Типы к-тных ситуаций

История р-я зарубежной пс-гии к-та. К-гия начала свой путь в США, затем развивалась в Западной Европе и являлась областью соц-ких иссл-ний. Уже в XIX в. начинаются иссл-ния к-тов в рамках 2х осн-х дисциплин – пс-гии и соц-гии. Этот этап хар-ризуется тем, что все иссл-ния ориентированы на решение задач в рамках одной конкретной науки. В 1820-1830-е гг. к-т начинает привлекать внимание соц. пс-гов. По мнению У.Макдугалла, к-ты в обществе неизбежны, так как людям присущи врожденные инстинкты. Репертуар этих инстинктов определяется психофизической предрасположенностью. В 30-е гг. ХХ в. было положено начало этологическому подходу к к-ту работами австрийского естествоиспытателя К.Лоренца. Его гипотеза состояла в том, что главной причиной к-тов он считал агрессивность индивида и толпы. В 1950-1960-е гг. ХХ в. на Западе появляются иссл-ния, где научный интерес психологов обращен непосредственно к к-ту Выделяются осн. подходы, разрабатываются понятийный аппарат психол-кой теории к-та. В 1960-1970-е гг. начинает формироваться самостоятельное направление - по изучению переговорного процесса как части к-тного взаимодействия. Выделяются 2 этапа: начало ХХ в. - 50-е гг.; конец 50-х гг. - наше время. В первой половине века к-т не выделялся как самостоятельный объект изучения. Пс-гов интересовали причины и последствия этого явления. На рубеже 50-х - 60-х гг. появляются иссл-ния, где научный интерес пс-гов обращен непосредственно к этому феномену. Среди направлений зарубежных психол-ких иссл-ний к-та в первой половине ХХ в. выделяются: психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, К.Г.Юнг); социотропное (У. Мак-Дугалл, С.Сигеле и др.); этологическое (К.Лоренц, Н.Тинберген); теория групповой динамики (К.Левин; Д.Креч, Л.Линдслей); фрустрационно-агрессивное (Л.Берковитц, Д.Доллард, Н. Миллер); поведенческое (А.Басс, А.Бандура, Р.Сирс); социометрическое (Д.Морено, Г.Гурвич, Э.Дженигс, С.Додд); Интеракционистское (Д.Мид, Т.Шибутани, Д.Шпигель). В настоящее время иссл-ния к-тов в современной зарубежной пс-гии ведутся в следующих направлениях: теоретико-игровое (М.Дойч); теория организационных систем (Р.Блейк, Дж. Мутон); теория и практика переговорного процесса (Р.Фишер, Д.Прюитт, Д.Рубин, У.Юри). Психол-кие иссл-ния к-та проходили по следующим направлениям: поведенческие к-ты; к-ты взаимодействия или интеракционистское направление; к-т как следствие фрустрации; природная агрессивность чел-а – основная причина к-тов в этиологическом подходе; влияние окружения, гр-пы и ее р-я на к-ты; иссл-ния к-тов, объясняющие их природу наличием у людей соц. инстинктов и страхов – социотропное направление; психоаналитическое направление; изучение переговорного процесса при решении к-тов; эксперименты по моделированию к-тных ситуаций; иссл-ние стилей поведения субъектов к-та. Столь разнообразные психол-кие иссл-ния к-тов дали значительные результаты, данные позволили сформулировать многие теоретические подходы в к-логии. Напр., стратегии поведения чел-а в к-тной ситуации, выявленные Р. Блейком, К.Томасом и Дж. Мутоном (приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество, избегание), оказали большое влияние на теорию разрешения к-тов.

6. История р-я отечественной к-гии. Первые отеч-ные публикации, посв-е проблеме к-та, появились в начале 20-х г. В них проблема к-та впервые выделяется как самостоятельная, в названиях работ появляется само понятие "к-т" и его производные. Как самостоятельная наука к-гия в России существует с начала 90-х г. Первая работа в данной области была опубликована в 1924 году. Ее написали П.О.Гриффин и М.И.Могилевский. Она носила в большей степени соц-кий хар-р и была посвящена трудовым к-там. По мнению А.Анцупова и А.Шипилова, в истории отеч-ной к-гии можно выделить несколько периодов. 1 период - до 1924 г. В теч. этого периода к-гические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных к-тах, запечатленное в философии, религии, лит-ре, народном творчестве. В этот же период начинают накапливаться и первые научные знания о к-тах. К-т изучается в рамках философии, права, пс-гии, но не выделяется как самостоятельное явление. 2 период - 1924-90 г. Период зарождения, становления и р-я частных к-гических наук - отраслей к-гии. В это время к-т начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала 2х наук (правоведение и социология), а к концу периода - 11. Интенсивность иссл-ния к-та постоянно увеличивается. 2й период включает 4 этапа:1й - 1924-34 гг. Охватывает первую "волну" публикаций. Появляются работы по проблеме к-та в правоведении, социологии, мат-ке, социобиологии. 2й - 1935-48 гг. Хаар-ризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с ВОв и обстановкой в стране в целом. 3й – 1949-72 гг. Ежегодно публикуются работы по проблеме к-та, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, иссл-ния к-та как самостоятельного явления начинаются в философии, пед-ке, исторических и политических науках. 4й - 1973-89 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме к-та, защищаются первые докторские диссертации. 3 период - 1990 г. - настоящее время. Появляются первые междисциплинарные иссл-ния, к-гия начинает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного кол-ва публикаций (от 60 до 250), создаются центры, гр-пы по иссл-нию и урегулированию к-тов. У нас в стране сегодня существует как минимум 2 серьезных организации, спектр интересов которых находится в области изучения к-тов - это Центр к-гии, научно-экспертный совет по к-гии при Институте социологии РАН в Москве и Исследовательский к-гический центр при Гос. университете С.-Пб, Ассоциация к-гов-миротворцев при МГУ. В Ростове-на-Дону недавно создана и зарегистрирована ассоциация к-гов - общественная организация «Роза мира». Издается журнал «К-т и консенсус».

7. Понятие к-та, ф-ции. Понятие к-та возникает из противоборстваи различия составляющих одного организма. К-т определяется в пс-гии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Чаще к-ты ассоциируются с отрицательными явлениями: скандалами, войнами и революциями. Поэтому к-т представляется как явление нежелательное и вредное. Но это не всегда так. Последствия к-та м.б. отрицательными и положительными. Обыденное представление связано с отрицательной стороной последствий к-та, так как нарушает привычный темп жизни, отнимает силы. Научные взгляды не столь однозначны. Есть теоретики, кот. считают к-т сигналом о том, что система связей нарушена и необходимо восстановить баланс. К-ты порождают нестабильность всех внутренних и внешних частей, поэтому требуют немедленной реакции на устранение всех обнаруженных противоречий. Такой взгляд на к-т считает любую к-тную ситуацию неестественной и ненормальной для межл-тных отношений и для общества в целом. Напр., теория систем и ф-ционального к-та Парсонса относится к такому пониманию к-та. Ф-ции к-та: 1) конструктивная (явление, когда обе стороны приобретают положительный опыт); 2) деструктивная (явление, когда к-т разрушает отношения). Др. теоретики считают к-т явлением необходимым и естественным для общества, т.к. через к-т общество развивается и совершенствует свои связи. Напр., взгляды Аристотеля, Гоббса, Марксаоправдывают положительные хар-ки к-та. В обществе на протяжении всего исторического р-я существует недостаток тех или иных ресурсов, происходит смена ценностей. Стремление к обладанию дефицитными ресурсами, сохранение значимых ценностей провоцируют к-ты. Различная оценка ф-циональной значимости к-тов для общества и отдельного чел-а делает каждую ф-цию к-та одновременно и позитивной, и деструктивной.

8. Теоретические основы стр-ры к-та. Под стр-ройлюбого объекта понимается совокупность его частей, устойчивых связей и всего того, что составляет его целостность. Осн. элементы к-тного взаимодействия: 1) объект к-та не всегда лежит на поверхности, чаще он скрыт от участников к-та, но явл-ся центральной составляющей к-тного взаимодействия. К-т м.б. разрешен, только если объект четко определен. Неверное понимание объекта к-та или его подмена усугубляют к-тную ситуацию. К-т имеет причину и возникает по поводу не удовлетворения какой-то потребности, иногда эту причину или повод считают объектом к-та. Чел. будет стремиться удовлетворить эту потребность через ценности. Ценность -это объект к-та. Выделяют соц., матер-е, духовные ценности, к обладанию которыми стремятся к-тующие стороны; 2) предметом к-та выступает противоречие, кот. присутствует на протяжении всей к-тной ситуации. Наличие противоречия заставляет оппонентов вступать в борьбу. Противоречие к-та бывает объективным и воображаемым и проблемным для конкретного субъекта; 3) участники к-та - это люди, кот. вовлечены в к-тную ситуацию. Виды участников по форме: - отдельная л-ть; - соц. гр-па; - организация; - гос-во. Выделяют основных и второстепенных участников. Среди основных противоборствующих сторон можно определить инициатора. Среди второстепенных – подстрекателей, организаторов. Эти лица не участвуют в к-те напрямую, но способствуют р-ю к-та, вовлекают новых участников. От того, какую поддержку у окружающих имеет участник к-та, какими связями, ресурсами, возможностями обладает, зависит степень его влияния и силы в к-те. Индивиды, поддерживающие ту или иную к-тующую сторону, образуют гр-пу поддержки. На этапе разрешения к-та могут появиться третьи лица – независимые посредники, кот. помогают устранить противоречие. Привлечение судей, профессиональных медиаторов способствует ненасильственному разрешению к-та; 4) соц-нопсихол-кие условия и соц. среда,в кот. разворачивается к-т. Среда выступает помогающим или мешающим фактором для оппонентов и для медиаторов, так как способствует пониманию целей, мотивов, зависимостей, движимых участниками. Хар-р к-та зависит от субъективного восприятия к-та (или образа к-та). Выделяют 3 уровня субъективного отношения: 1) представление о самих себе; 2) восприятие др. участников к-тной ситуации; 3) понимание образа внешней среды.

Типы к-тных ситуаций.

10. Предмет и объект к-та, другие участники к-та. Осн. элементы к-тного взаимодействия: 1)объект к-та не всегда лежит на поверхности, чаще он скрыт от участников к-та, но явл-ся центральной составляющей к-тного взаимодействия. К-т м.б. разрешен, только если объект четко определен. Неверное понимание объекта к-та или его подмена усугубляют к-тную ситуацию. К-т имеет причину и возникает по поводу не удовлетворения какой-то потребности, иногда эту причину или повод считают объектом к-та. Чел. будет стремиться удовлетворить эту потребность через ценности. Ценность -это объект к-та. Выделяют соц., матер-е, духовные ценности, к обладанию которыми стремятся к-тующие стороны; 2) предметом к-та выступает противоречие, кот. присутствует на протяжении всей к-тной ситуации. Наличие противоречия заставляет оппонентов вступать в борьбу. Противоречие к-та бывает объективным и воображаемым и проблемным для конкретного субъекта; 3) участники к-та - это люди, кот. вовлечены в к-тную ситуацию. Виды участников по форме: - отдельная л-ть; - соц. гр-па; - организация; - гос-во. Выделяют основных и второстепенных участников. Среди основных противоборствующих сторон можно определить инициатора. Среди второстепенных – подстрекателей, организаторов. Эти лица не участвуют в к-те напрямую, но способствуют р-ю к-та, вовлекают новых участников. От того, какую поддержку у окружающих имеет участник к-та, какими связями, ресурсами, возможностями обладает, зависит степень его влияния и силы в к-те. Индивиды, поддерживающие ту или иную к-тующую сторону, образуют гр-пу поддержки. На этапе разрешения к-та могут появиться третьи лица – независимые посредники, кот. помогают устранить противоречие. Привлечение судей, профессиональных медиаторов способствует ненасильственному разрешению к-та.

11. Субъекты к-та, мотивы участников. Понятия «субъект и участник» к-та не всегда тождественны. Субъект - это активная сторона, способная создать к-тную ситуацию и влиять на ход к-та в зависимости от своих интересов. Участник к-та может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в к-те, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в к-т. В ходе р-я к-та статусы уч-ков и субъектов могут меняться местами. Необходимо различать прямых и косвенных уч-ков к-та. Последние представляют определенные силы, преследующие в чужом к-те свои интересы. Косв-е уч-ки могут: а) провоцировать к-т и способствовать его р-ю; б) содействовать уменьшению интенсивности к-та или полному его прекращению; в) поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно. Косв-е уч-ки к-та составляют определенную часть окружающей соц. среды, в кот. протекают к-ты. Поэтому соц. среда может выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором р-я к-та. В социологии к-та часто используется понятие «сторона к-та», предполагающее включение как прямых, так и косвенных уч-ков к-та. Почему два человека представляют себе одно и то же по-разному? Для этого д.б. какие-то причины. Таких причин можно назвать много, но все они, в конечном счете, ведут к тому, что у каждого чел-а складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений, идей и т.д., на основе которого он воспринимает и оценивает всё с чем сталкивается. На этой основе у него возникают и соответствующие мотивы, стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию его установок, потребностей и т.д. Но и в том и в другом случае они самым существенным образом влияют на отношение чел-а к важным для него вещам. Мотивация определяет процесс, кот. пс-ги называют формированием цели. Цель выступает как мысленно представляемый результат, кот. индивид хотел бы в данной ситуации достичь Если у двух людей их представления о какой-л. ситуации вступают в противоречие, и возникают разногласия по поводу каких-то важных для них вопросов, то их мотивы, соответственно, тоже расходятся. Т.е. в данной ситуации стремления, желания этих людей не совпадают, оказываются несовместимыми.

12. Причины к-тов. К-ты могут порождаться самыми различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т.д. Можно сгруппировать причины к-тов следующим образом: 1) объективные факторы возникновения к-тов (причины не зависящие от чел-а); 2) организационно-управленческие (связаны с организацией и управлением группы людей); 3) соц.-психол-кие (стили руководства, воспитания и т.д.); 4) л-тные факторы (л-тная к-тогенность). Необходимо отличать причину возникновения к-та от его повода. Поводом служит явление, кот. способствует его возникновению, но не определяет появление к-та с необходимостью. В отличие от причины повод возникает случайно и может создаваться искусственно (“на пустом месте”). Причина же отражает закономерную связь вещей. Так, поводом к семейному к-ту может послужить пересоленное блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами. В общем смысле причина к-та - это то явление, кот. предопределяет его появление. Но, одно и то же явление вызывает к-т у одних людей или соц. групп и не вызывает у других? Потому что для одних людей это явление выступает как потребность, а для др. - нет. След-но, вне потребностей к-та не существует. Т.о., то или иное явление только тогда явл-ся причиной к-та, когда оно выступает для его субъектов как потребность. Но наличие потребности хотя и явл-ся необходимым, но еще недостаточным условием возникновения к-та. Если удовлетворение потребности не затрагивает интересы, ценности и чувства др. людей, то никакого к-та не происходит. Причиной к-та явл-ся только осознанная потребность, которая выступает как интерес. Любой к-т есть форма выражения этого противоречия интересов.

