Создание многих международных организаций, в том числе и Организации Объединенных Наций, было обусловлено необходимостью предотвращения и урегулирования международных конфликтов. Со временем задачи миротворческой деятельности международных организаций значительно расширились. Сегодня, наряду с обеспечением международной безопасности через управление конфликтными ситуациями в межгосударственных отношениях, все большее значение приобретают усилия по урегулированию внутриполитических конфликтов. В целом понятие «миротворчество» включает в себя следую-
§ 3. Основные направления миротворческой деятельности... 293
щие виды вмешательства международных организаций в конфликтные ситуации: превентивная дипломатия, миротворческая деятельность в узком смысле слова, осуществление миротворческих операций с привлечением военных контингентов, миростроительные операции.
Цель превентивной дипломатии — поиск возможностей предотвращения назревающих вооруженных столкновений. В рамках превентивной дипломатии международные организации, и прежде всего ООН, стремятся устранить причины потенциальных конфликтов, в том числе и социально-экономического характера. Для этого разрабатываются долгосрочные программы борьбы с бедностью и отсталостью, коррупцией, политической нестабильностью, а также программы по решению экологических проблем, устранению межэтнических или межконфессиональных распрей. Этим занимаются специализированные учреждения ООН социально-экономического и гуманитарного профиля. Одновременно проводится мониторинг ситуаций в различных регионах мира для обнаружения признаков резкого возрастания напряженности или перехода конфликтов на более опасные стадии развития.
|
|
Если усилия по предотвращению конфликтов не приносят успеха, встает вопрос о проведении миротворческих акций в узком смысле слова. Суть их заключается в использовании международно-правовых механизмов мирного разрешения споров, например судебных или арбитражных, а также в предоставлении добрых услуг и посредничества при проведении переговоров, разработке предложений по мирному выходу из конфликтных ситуаций.
Миротворчество может включать в себя использование не только юридических, политических и дипломатических, но и военных ресурсов — в некоторых случаях. В таком случае речь идет о проведении миротворческих операций. Существуют различные виды миротворческих операций. В последние годы часто применяется такая их разновидность, как операции по установлению мира или принуждения к миру. Такая операция предполагает использование военной силы для пресечения вооруженной борьбы в зоне конфликта. Это может быть нанесение авиационных ударов, направление сухопутных континген-тов, для того чтобы заставить противоборствующие стороны (или одну из них) отказаться от продолжения вооруженной борьбы. Нередко подобные акции оправдываются концепцией «гуманитарной интервенции», в соответствии с которой допускается иностранное военное вмешательство в случаях, когда возникает угроза массовой катастрофы гуманитарного характера. Однако полного согласия о правовой и политической правомерности действий по принуждению к миру в ми-
|
|
294 Глава XVII. Роль международных организаций в урегулировании...
ровом сообществе, в том числе и внутри ООН, нет. Осуществляемые на практике такие акции дают весьма неоднозначные и противоречивые результаты, как это было на территории бывшей Югославии.
Гораздо более четкий правовой статус имеют операции по поддержанию мира. Возможность их проведения вытекает из VII главы Устава ООН, в соответствии с которой Совет Безопасности имеет полномочия давать отпор агрессии и получать от государств — членов ООН в свое распоряжение контингенты вооруженных сил, необходимые для поддержания мира и безопасности.
В рамках операций по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН, выделяют направление миссий военных наблюдателей и направление миротворческих сил. В первом случае речь идет о небольших группах офицеров, представляющих различные государства, которые, находясь в зонах вооруженной борьбы, занимаются мониторингом выполнения ранее достигнутых соглашений о перемирии или прекращении огня. Миротворческие силы, действующие под эгидой ООН, состоят из воинских контингентов стран, давших согласие участвовать в данной операции. Как правило, они вооружены лишь легким стрелковым оружием и выполняют примерно те же функции, что и военные наблюдатели, одновременно являясь «буфером» между сторонами вооруженного конфликта.
Однако в последнее время задачи миротворцев стали расширяться. Поскольку операции по поддержанию мира часто проводятся в зонах внутригосударственных конфликтов, то миротворцы могут заниматься разоружением участников незаконных вооруженных формирований, наблюдением за их демобилизацией, сбором оружия, разминированием территории. Миротворцы обеспечивают поддержание порядка и стабильности в зоне конфликта, охрану коммуникаций. Расширение задач приводит к увеличению численности и изменению структуры миротворческих контингентов. Современные операции по поддержанию мира проводятся по мандату Совета Безопасности ООН и проходят с привлечением не только миротворческих войск, но и полицейских формирований, а также гражданских специалистов, работающих во временных административных органах в зоне конфликта.
Операции по поддержанию мира могут перерастать в мирострои-тельные операции. Задача таких операций — устранение последствий вооруженных конфликтов, восстановление систем жизнедеятельности, социальной, экономической и политической инфраструктуры. Участие контингентов миротворческих войск в миростроительных операциях необходимо, но при проведении таких операций резко возрастает
§ 3. Основные направления миротворческой деятельности... 295
роль полицейских формирований и административных структур. Присутствие миротворцев оправданно до тех пор, пока не созданы все внутренние условия для сохранения мира и безопасности. В практике современных международных отношений нет жестких барьеров, разделяющих один вид миротворческих операций от других. Они могут выступать как сменяющие друг друга этапы процесса мирного урегулирования внутренних и международных конфликтов.
|
|
Большинство миротворческих операций проводится по решению Совета Безопасности ООН и под эгидой этой организации. Можно отметить, что сегодня обнаружился целый ряд недостатков в организации и осуществлении миротворческой деятельности. Военно-штабной комитет, созданный при Совете Безопасности, так и не заработал, поэтому в ходе миротворческих операций постоянно обнаруживаются недостатки их планирования. Формирование миротворческих кон-тингентов зачастую происходит хаотично, миротворцы не имеют нужного опыта и подготовки. Взаимодействие различных национальных формирований не отработано, часто они различаются между собой по штатной организации и материально-техническому обеспечению. Возникают вопросы по поводу руководства миротворческими операциями и их финансирования.
В последние годы проводится работа по совершенствованию миротворческой деятельности ООН. К настоящему моменту более 60 государств — членов ООН точно определили, какие силы и средства они могут предоставить для проведения той или иной миротворческой операции, еще 20 государств подписали так называемые резервные соглашения. Для повышения оперативной готовности и эффективности участия своих контингентов в миротворческих операциях ряд государств учредили «Бригаду повышенной готовности резервных сил». В армиях многих стран мира, включая и Российскую Федерацию, создаются и готовятся специальные подразделения для осуществления миротворческих миссий, в том числе и по мандату ООН. В Штаб-квартире ООН в Нью-Йорке круглосуточно работает Ситуационный центр, поддерживающий связь с командованием всех миротворческих операций, а в итальянском городе Бриндизи находится склад материально-технического обеспечения операций ООН по поддержанию мира.
Предложения российской стороны по совершенствованию деятельности Военно-штабного комитета пока не нашли отклика у других членов Совета Безопасности. Вышеперечисленные недостатки в осуществлении миротворческих операций стали причиной неудач и провалов некоторых из них. Поэтому отдельные государства и региональ-
|
|
296 Глава XVII. Роль международных организаций в урегулировании...
ные международные организации пытаются действовать в обход или подменять ООН, ссылаясь на ее неэффективность. НАТО, стремясь найти оправдание своему существованию после окончания холодной войны, в конце 1990-х гг. приняла новую доктрину, предполагающую использование силовых ресурсов этого военного блока в миротворческих целях за пределами территории своей традиционной ответственности. В 1995 г. многонациональные вооруженные силы во главе с НАТО сменили в Боснии и Герцеговине миротворческий контингент ООН, который не смог полностью выполнить свои задачи. В 1999 г., после того как авиация НАТО нанесла удары по Югославии, Совет Безопасности ООН санкционировал присутствие в Автономном крае Косово наряду с собственной миссией по делам временной администрации также и международных сил безопасности, основу которых составил контингент стран — членов НАТО. Активное участие сил НАТО в операции по поддержанию мира и далее в миростроительной операции в Косово привело к неоднозначным результатам. С одной стороны, на эти территории бывшей Югославии вернулись многочисленные албанские беженцы, с другой — из края было вытеснено большинство сербского населения, чему ни администрация ООН, ни миротворцы НАТО воспрепятствовать не смогли.
Можно согласиться с тем, что Организация Объединенных Наций не должна монополизировать всю миротворческую деятельность, региональные международные организации могут справиться с задачами миротворчества самостоятельно. Так, например, некоторые миротворческие операции в Африке осуществлялись и осуществляются под эгидой Африканского союза (в прошлом Организации африканского единства). На постсоветском пространстве с 1994 г. по мандату СНГ российские миротворцы находятся в зоне грузино-абхазского конфликта, в 1992–2001 гг. коллективные миротворческие силы СНГ при активном участии России действовали в Таджикистане (см. главу XVIII). Не до конца был реализован миротворческий потенциал такой региональной международной организации, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хотя миссии ОБСЕ сыграли свою позитивную роль в решении вопросов, возникавших в зонах конфликтов, в том числе и на постсоветском пространстве, в последнее время в деятельности этой организации наблюдаются попытки вмешательства во внутриполитические процессы в европейских странах, которые происходят прежде всего в рамках избирательных кампаний. Вместо осуществления функций важнейшего института в системе безопасности европейского континента, ОБСЕ в большей сте-
§ 4. Деятельность международных неправительственных организаций... 297
пени выполняет функции инструмента внешней политики некоторых входящих с нее государств.