Использование в разговорном общении правил бонтона (франц. — хороший тон) способно породить во взаимоотношениях особое состояние психологического комфорта, доверия и теплоты.
О совершенной коммуникативной культуре общения можно говорить лишь в том случае, если в речевой «репертуар» включены манеры общения, подчеркивающие интеллигентность и воспитанность. К ним можно отнести доброжелательность, отзывчивость, тактичность, вежливость и др.
Как часто мы задумываемся над такими вопросами?:
• Умеете ли вы здороваться и обращаться к человеку с просьбой о чем-либо, но так, чтобы ему было приятно ответить?
• Станете ли на грубость, адресованную вам, реагировать встречной грубостью или предпочтете иные средства?
• Умеете ли вы прерывать разговор, но так, чтобы собеседник не обиделся на вас; отказывать в чьей-то просьбе и не вызывать враждебности; прощаться так, чтобы вас хотели видеть вновь?
Положительный ответ на эти вопросы будет лишь в том случае, если все нашивыразительные средства, задействованные в общении, отличаются искренней доброжелательностью, непринужденной скромностью и неробкой почтительностью.
|
|
Не следует забывать очень важную рекомендацию фоносемантики (науки о знаках чувств): самый привлекательный облик человека в общении — приветливый.
Известно, что в диалоговом общении приходится выполнять разные роли, и практически в каждой из них мы должны быть на высоте.
Доброжелательность, вежливость и тактичность должны быть присущи всем:
- начальнику («Наталья Гурьевна, пожалуйста, приложите к выполнению данного задания максимум усилий и инициативы»);
- подчиненному («Извините за беспокойство, Александр Николаевич (но не «извиняюсь», так как в этом случае вы сами себя извиняете), могу ли я обратиться к вам с просьбой?»);
- прохожему («Как пройти на улицу Волочаевскую, скажите, пожалуйста?»);
- пассажиру («Прокомпостируйте билет, будьте добры»);
- зрителю («Простите, у вас не будет лишнего билета?»);
- покупателю...
Общение должно происходить с помощью стереотипных слов и выражений, в которых проявляются уважительность и учтивость по отношению друг к другу.
Умение хорошо, т.е. образно, умно и тактично, говорить в какой-то степени является мерилом социального положения собеседника и основой уважения и почтительности к нему. Деликатность, тактичность в обращении со словами, как известно, является одним из важнейших правил этикета.
Таким образом, отличительными чертами собеседников должны быть, по нашему глубокому убеждению, доброжелательность, тактичность, высокое чувство человеческого достоинства, а также осознанное понимание того, что нет на свете излишества прекраснее, чем избыток благодарности. Не следует забывать, что доброе слово, сказанное вовремя, продлевает жизнь. Все это очень точно подметил поэт В. Боков:
|
|
Друзья мои, внушайте людям веру
И чаще говорите «Добрый день».
И следуйте хорошему примеру —
Продляйте добрым словом жизнь людей!
31.Речевые тактики и их использование в деловом общении.
32.Основные способы убеждения в деловом общении.