13. Динамика к-тов. К-т - это явление, представляющее собой отрезок, но не точку на временной шкале. Этот отрезок может делиться на части, «начало» и «завершение» которых будут отдельными этапами к-та. Р-е этапов и весь процесс к-та определяют динамику к-тного взаимодействия. Возможные стадии к-та: 1) скрытая; 2) стадия открытого к-та; 3) послек-тная. На скрытой ста дии возникает противоречие между субъектами или проблемная ситуация, кот. после осознания сторонами вызывает определенные действия. Эти действия направлены на беск-тное разрешение проблемной ситуации. Участники аргументируют свои цели, определяют свое положение по отношению к др. участнику в возникшей ситуации. Если проблемная ситуация не разрешается, то предк-тная ст. завершается возникновением объективной предк-тной ситуации. Ст. открытого к-та - это непосредственные действия противоборствующих участников, составляющих к-тное взаимодействие. Этап начинается со столкновения сторон - инцидента, затем продолжается взаимным обменом к-тных действий. Каждое новое действие, направленное на оппонента, увеличивает эмоц-ную составляющую взаимодействия, затрудняет рациональное восприятие действий и позиции др. участника. Это приводит к усилению столкновения и делает взаимодействие более агрессивным – наступает эскалация к-та (пиковое проявление эмоц-ной сферы). Затем степень противоборства ослабевает. Участники к-та видят, что все их действия не приводят к поставленным целям и не разрешают противоречия, поэтому ищут др. способы урегулирования к-тной ситуации. После чего к-т разрешается. Основные формы разрешения к-тов: затухание, разрешение, устранение проблемы, видоизменение к-та в другой к-т. Послек-тная ст. необходима, чтобы восстановить разрушенные к-том межл-тные отношения между участниками. Если к-т разрешен способом, не полностью удовлетворяющим индивида, то происходит частичная нормализация отношений. Но возможна и полная нормализация межл-тного взаимодействия.

14. Эскалация к-та, её этапы. Э-ция – это самый интенсивный по эмоц-му фону и быстро развивающийся этап к-тного взаимодействия. Признаки э-ции: 1. В действиях и поведении участников уменьшается когнитивная или рациональная составляющая. 2. На 1 место в межл-тных отношениях выходит негативная оценка друг др. 3. В связи со снижением управления ситуацией взаимодействия увеличивается эмоц-ное напряжение у участников к-та. 4. Доминирование субъективных выпадов и критика л-тных черт оппонента взамен аргументации и доводов в пользу поддерживаемых интересов. На этапе э-ции гл. противоречием могут выступать уже не цели и интересы субъектов к-тного взаимодействия, а л-тные противоречия. В связи с этим проявляются др. интересы сторон, усугубляющие атмосферу к-та. Фаза э-ции к-та - наиболее опасный этап всей к-тной ситуации, так как именно в это время изначально межл-тный к-т может перерасти в межгр-вой. Это, в свою очередь, ведет к разнообразию используемых на стадии открытого к-та ср-в. Э-ция имеет внешние и внутренние механизмы, усиливающие к-т. Внеш. м-змы э-ции заключаются в способах и стратегиях поведения противоборствующих сторон. При совпадении поведенческих действий к-т более интенсивен, так как участники примерно равными способами добиваются раз личных целей и интересов. Внутр. м-змы э-ции основаны на возможностях психики и мозга чел-а. Особенности хар-ра индивидов, л-тные и соц. установки участников к-тной ситуации влияют на реакцию и ф-ционирование чел-а в условиях эмоц-ной напряженности и потенциальной опасности. Э-ция к-та начинается на этапе первого инцидента или противоборствующего действия и заканчивается на этапе перехода к завершению к-та в общей стр-ре к-тной ситуации. Стр-рные изменения, кот. могут произойти на этапе э-ции: - изменение временных, пространственных, внешних и внутренних границ к-та; - изменение кол-ва участников; - изменение приоритетов в предметной области к-та; - изменение субъективного восприятия к-та. Анализ структурных изменений в конфликтной ситуации помогает определить границы наиболее опасного этапа – эскалации, что впоследствии сориентирует в выборе средств урегулирования конфликта.

15. Основные классификации к-тов. К-т явл-ся объектом науки к-тологии, поэтому возникает необходимость выведение кл-ции. Существует множество видов кл-ции к-тов, различаются они выбором основания для типизации. Базовая типология детерминирована видом к-тующих сторон. 1. К-ты с участием чел-а.2. К-ты среди животных (зооконфликты).К-ты в среде чел-а м.б. соц. или внутрил-тными. Соц. к-ты делятся на различные виды в зависимости от особенностей к-тующих сторон (кол-ва участников): межл-тные; к-ты между л-тью и гр-пой; к-ты между соц. гр-пами (малые и средние гр-пы); к-ты между большими соц. гр-пами (несколько сотен чел.); международные (между гос-вами или группой гос-в).Типология к-тов на основе потребности, кот. стремятся удовлетворить участники к-та: 1) ресурсные (борьба за материальные ресурсы);2) статусноролевые (соц. потребности);3) идейные (духовные потребности и отстаивание идей, норм, принципов).К-ты могут кл-цироваться в зависимости от сферы или области Д., в кот. они происходят:1) семейные;2) трудовые или производственные;3) бытовые;4) политические;5) религиозные и т. д. На основании хар-к последствий к-та к-ты м.б.: позитивными/конструктивными; негативными/деструктивными. К-ты различаются степенью или уровнем интенсивности, в кот. они проходят свои этапы.Межл-тные к-ты могут происходить «по вертикали», «по горизонтали» или «по диагонали» в зависимости от позиции оппонента в соц. отношениях.

