»;

- предоставление потребителю высокого качества за приемлемую цену, которая постоянно снижается, т.к. конкуренция на рынках очень высока.

Основные идеи новой фазы высказаны в научных работах Г. Тагути: предложил функцию потерь качества, разработал методику планирования промышленных экспериментов.

В рамках фазы планирования качества практически удается преодолевать противоречие между качеством и эффективностью производства в его существовавших формах, и новая фаза возникает при проявлении новой формы этого противоречия.

9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: