1. Кто из отечественных мыслителей, размышляя о путях развития истории мировой культуры, писал:
«Деление истории на древнюю, среднюю и новую, хотя бы и с прибавлением древнейшей и новейшей, или вообще деление по степеням развития не исчерпывает всего богатого содержания ее. Формы исторической жизни человечества, как формы растительного и животного мира, как формы человеческого искусства (стили архитектуры, школы живописи), как формы языков (односложные, приставочные, сгибающиеся), как проявление самого духа, стремящегося осуществить типы добра, истины и красоты... не только изменяются и совершенствуются повозрастно, но еще и разнообразятся по культурно-историческим типам. Поэтому, собственно говоря, только внутри одного и того же типа, или как говорится, цивилизации, и можно отличать те формы исторического движения, которые обозначаются словами: древняя, средняя и новая история»:
а) П. А. Сорокин; б) Н. Я. Данилевский;
в) Н. С. Трубецкой; г) М. С. Каган.
2. Подберите правильное высказывание, характеризующее суть «теории локальных цивилизаций»:
|
|
а) История культуры — это прогрессивный процесс закономерного восхожденияот одной ступени развития к другой, где культуры выстраиваются в своеобразную лестницу восхождения по ступеням развития от простейшего к сложному;
б) Не существует единой лестницы культур. Мир состоит из многообразия уникальных культур. Каждая культура имеет свой путь развития, уникальна и неповторима, вносит свой вклад в историю мировой культуры.
3. Кто из мыслителей, рисуя схему истории мировой культуры, выделял следующие этапы: «прометеевскую эпоху», эпоху «великих культур древности», эпоху «осевого времени», «эпоху техники»?:
а) О.Шпенглер; б) И. Гердер; в) К. Ясперс; г) А. Гуревич.
4. Как назывался труд И. Г. Гердера, в котором он рассматривал закономерности историко-культурного процесса?:
а)«Идеи к философии истории человечества»;
б) «История цивилизаций»;
в) «Европа и человечество»;
г) «Истоки истории и ее цель».
Глава 7. Культурная картина мира