16. Стресс, факторы нормализации стресса. Состояние ст-са может возникнуть как следствие к-тной ситуации, а м.б. причиной или поводом для начала к-та. Ст-с хар-ризуется психофизиологическими параметрами и проявляется индивидуально. У каждого чел-а существует свой порог ст-соустойчивости. На основе природы ст-са различают следующие виды ст-са. 1. Физиологический (нетипичная реакция физической природы чел-а на к-тную ситуацию: бессонница, хроническая усталость, обострение хрон. заболеваний, потеря аппетита и др.; наступает как последствие психол-кого ст-са. 2. Психол-кий (беспокойство, депрессивное состояние, повышенная раздражительность). 3. Эмоц-нопсихол-кий (эмоц-ная нестабильная реакция на к-ты, невозможность справиться с возрастающим при к-тном взаимодействии эмоц-ным напряжением). 4. Информационнопсихол-кий (возникает по причине информ-ных перегрузок).При к-те имеет значение субъективное отношение чел-а к противоречию, так как оно может способствовать возникновению ст-са. К-тная ситуация, трудная сейчас, может стать обычной через минуту, достаточно изменить её оценку, уровень притязаний, отношение к ней. Основным в жизни д.б. соревнование с самим собой, а не с окружающими, т.к. это часто вызывает ст-с, потому что мы не знаем возможностей окружающих, а они м.б. гораздо выше наших. Понимание относительности любых оценок событий, уменьшает ст-с от неудач. Супер ответственность часто приводит к внутрил-тным к-там и ст-су. Уменьшение уровня притязаний неизбежно снижает вероятность возникновения ст-са. Если мы не можем изменить ситуацию, то необходимо изменить своё восприятие её. Надо постоянно заниматься самосовершенствованием. Необходимо добросовестно исполнять свои должностные обязанности и нен наносить ущерба окружающим, быть порядочным и культурным чел-ом. Желательно постепенно уменьшать свою зависимость от внешних оценок, избавляться от потребности во внешнем одобрении.

17. Основные психол-кие концепции внутрил-ных к-тов: Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм, Эриксон, Левин, Фестингер, Маслоу. В психодинамической теории (Фрейд и Юнг) основу ВК составляет категория противоречия, внутренней борьбы, которые возникают на бессознательном уровне. ВК явл-ся первичным и вызван противоречием между бессознательным и сознанием л-ти. Согласно взглядам Адлера, форм-ние хар-ра л-ти происходит в первые 5 лет жизни чел-а. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение л-ти, ее активность, образ мыслей и т. п. Этим и определяется ВК. Адлер не только объясняет механизмы формирования ВК, но и раскрывает пути разрешения таких к-тов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два. Во-1х – это р-е «соц. чувства», соц. интереса. Во-2х, стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими. ВК, по Фромму, приобретает значитель­ный соц. аспект. Деструктивность хар-ра в таком контексте рассматривается как желание разрушить мир, чтобы избавиться от чув­ства собственного бессилия, как последняя попытка не дать миру разру­шить себя. Деструктивности противостоит конформистский тип ориен­тации, благодаря чему чел. преодолевает чувство собственной нич­тожности. Чел. должен принять на себя ответственность за самого себя и признать, что только собственными усилиями он может придать смысл своей жизни. Эриксон считает, что внутренний к-т вызван трудностями, появляющимися еще в детском возрасте в стадиях созревания «Я». Каждая стадия сопровождается к-том, явл-ся кризисной для индивида, например если в младенчестве не формируется базовое доверие к окр. миру, то это приводит к возникновению страха внешней агрессии. К. Левин предложил классификацию ВК по типам: I - эквивалентный (приближение-приближение). Когда субъект должен выполнить 2 и более важных для него дела. Обычная модель разрешения к-та - компромисс, частичное замещение. II - витальный (избегание-избегание). Субъект вынужден принимать решения, в равной мере для него непривлекательные, напр. уволиться с работы, начать поиск новой работы либо продолжать вы­полнять неинтересную и малооплачиваемую работу. III - амбивалентный (приближение-удаление). Когда одни и те же действия, результат одновременно привле­кают и отталкивают, напр. признание высокого профессионализма чел-а и отрицательное отношение к его л-тным кач-вам. Раз­решение ВК - компромисс. IV - фрустрирующий (приближение-избегание). Когда желаемый результат и действия, направленные на его достижение, не одобряются обществом, его нормами и правилами. Способы разрешения - агрессия, замещение, переориентация, компромис­с, уход от решения. Фестингер рассматривает ВК как негативное состояние, возникающее в ситуации несогласованности л-тных конструктов или как несоответствия знания и поведения. Маслоу выдвинул концепцию о фундаментальных потребностях чел-а, кот. находятся в определенной иерархии. Неудовлетворение потребностей ведет к неврозам и психол-кой неприспособленности, что мешает индивиду становиться самоактуализирующейся л-тью.

18. Внутрил-тный к-т: понятие, виды, хар-ка. ВК - это состояние, в кот. у чел-а есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с кот. он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения. Различают 3 типа ВК:1. К-т потребностей. Наши потребности могут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действиям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэтому не можем действовать. Напр.: реб-к – конфета – мама. 2. К-т между потребностью и соц. нормой (хочется жить хорошо, а воровать нельзя). 3. К-т соц. норм. Сущность этого к-та: чел. испытывает равнозначное давление 2х противоположных соц. норм. Пр.: верующий дворянин – церковь - честь. Классификация на основе ценностно – мотивационной сферы личности А.Я.Анцупова и А.И.Шипилова: 1 Мотивационный к-т ( между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями (ситуация буриданова осла). 2. Нравственный к-т (между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями). 3. К-т нереализованного желания ( между желаниями л-ти и действительностью, кот. блокирует их удовлетворение). 4. Ролевой к-т ( выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей; пр.: верующий и война). 5. Адаптационный к-т ( между требованиями, кот. предъявляет к л-ти действительность, и возможностями самого чел-а (профессиональными, физическими, психическими). 6. К-т неадекватной самооценки возникает из-за расхождения между претензиями л-ти и оценкой своих возможностей. В зависимости от других оснований можно дать и иную типологию ВК. Об этом свидетельствует сама история р-я к-тологических концепций, в кот. выделяются различные типы ВК. Отметим основные из них: 1. К-т между моралью и нравственностью, между должным и сущим, между моральным идеалом и действительностью (И. Кант, Ф. Достоевский). 2. К-т между чел-скими влечениями, биологическими потребностями и соц. нормами, который носит биологический и биосоциальный хар-р (3.Фрейд ). 3. К-т, обусловленный необходимостью выбора между силами равной величины, действующими на личность (К. Левин). 4. К-т между “Я-концепдией” и идеальным “Я” (К. Роджерс). 5. К-т между стремлением к самоактуализации и реальным результатом (А. Маслоу). 6. К-т между стремлением к смыслу жизни и экзистенциальным вакуумом, т.е. “ноогенный” к-т, или “экзистенциальная фрустрация” (В, Франкл). 7. К-т между элементами внутренней стр-ры л-ти, между ее мотивами (А. Леонтьев).

19. Внутрил-тный к-т: условия предупреждения, пути разрешения. Современная к-тология выделяет следующие способы предупреждения ВК: 1) Не стремитесь “объять необъятное”, не беритесь за все дела сразу. Умейте выделить из всех ваших мотивов и потребностей приоритетные и сосредоточьтесь на их выполнении в первую очередь. 2) Не копите проблем, В конце концов ситуация достигнет того уровня, когда вы уже не сможете справиться с их решением, что приведет к ВК. 3) Учитесь властвовать собой, контролировать и корректировать свое поведение и чувства. Умейте вовремя “взять себя в руки” и подчинить себе ситуацию. 4) Замечайте реакцию окружающих на ваше поведение и отдельные поступки. Приглядывайтесь к поведению других (чем больше знаем о других, тем больше знаем себя). 5) Старайтесь быть искренним не только по отношению к себе, но и к другим. Ложь может временно помочь, но рано или поздно все тайное становится явным. 6) Ведите здоровый образ жизни. Укрепляйте свою душу и тело. Таковы необходимые способы и условия предупреждения ВК. Их соблюдение и использование могут помочь избежать многих внутренних потрясений, срывов и стрессов. Но что делать, если ВК все же произошел? В этом случае необходимо принять меры к его своевременному разрешению. Типичные принципы и способы разрешения ВК: Итак, если вы попали в ситуацию ВК, то рекомендуется предпринять следующее: 1. Адекватно оцените ситуацию. Возьмите ее под контроль, попытайтесь выявить те противоречия, которые послужили причиной к-та и вызвали чувство тревоги, страха или гнева. 2. Осознайте экзистенциальный смысл к-та. Проанализируйте степень важности его для вас. оцените с т.зр. места и роли в вашей жизни его последствия. 3. Локализуйте причину к-та. Выявите самую сущность его, отбросив все второстепенные моменты и сопутствующие обстоятельства. 4. Проявите смелость б анализе причин ВК. Умейте посмотреть правде в глаза, даже если она вам и не очень приятна. Отбросьте все смягчающие обстоятельства и безжалостно рассмотрите причину вашего беспокойства. 5. “Выпустите пар”. Дайте выход накопившемуся гневу, эмоциям или тревоге (физ. упражнения, так и творческие занятия). 6. Прибегните к расслабляющему тренингу. 7. Измените условия и / или стиль своей работы. 8. Подумайте над возможностью снижения уровня ваших притязаний, м.б., ваши способности и/или возможности не соответствуют вашим устремлениям и запросам. 9. Умейте прощать, не только других, но и себя. 10. Плачьте на здоровье.

20. Переживание как основа внутрил-тного к-та. В основе ВК лежит переживание - это форма активности л-ти, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне. Переживание явл-ся эмоц-но окрашенным состоянием л-ти. Ф.Василюк рассматривает переживание как особую внутреннюю Д., внутреннюю работу, с помощью которой чел-у удается перенести те или иные жизненные события, восстановить утраченное душевное равновесие, словом, справиться с критической ситуацией. Автор выделяет 4 типа переживаний: гедоническое, реалистическое, ценностное и творческое. Для ВК, по его мнению, хар-рно ценностное переживание. Существуют 2 подтипа ценностного переживания. Первый из них реализуется, когда субъект еще не достиг высших этапов ценностного совершенствования, и сопровождается изменением его ценностно-мотивационной системы. Возможны случаи, когда мотивы, не соответствующие ценностям, отвергаются сознанием принципиально либо просто снижаются по иерархическому рангу, лишаясь своей значимости. Ценностные переживания второго подтипа возможны на высших ступенях р-я ценностного сознания. Здесь не ценность принадлежит л-ти, а, напротив, л-ть оказывается частью объемлющей ее ценности, принадлежит ей и в ней находит смысл своей жизни. Т.о., переживание ВК отличается от других типов переживаний тем, что: обычно представлено как психоэмоциональное напряжение; в нем выражается осознание л-тью трудности данной ситуации; выражает процесс выбора, сомнения и борьбы; отражает перестройку ценностно-мотивационной системы л-ти.

21. Тактики поведения в к-те. Стратегии в к-те реализуются через различные тактики. Тактика - это совокупность приемов воздействия на оппонента, ср-во реализации стратегии. Т-ки бывают жесткие, нейтральные и мягкие. * Т-ка захвата и удержания объекта к-та. Применяется в к-тах, где объект материален. Это м.б. как межл-тные к-ты (самовольное заселение в квартиру, напр.), так и межгрупповые и межгосуд-венные. * Т-ка физ. насилия (ущерба): уничтожение мат-ных ценностей, физ. воздействие, нанесение телесных повреждений (вплоть до убийства), блокирование чужой Д., причинение боли и т.п. * Т-ка психол-кого насилия (ущерба). Данная т-ка вызывает у оппонента обиду, задевает самолюбие, достоинство и честь. Ее проявления: оскорбление, грубость, оскорбительные жесты, негативная л-тная оценка, клевета, унижение. Часто (более 40%) применяется в межл-тных к-тах. * Т-ка давления. Спектр приемов включает предъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть до ультиматума, предъявление компромата, шантаж. В к-тах по вертикали применяется в двух из трех ситуаций. * Т-ка демонстративных действий. Применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне. Это м.б. публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, заведомо неудавшаяся попытка самоубийства. * Санкционирование. Воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, невыполнения распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ от выполнения. * Тактика коалиций. Цель - усиление своего ранга в к-те. Выражается в образовании союзов, увеличении группы поддержки за счет рук-лей, общественности, обращений в СМИ. * Тактика фиксации своей позиции - наиболее часто применяется. Основана на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции. * Тактика дружелюбия. Включает корректное обращение, демонстрацию готовности решать проблему, предложение помощи, извинение, поощрение. * Тактика сделок. Предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями. В к-тах применение т-к обычно идет от мягких к более жестким. Конечно, бывает и резкое, внезапное применение жестких приемов по отношению к оппоненту (напр., внезапное нападение, начало войны и т.п.). Кроме того, выделяют рациональные (фиксация своей позиции, дружелюбие, санкционирование) и иррациональные (давление, психол-кое насилие) т-ки.

22. Хар-ка основных стратегий к-та. Каждой стороной в к-те избирается форма поведения, которой придерживается сторона на протяжении всего к-тного взаимодействия. Выбор стратегии детерминируется индивидуальными особенностями и соц. установками участниками к-та. Выбранная стратегия не трансформируется в другую даже под воздействием стратегии, занимаемой оппонентом. Стратегия поведения в к-тной ситуации - это направление и особенности действия к-тующей стороны, выдерживаемые до завершения к-та. Определяют 5 основных стратегий поведения: 1) сотрудничество; 2) компромисс; 3) избегание; 4) приспособление; 5) соперничество. Помимо индивидуальных предпочтений субъекта к-та и его морально-нравственных принципов, на выбор стратегии влияют и объективные факторы: степень ущерба и размер потерь при к-тном взаимодействии; объективная оценка нанесения ущерба оппоненту; кол-во и кач-во ресурсов, которые можно использовать при достижении своих целей и удовлетворении интересов; статус оппонента; позиция оппонента в отношении другой стороны в к-тном взаимодействии (выбранная стратегия поведения оппонента); оценка последствий к-та при той или иной стратегии действий; временная и пространственная хар-ки к-та; принципиальность решения проблемы, значимость того или иного исхода противоречия для субъекта к-та. Сотрудничество – самая эффективная стратегия поведения. Позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, по этому возможно конструктивное разрешение к-та. Выбор сотрудничества обусловливается высокой значимостью разрешаемой проблемы для всех сторон к-та, а также их взаимозависимостью. Компромисс предпочтителен, когда субъекты к-та обладают равными статусами и ресурсными возможностями или существует опасность их потери при любом другом выборе действия. Компромисс – самая распространенная стратегия в реальной жизни, так как позволяет достаточно быстро урегулировать к-т. При отсутствии желания активных действий по достижению цели или времени на ее реализацию выбирают стратегию избегания. Если избегание используется на начальном этапе р-я противоречия, к-т затухает и сохраняет силы и ресурсы субъектов к-та нерастраченными. Приспособление - это вынужденная стратегия действия, обусловленная потерей сил, пониманием невозможности альтернативного исхода или др. субъективными причинами. Соперничество оценивается практиками двояко, так как иногда приносит мгновенные позитивные последствия, но может также наносить значительный ущерб одной из сторон к-та.

