Современные подходы к пониманию культуры

Учебное пособие по культурологии

(автор-составитель к.и.н., доцент Низамова М.С.)

Оглавление

1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей

2. Подходы к изучению культуры

3. Структурные элементы и функции культуры

4. Элитарная, народная и массовая культура

5. Религия и атеизм как культурные явления

6. Искусство как культурное явление. Содержание и форма в искусстве. Виды искусства.

7. Современное искусство

8. Наука – важнейший элемент культуры. Основные этапы развития науки. Связь науки с производством.

9. Основные этапы развития научной революции. Научная картина мира.

10. Культурогенез. Культура и цивилизация, их взаимосвязь.

11. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции Н.Я Данилевского, О.Шпенглера.

12. Трактовка понятий культура и цивилизация в концепции А. Тойнби

13. Возникновение и становление постмодернизма.

14. Постмодернизм как образ жизни.

15. Типология культур. Восточные и западные типы культур.

16. Культура и человек. Инкультурация и социализация.

17. Культура и личность.

18. Культура и образование. Образование в современном мире.

19. Возникновение культуры. Материальная культура первобытного общества.

20. Своеобразие культуры Древнеегипетской цивилизации.

21. Культура Древней Индии.

22. Культурное наследие Древнего Китая.

23. Культура древней Японии.

24. Культура средневековой Японии.

25. Крито-микенская культура в мифах и археологических исследованиях.

26. Характеристика Византийской культуры.

27. Культура западноевропейского средневековья.

28. Культура арабо-мусульманского Востока в средние века.

29. Характеристика культуры эпохи Возрождения.

30. Культура России первой половины XVIII века.

31. Культура, наука и образование в России во второй половине XVIII века.

32. Культура России в первой половине XIX века. «Золотой век» русской культуры.

33. Культура России во второй половине XIX века.

34. «Серебряный век» русской культуры (1890-е - 1917 гг.).

35. Развитие просвещения, образования, науки в России на рубеже XIX-XX вв.

36. Развитие образования и просвещения в России после Октябрьской революции и в 1920-е годы.

37. Развитие высшей школы и науки после Октябрьской революции и в 1920-е годы в России.

38. Деятельность обществ «Долой неграмотность» и «Воинствующих безбожников». Движение «Пролеткульта».

39. Отношение к «попутчикам» в литературе и искусстве в 1920 - е годы.

40. Культура российского зарубежья в 1920-е годы.

41. Культурная революция 1930-х годов в СССР

42. Подготовка кадров новой советской технической и гуманитарной интеллигенции в 30-е годы в России. Развитие науки, литературы и искусства

43. Влияние культа личности, политики массовых репрессий на творческую интеллигенцию.

44. Религия и церковь в условиях сталинского тоталитаризма. Отношение власти к культовым сооружениям в 30-е годы, и к памятникам истории и культуры в целом.

45. «Оттепель» в духовной жизни советского общества после ХХ съезда КПСС.

46. Развитие образования и науки в СССР в середине 1950-х – середине 1960-х годов.

47. Духовная жизнь советского общества в середине 1960-х – начале 80-х годов.

48. Достижения и просчеты в системе народного образования, высшей школы в 1970–начале 80-х гг. в России.

49. Диссидентское и правозащитное движение в СССР.

50. Образование, наука и культура в условиях рынка в 1990-х гг.

51. Природа и культура. Роль природы в становлении культуры.

52. Экология и экологическая культура.

1. Понятие культуры. Роль культуры в жизни людей

Культурология – это наука о культуре, это наука, изучающая человеческое общество, но отличающаяся от других подобных наук, так как предметом культурологи являются все многообразные процессы жизнедеятельности людей: материальные, экономические, социальные, политические, моральные, демографические, этнические (т.е. искусственная среда, язык как универсальное средство общения, знания и т.д.), которые раскрывают культуру как форму и способ существования человека.

Культурология рассматривает вопросы теории и истории мировой культуры. Курс культурологи дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.

На земле одновременно соседствует множество культур. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга? Некоторые культуры выглядят странными, патриархальными, отражают древнее самосознание человека. А другие культуры, напротив, уже достаточно продвинулись в собственном развитии, приобрели современный облик.

Итак, культурология – это наука о множественности культур, об их уникальности. Это системное знание о культуре – в рамках исторического, философского и антропологического знания.

Цель курса культурологии:

обеспечить будущих специалистов знаниями в области культуры, пониманием ее роли в жизнедеятельности любого общества и каждого человека;

развить чувство уважения к традициям, истории и культуре своего народа и к духовному наследию всего человечества;

сформировать представление о культурно-исторических центрах и цивилизациях мира, особенностях их развития;

научить ценить достижения культуры и представлять значение культуры для настоящего.

Слово «культура» имеется в лексиконе практически каждого человека. Однако в это понятие вкладывают самый различный смысл:

1) Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни.

2) Другие - лишь явления искусства, литературы.

3) Третьи - под «культурой» понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать «трудовые свершения», т.е. хозяйственные задачи..

Термин культура многозначен. Им можно характеризовать культуру определённой эпохи, народа, той или иной сферы жизни (например: культура Возрождения, культура славян, культура труда).

Исторически термин культура возник в Древнем Риме и означал обработку, возделывание, земледелие, а затем и просвещённость, воспитанность, образованность человека.

В настоящее время понятие "культура" означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и культурных ценностях.

Явления культуры изучает множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, философия, эстетика, религия и т. д. Каждая наука даёт своё определение культуры. Дискуссии по вопросу о понятии культуры продолжаются до сих пор. По подсчетам американских культуроведов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, их число составляет более 500, а некоторые исследователи выделяют около 1000 определений культуры.

Американские ученые Д. Кребер и К. Клакхон пошли по пути синтеза всех определений. Они выделили три основные характеристики, на которые обращают внимание большинство исследователей:

1) культура - это то, что отличает человека от животньх, то, что свойственно только человеческому обществу;

2) культура - это то, что не передается биологически, а предпoлагает передачу посредством обучения; культура создана человеком; культура противоположна природе;

3) культура передается при помощи знаков, символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов и т. д..) и связана с идеями.

Под культурой обычно понимают, прежде всего то, что преобразовано, создано, обработано человеком, возникло в результате человеческой жизнедеятельности. Это технические, хозяйственные сооружения, средства производства, средства передвижения, язык, научные знания, произведения искусства и т.д. Культура тесно связана с деятельностью людей, существует благодаря ей. Субъектом культурной деятельности является не отдельный изолированный индивид, а люди, находящиеся между собой в определенных взаимоотношениях. Культура – это не только результаты человеческой деятельности, но и сама деятельность: знания, навыки, формы. Существует тесная связь культуры, общества и личности. Нет общества без культуры, но нет и культуры без общества.

Предлагаем два широких, обобщающих определения культуры.

Культура – это активная творческая деятельность субъектов (индивидов) по освоению мира, в процессе которой производятся, сохраняются, передаются, распределяются, обмениваются, потребляются общественно значимые материальные и духовные ценности, а также совокупность самих этих ценностей.

Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Итак, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Культура изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живёт.

Современные подходы к пониманию культуры

Культура - это сложное, многоаспектное явление.

Культура предполагает определенный вещный мир, так же как и мир идей и образов.

Культура – это определенные сферы деятельности, а значит система учреждений и организаций.

Культура – это техника и технология, производство и потребление.

Культура – это средства массовой коммуникации и потоки информации.

Культура – это традиции и нормы, обычаи и предпочтения, оценки и вкусы, интересы и потребности.

Культура – это определенные действия и поступки людей, их типичный для данного общества образ жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: