Мышление самых запуганных клиентов можно освободить используя технику переноса. Она основана на дивергентных вопросах вида «вот тебе ситуация», что с ней сделаешь? а что если...? как на счет того, чтобы...? как если бы вы были..., то чтобы вы сделали?
Примеры:
o можете ли вы мне помочь, поставив себя на мое место что бы вы себя тут спросили?
o представь как было б если бы сделал как хотел?
o вы теперь директор, что будете решать в первую очередь?
o вы узнаете что ваша организация очень в вас нуждается — как бы себя вели?
o если бы в этой ситуации ваше положение было вполне определенным, то в чем бы оно изменилось?
o если бы вам не приходилось оглядываться на вашу жизнь, то чтобы вы сделали?
o если бы ваш врач вам вдруг сказал что ваша жизнь теперь зависит от измените ли вы свой образ жизни, то что бы вы сделали в первую очередь?
Качество вопросов
Вопрос приглашает клиента к поиску в конкретном направлении — двигать время — заглянуть в себя (память) или в будущее. Эффективные вопросы застают врасплох/неожиданны/удивительны. Порой наиболее эффективные вопросы — это именно те, которые звучат наиболее глупо. Иногда может быть даже «я не знаю какой следующий вопрос теперь тебе задать, а ты?»,
|
|
Наблюдать какие вопросы попадают в эмоционально значимые, важные сферы для клиента — они для него подходят. Умение подбирать наилучший вопрос — это навык и он тренируется со временем!
Каждый хороший коучинговый вопрос:
1. прост,
2. средней длины,
3. одна идея за раз,
4. беспристрастный,
5. без подвоха и провокаций.
Воздержаться от:
вопрос, содержащий ответ
ответ в самом вопросе, не так ли?
интересно, вот хочеться узнать вы заметили что Х?
бессмысленный вопрос (опущен контекст)
и кто ты после этого?
что с тобой не так?
сколько можно?
осуждение
сколько тебе ещё объяснять?
ты почему не смотришь на мяч?