23. Осн. подходы к изучению межл-тных к-тов: когнитивный, деятельностный, организационный. В рамках когнитивного подхода речь обычно идет о так называемом когнитивном к-те, обусловленном стр-рой задачи, когнитивными стр-рами противостоящих сторон, степенью согласованности используемых ими стратегий. Подобные к-ты явл-ся необходимым элементом развертывания колл-вной творч-й Д. и важными условиями выработки колл-вного решения. Особенность когнитивных к-тов состоит в том, что они могут переходить в плоскость сугубо эмоц-ных отношений, затрагивающих уже не предметную сторону противоречия, но л-тные особенности включенных в него людей. Подобные трансформации вызваны неадекватностью оценки когнитивного к-та участниками межл-тного взаимодействия вследствие негативности и не аргументированности их критических высказываний и ведут к разрушению колл-вного творческого процесса. В рамках деятельностного подхода Ю.М. Плотинский на основании своих иссл-ний выделил 2 типа к-тов: предметно-деловые и л-тно-прагматические. В группах более высокого ур-ня р-я л-тно-прагматические интересы реже выступают причиной МК. В высокоразвитых и эффективных группах, где доминируют деловые противоречия, к-т не ведет к разрыву межл-тных отношений и не сопровождается эмоц-ным негативизмом, как это имеет место в случае противоречий л-тного хар-ра. Р.Л. В основу модели организационного подхода, предложенной Н.В. Гришиной, и вытекающей из нее типологии к-тов положен анализ взаимосвязей, устанавливающихся между людьми, включенными в процесс получения единого производственного продукта. Эти взаимосвязи подразделяются Гришиной на: функциональные - обусловлены особенностями выполняемой совместной Д.; социальные - обусловлены принадлежностью людей как к первичному кол-ву, так и к соц. организации в целом; психол-кие - обусловленные потребностью людей в общении. Нарушение эффективности их функционирования ведет к возникновению разнообразных производственных к-тов. Причины МК и м-ды их предупреждения: когнитивный – источник: непонимание, недостаток инф-ции, «испорченный телефон»; причина: ошибка в интерпретации, неправильное реагирование; м-ды предупр-я: прояснение понятий, позиций, отношений, обеспечение обратной связи, сбор недостающей инф-ции; деятельностный – источник: неэффективная кооперация, несогласованность; причина: неудовлетворённость отношением затрат к результатам совместной Д.; м-ды предупр-я: повышение эффективности совм-й Д.; организационный – источник: несовместимость, неконгруэнтность; причина: несоответствие индивидуальных возможностей и возможностей, предоставляемых структуре группы; м-ды предупр-я: повышение гибкости системы и ролевой динамики.

24. Межл-тный к-т: понятие, виды, специфика. МК иссл-тели рассматривают как столкновения л-тей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). Причины таких столкновений бесконечно многообразны (от удобного места в общественном транспорте до президентского кресла в гос. стр-рах). Как и в других соц. к-тах, здесь можно говорить об объективно и субъективно несовместимых, или противоположных (взаимоисключающих) интересах, потребностях, целях; ценностях, установках, восприятиях, оценках, мнениях и т.д. 1. По направленности: горизонтальные – участники не подчиняются друг другу; вертикальные – уч-ки находятся в подчинении друг с другом; смешанные – где есть обе составляющие (организация). 2. По значению: конструктивные (созидательные) оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов, приводит к р-ю отношений между людьми; деструктивные (разрушительные) одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую, одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы. 3. По хар-ру причин: объективные; субъективные (плохое настроение, самочувствие). 4. По сфере разрешения: деловые; личностно-эмоциональные. 5. По форме проявления: скрытые (плохо осознаются людьми); открытые (осознаются). 6. По времени протекания: ситуативные; пролонгированные (длительные). МК обладают своей спецификой в сравнении с другими видами к-тов. 1. Каждый участник стремится доказать свою правоту, чаще прибегая к обвинению мнения оппонента, но не к фактической аргументации своих взглядов. 2. В к-те у всех участвующих сторон присутствуют острые негативные эмоции, которыми субъекты уже не способны управлять. 3. Негативное отношение к оппоненту, неадекватные эмоции и настроения преобладают и после разрешения к-та.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: