Принципы функционирования системы профилактики правонарушений
Система профилактики правонарушений функционирует на принципах:
1) законности;
2) защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
3) гласности;
4) социальной справедливости и гуманизма;
5) научной обоснованности;
6) системности и комплексности применения субъектами системы профилактики правонарушений организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер функционирования системы профилактики правонарушений;
7) приоритета превентивных мер профилактики правонарушений над репрессивными;
8) дифференциации мер воздействия и индивидуального подхода;
9) своевременности и достаточности мер воздействия;
10) ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также иных юридических лиц, общественных объединений в сфере профилактики правонарушений.
|
|
Субъекты системы профилактики правонарушений
Субъектами системы профилактики правонарушений в Российской Федерации являются:
1) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица, а также подчиненные им учреждения, организации, службы, осуществляющие в пределах своей компетенции, в том числе на основе норм настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, профилактику правонарушений;
2) юридические лица, участвующие в системе профилактики правонарушений по согласованным с органами государственной власти и органами местного самоуправления направлениям профилактической работы либо по собственной инициативе в пределах и формах, определяемых законодательством в сфере профилактики правонарушений в соответствии с компетенцией и уставными задачами;
3) физические лица, участвующие в системе профилактики правонарушений в пределах и формах, определяемых законодательством в сфере профилактики правонарушений.
Создание субъектов системы профилактики, не установленных федеральными законами не допускается.
Основные направления и формы деятельности субъектов системы профилактики правонарушений
1. Субъекты системы профилактики правонарушений осуществляют в пределах компетенции реализацию мероприятий в сфере профилактики правонарушений по следующим основным направлениям:
|
|
1) совершенствование государственной политики в области профилактики правонарушений;
2) правовое регулирование в области функционирования системы профилактики правонарушений;
3) повышение эффективности взаимодействия субъектов системы профилактики;
4) создание условий для охраны жизни, здоровья и имущества физических лиц, защиты их прав, свобод и законных интересов, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства и обеспечение их реализации;
5) выявление причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению, разработка и осуществление мероприятий, направленных на их устранение или нейтрализацию;
6) принятие мер по повышению уровня жизни, социального и экономического обеспечения граждан;
7) принятие мер по декриминализации экономики;
8) иные направления в области функционирования системы профилактики правонарушений, предусмотренные законодательством в сфере профилактики правонарушений.
Виды профилактики правонарушений
Видами профилактической деятельности являются:
1) общая профилактика правонарушений, имеющая целью выявление, изучение, устранение (минимизацию, нейтрализацию) социально-экономических, правовых, иных причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих им, или облегчающих их совершение на федеральном, региональном, местном и ведомственном уровнях, а также повышение уровня правосознания граждан;
2) индивидуальная профилактика правонарушений, осуществляемая на основании фактов предкриминального поведения лица субъектами системы профилактики правонарушений с целью позитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в их окружении.
Категория лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактика, основания индивидуальной профилактической работы, ее сроки и права указанных лиц определяются федеральными законами.
3) виктимологическая профилактика правонарушений, заключающаяся: в выявлении лиц, способных стать жертвой правонарушения в силу присущих им субъективных качеств (лиц с повышенной виктимностью) или объективных свойств; устранении либо нейтрализации факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих поведение отдельных лиц, обусловливающее совершение в отношении них правонарушений; выявлении групп риска таких лиц с целью восстановления или активизации их защитных свойств; разработке либо совершенствовании имеющихся специальных средств защиты лиц от правонарушений.