Ø Прислушивайтесь к словам собеседника. Возможно, вы услышите нечто такое, что может послужить отправной точкой для разумного компромисса или договоренности и даже оказаться интереснее того, что вы хотели предложить вначале.
Ø Поставьте себя на его место, постарайтесь его понять. Во-первых, он сразу станет меньше сердить вас. Во-вторых, с позиции оппонента лучше видна вся картина, следовательно, проще добиться взаимного согласия.
Ø Показывайте, что вы слушаете и слышите его. Дискуссия не должна напоминать разговор двух глухих людей.
Ø Наблюдайте за своим собеседником: он нервничает, спокоен, хочет поскорее закончить разговор? В соответствии с этим подбирайте аргументы. Для этого очень пригодится знание «языка жестов».
Ø Дайте собеседнику выговориться. У него появится ощущение, что он сказал все, что хотел.
Ø Не перебивайте. Это порождает тревогу, недовольство и раздражение.
Ø Избегайте грубых слов и крепких выражений. Ничего не решая, они лишь ухудшают ситуацию.
|
|
Ø Подумайте над тем, чего конкретно добивается ваш собеседник. В чем вы можете пойти ему навстречу.
Ø Ищите, что вас объединяет, даже если вы враги.
Ø Сосредоточьтесь на чем-то одном. Лучше в малом убедить собеседника, чем без толку обсуждать с ним ряд крупных проблем.
Ø Не стремитесь к мгновенным результатам: некоторым нужно время, чтобы «переварить» сказанное.
Ø Повторяйте аргументы и проверяйте, хорошо ли вас поняли.
Ø Не бойтесь переспрашивать, если чего-то не поняли или недослышали.
Ø Не задавайте нескромных вопросов.
Ø Изящно уклоняйтесь от опасных тем.
Ø Желательно не раздражать собеседника самоочевидными суждениями: «Лошади жуют овес», а «Самолет летает по воздуху» и т.д.
Ø Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник, поощряйте его к этому.
Ø Пусть ваш собеседник считает, что мысль, на которую вы его натолкнули, принадлежит ему. Увидите, что это великодушие обернется для вас успешными переговорами, т. к. ваш собеседник будет считать, что его решение продиктовано его собственными соображениями и горячо будет его впоследствии отстаивать.
Ø Всегда взывайте к более благородным мотивам. У каждого поступка есть два мотива - один подлинный, другой оправдательный. Обычно оправдательный выглядит более красиво, чем глубинный. Нужно знать подлинный мотив, движущий вашим собеседником, но не следует о нем упоминать. Говорить же лучше о том, который выглядит красиво. Человек будет вам благодарен за это, т.к. мало найдется людей, которые не хотели бы быть благороднее, чем они есть, и уже одно это желание чего-то стоит.
|
|
Ø Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
Ø Часто лучше промолчать, если вы чувствуете, что слова могут только разжечь страсти. Никогда не следует горячо выступать в защиту своего мнения. Это только испортит всем присутствующим настроение и ничего не изменит к лучшему.
Ø Не избегайте комплиментов. Искренние, лишенные преувеличения комплименты - очень приятный дар. Преувеличенный комплимент - обыкновенная лесть; как правило, она отталкивает, т. к. слышится как насмешка. В некоторых случаях невысказанный комплимент граничит с невежливостью, если не оценить яства, одежду, дизайн, прически и другие усилия дам. Лучше, чтобы комплимент не был банальным и самоочевидным: «Какой прекрасный у вас цвет волос...», но раскрывал не лежащие на поверхности достоинства, а видные внимательному и доброжелательному взгляду.
Ø Вообще поддерживайте в людях благородные мысли и чувства и говорите им чаще хорошие, добрые слова.