Взаимодействие внешнего и внутреннего

Стоит иметь в виду, что внутреннее построение непосредственная связана с внешней структурой и является ее функцией, как в функциональном, так и в композиционном аспектах.

Проектирование объекта как системы дает понимание связи объекта с внешней средой. Градостроительный подход определяет каждый архитектурный объект как систему, которая входит в состав другой, более сложной пространственной системы; относительно нее первая система выступает как компонент. Да, жилой дом - система относительно его компонентов - секции и квартир, в то же время он один из компонентов пространственной системы - группы домов или ансамбля. Внешняя и внутренняя структура всегда находятся в единстве и взаимопроникновении.
Схема 8

Относительность категории системы и ее компонентов:

1 - квартира; 2-жилищный дом - система относительно квартир и компонент группы домов; 3 - группа домов; 4 - жилищный комплекс; 5 - жилищный район; 6 - город

Выбор взаимосвязей внешнего и внутреннего пространства влияет на архитектурный и конструктивный замысел проекта, на композиционный прием в целом.

Формирование интерьера во взаимодействии с внешней естественной средой повышает комфортные - функциональные и эстетичные качества решения внутреннего пространства. Раскрытие общественных и жилищных домов к окружающей среде служит средством художественно эмоционального и психофизиологического влияния.

Необходимо учитывать последовательность эстетичных впечатлений, которые возникают при движении вне здания и внутри ее. "Совершенство организации внутреннего движения и станет основным биологическим качеством создаваемого нами организма, иначе говоря, степенью связи между осуществленным сооружением и его назначением" [Ле Корбюзье, 110].

Таким образом, предметом архитектурного проектирования становится взаимодействующая система архитектурного объекта и среды.

17. Методология индивидуального творческого поиска;

Дается представление о том, что концептуальность творческого метода архитектора кроется в принципиальной возможности активизации безграничного потенциала содержания средств и методов творчества, накопленных профессией, их значение для культуры и общества; в уникальности энергетического каркаса творческого метода архитектора; в возможности развития и интенсификации потенциала творческой личности. Важнейшей задачей концепции является приведение синтезированного знания в состояние, обеспечивающее движение знания от его высших уровней через образовательные программы к уровню практической деятельности.

Представлена совокупность авторских определений творческого метода архитектора

 творческий метод архитектора как синтез методов, детерминируемых проблемами реальной действительности; философско-мировоззренческого, художника, инженера, ученого и т.д.

 творческий метод архитектора как общекультурное явление;

 творческий метод архитектора как инструментарий познания и отражения реальной действительности;

 творческий метод архитектора как творчество;

 творческий метод архитектора как научный процесс;

 творческий метод архитектора как моделирование;

 творческий метод архитектора как способ реализации человеческих потребностей в формировании среды обитания и создания архитектурных миров.

Эволюционное развитие количественно-качественных показателей содержания творческого метода архитектора возможно в соответствии с общей теорией систем, через основные понятия: нуль (пустая)–система; объект-система; система объектов; абстрактная система. На современном этапе актуальнейшей задачей является формирование творческого метода архитектора как «объекта-системы», которая должна отвечать следующим условиям:

 достижение целостности и взаимосвязанности всех компонентов, аспектов и элементов как единого функционального образования;

 наличие энергетических сил, способных осуществлять непрерывный процесс жизнедеятельности «объекта-системы» и инициирование креативности;

 наличие системы каркасов, координирующих действие всех конструирующих объект сил;

 целеобусловленная направленность функционирования «объекта-системы» на совершенствование качества профессиональной подготовки, на совершенствование качества среды обитания;

 адаптированность «объекта-системы» к внутренним и внешним воздействиям, к меняющимся социальным, культурным и средовым контекстам;

 способность «объекта-системы» входить в контакт с другими подобными объектами и интегрироваться с их важнейшими положениями и тем самым инициировать крайне необходимое преобразование творческого метода архитектора из фазы «объекта-системы» в фазу «система объектов».

Главным предметом теории архитектуры предлагается считать «проектную модель», которая как метаидея должна способствовать не только овладению известными универсалиями архитектурного творчества, но и развитию их потенциала, открывая простор креативности, постоянному обновлению мира архитектуры.

Понятие «Энергетический каркас» творческого метода архитектора – основа понимания предпосылок жизнедеятельных процессов цивилизации. Структурно его можно представить как «энергетический реактор», «главные русла» образуют философия и законы естественных наук, «второстепенные потоки» составляют средства материализации архитектурного мира; закономерности этики, эстетики и архитектурной композиции представляются «капиллярами», насыщающими жизненной, одухотворенной силой материальную среду.

Осознание механизма функционирования «Энергетического каркаса» вооружает архитектора теоретическим обоснованием постоянного поиска новизны и совершенства в творческой деятельности.

В целях обоснования введения философско-мировоззренческого метода в состав синтеза творческого метода архитектора исследована закономерность взаимодействия философии и архитектуры; разработана модель архитектурной картины мира, а так же табличная форма универсалий созидательного процесса.

В исследовании выявлены и наполнены содержанием рациональные и иррациональные компоненты творческого метода архитектора с активным включением в них парадигм классической науки, теории самоорганизации, методов креативного творчества. Творческий метод архитектора представляет собой целостную совокупность структур и систем, взаимодействующих на принципах теории самоорганизации, открытую для дальнейшего развития и адаптации к социальным, культурологическим, историческим и природно-географическим контекстам.

Двойственность природы архитектуры как синтеза материального и духовного достигается на основе интеграции креативных и рациональных методов архитектурно-проектной деятельности с использованием научных принципов познания и отражения реальной действительности.

Теоретической основой творческого метода архитектора можно считать базис научного, мировоззренческого, практического опыта многих поколений зодчих, воплощений в значительных объектах архитектурного и градостроительного творчества.

Научно-теоретический базис включает в себя основы парадигмы классической науки (понятия, определения, категории, принципы), парадигмы теории самоорганизации (случайность, непредсказуемость, состояние мира вещей и явлений в непрерывном развитии). Эти парадигмы в совокупности способствуют формированию современной культуры мышления в целом и пластики мышления в частности и, тем самым, инициируют креативность.

Законы и категории диалектики являются доминирующей научно-теоретической базой структуры творческого метода архитектора: его универсалии и его основы (философско-мировоззренческие, композиционно-художественные, научно-теоретические, методологические, инженерно-технологические, социальные, культурологические, экологические) органично входят в содержание теоретических основ. Ось взаимодействия, проходящая от предпосылок через творческий процесс до создания произведения, так же входит в теоретические основы метода. Современные концепции и конвенции, региональные, средовые и культурно-исторические предпосылки, пульс современности – непременное содержание теоретических основ творческого метода архитектора.

Методической основой творческого метода архитектора, определяемой категорией «арсенал», является совокупность деятельностных процессов, приводящих в движение, в состояние творческого поиска многочисленные компоненты и аспекты универсалий созидания. Методологические основы представляются органичным развитием универсалий теоретических основ, когда структурность трансформируется в системность, когда между многочисленными компонентами проявляются разносторонние связи, когда проектные процедуры по своему профессионльно-качественному уровню соответствуют рангу творческой деятельности.

Методические основы включают в себя: широкий спектр методов, приемов и подходов к решению задач, научных исследований; процесс познания и отражения реальной действительности; философию как стержнезацию и цементацию; диалектику как источник, механизм и тенденцию развития архитектурной деятельности и самой архитектуры; культуру проектного мышления; цикл познавательной деятельности и особенно духовно-практическое звено цикла познания.

К структуре методических основ творческого метода архитектора автором разработаны: идеология опережающего профессионального развития; матрица метода тактико-стратегического развития процесса проектного моделирования, матрица метода архитектора; категории эмоционально-тектонической содержательности; собирательная классификация методов; древо потоков методологического творчества; педагогические стратегии и тактики.

Профессионализм, гуманитарная ориентация сознания и морально-волевые качества проектанта – это важнейшие составляющие интеллектуализации методологического творчества.

Образовательный процесс должен осуществляться не просто через сумму отдельно взятых методов, способов, подходов, не через отдельно взятые аспекты философии и науки, композиционно-художественные средства и приемы, а непосредственно через творческий метод архитектора как целостную совокупность универсалий, значений и смыслов.

Творческий метод архитектора имеет огромный потенциал, играет определяющую роль в теории архитектуры.

Многообразие содержания процесса познания и отражения реальной действительности при создании мира архитектуры убеждает в необходимости поднять проектную культуру на высоту, достойную многовековой истории зодчества и его исторических перспектив, его креативного потенциала, подтверждая тем самым традиционно высокий статус архитектуры как важнейшего созидательного средства общества. Представляется, что концепция творческого метода архитектора, понимаемая как открытая к дополнениям и развитию система, способна стать питательной средой становления и роста творческого мировоззрения новых поколений архитекторов, залогом широты их сознания, ответственности устремленности в будущее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: