... Сложившееся положение требует от народов и от правительств, несущих ответственность за судьбы своих государств, принятия действенных мер к прекращению гонки вооружений, к предотвращению возникновения новой войны. Дальнейшее улучшение международного положения может и должно быть достигнуто прежде всего на путях сокращения вооружений, на путях проведения эффективных мер, направленных к разоружению. Что касается Советского Союза, то он сразу же после окончания второй мировой войны провел ряд мероприятий по решительному сокращению своих вооруженных сил военного времени, демобилизовав из Советской Армии 33 призывных возраста. <...>
Учитывая, что в нынешних условиях особую опасность для народов представляет атомная война, Советское правительство придает важнейшее значение запрещению атомного и водородного оружия. Именно поэтому мы предлагали и предлагаем безотлагательно принять решение о полном запрещении атомного и водородного оружия, о прекращении его производства и об уничтожении имеющихся запасов этого оружия с тем, чтобы великое открытие человечества атомная энергия - служила исключительно мирным целям. <...>
Желая внести новый вклад в дело разоружения и обеспечения мира и стремясь к созданию еще более благоприятных условий для мирного хозяйственное, и культурного строительства в Советском Союзе, правительство СССР приняло следующее постановление:
1. Провести в течение одного года, а срок до 1 мая 1957 г., новое, еще более значительное сокращение численности Вооруженных Сил Советского Союза, а именно на 1200 тыс. человек, сверх проведенного в 1955 г. сокращении Вооруженных Сил СССР на 640 тыс. человек.
2. В соответствии с этим расформировать 63 дивизии и отдельные бригады, в том числе расформировать находящиеся на территории Германской Демократической Республики 3 авиационные дивизии и другие боевые части численностью более 30 тыс. человек.
Расформировать также часть военных училищ Советской Армии. Поставить на консервацию 375 боевых кораблей военно-морского флота.
3. Соответственно сказанному выше сократить вооружения и боевую технику Вооруженных Сил СССР, а также расходы Советского Союза на военные нужды по государственному бюджету СССР.
4. Уволенным из состава Вооруженных Сил военнослужащим предоставить возможность устройства на работу в промышленности и сельском хозяйстве.
<...> Советское правительство готово будет рассмотреть вопрос о дальнейшем сокращении Вооруженных Сил СССР, если западные державы - Соединенные Штаты Америки, Англия и Франция - со своей стороны проведут соответствующее сокращение своих вооруженных сил и вооружений. <...>
50 лет борьбы СССР за разоружение. Сб. документов. М., 1967. С. 309-317
2. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВОЕННОГО ИСТОРИКА В. ФОМИНА О ВЕНГЕРСКИХ СОБЫТИЯХ 1956 г.
В конце октября - начале ноября 1956 г. в Венгрии вспыхнуло восстание против навязанной стране советской модели социалистического развития. В его подавлении участвовали вооруженные силы государств - участников Организации Варшавского Договора, в том числе советские войска.
<...> В марте 1956 г. изнаших войск в Венгрии был создан Особый корпус, я занял должность спецпропагандиста в его политотделе. <...>
Корпус подчинялся непосредственно Министерству обороны в Москве, поэтому он и стал называться Особым. Входили в него двемеханизированные и две авиационные дивизии. Перед корпусом стояла задача в случае нападения войск НАТО оказать помощь венгерской армии. Никаких других задач перед войсками не ставилось. <...>
В октябре 1956 г. венгерская общественность, и особенно молодежь, были взбудоражены событиями в Польше, где после расстрела летом демонстрации в Гданьске не прекращались забастовки. 23 октября венгерские студенты собирались провести демонстрацию под лозунгом солидарности с польской молодежью. У демонстрантов был также список требований из 14 пунктов. Молодежь не ставила перед собой целей ниспровержения социалистического строя. Речь шла о его улучшении, чему, по их мнению, мешало одиннадцатилетнее пребывание на венгерской земле советских войск.
Другими словами, речь шла о продолжении реформ, начатых правительственной программой еще в 1953 году. Группа демонстрантов двинулась к зданию радио, которое защищали войска государственной безопасности. Начался штурм здания, в ходе которого прозвучали первые выстрелы. Здание в конце концов было захвачено... Жертвы были с обеих сторон. Другая, еще большая толпа, направилась уничтожать памятник Сталину, который срезали автогеном и сбросили с пьедестала. От "Вождя народов" остались только сапоги.
Примерно в это же время начался захват оружия и боеприпасов в полицейских участках, в том числе и на патронном заводе. После восьми часов вечера посол СССР в Венгрии Ю.В. Андропов передал военным просьбу венгерского правительства ввести в Будапешт часть войск Особого корпуса для "поддержания порядка". И Особый корпус двинулся в Будапешт. <...>
После 28 октября, когда правительство Имре Надя объявило события "народным движением", нахождение наших войск в Будапеште стало ненужным. Одновременно венгерское правительство поставило вопрос о выводе советских войск из Венгрии вообще. Наше правительство дало согласие на переговоры по этому поводу. Решение о "народном движении" стало настоящей трагедией для венгерских защитников существующей власти, которые честно выполняли свой долг. 30 октября экстремисты разгромили горком партии в Будапеште, расстреляв без суда и следствия его защитников. Как раз в тот момент наши войска из Будапешта выходили. Что же касается переговоров о выводе наших войск из Венгрии, на которых я присутствовал в качестве переводчика, то им, как выяснилось позже, отводилась другая роль. 3 ноября 1956 года наша военная делегация во главе с заместителем начальника Генерального штаба ВС СССР генералом Армии М.С. Малининым прибыла в Будапешт. Переговоры проводились в парламенте. В конце их договорились, что окончательное решение будет принято на встрече в расположении наших войск, вечером... Когда все вопросы были решены, венгерская делегация ждала машин, чтобы ехать в Будапешт, и мы даже предложили им по бокалу вина, в комнате появилась группа сотрудников КГБ во главе с председателем комитета генералом армии И. А. Серовым. Члены венгерской делегации были арестованы. <...>
2 ноября 1956 года главнокомандующий Объединенными силами Варшавского Договора Маршал Советского Союза И.С. Конев... поставил боевую задачу: "ликвидировать контрреволюционный мятеж в Будапеште". Для этого корпус усилился танками, артиллерией и воздушно-десантными войсками. Боевая операция проводилась по указанию нашего высшего партийного и государственного руководства во главе с Н.С. Хрущевым. Свое решение они приняли... по просьбе венгерских коммунистов, руководства Китая, Югославии и стран -участниц Варшавского Договора.
Комсомольская правда. 5 декабря 1990 г.
3. ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА США ДЖ. КЕННЕДИ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР Н.С. ХРУЩЕВУ
В мае 1962 г. руководство страны по настоянию Председателя Совета Министров СССР и первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева приняло решение об оказании военной помощи Кубе. Летом того же года на Кубу были направлены суда с военным грузом (в частности, с ракетами среднего радиуса действий), о чем стало известно президенту США Джону Кеннеди. Президентом США был установлен 23 октября карантин: Вооружённым силам США был отдан приказ не допускать поставок наступательного оружия и относящихся к нему материалов на Кубу. Суда, следовавшие на Кубу, должны были подвергаться досмотру, а в случае неподчинения - задерживаться и направляться в одни из портов США до получения соответствующих указаний.
Переписка Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущева относится ко времени "Карибского ядерного кризиса", поставившего мир на грань мировой войны.
23 октября 1962 г.
Я думаю, Вы признаете, что первым шагом, послужившим началом нынешней цепи событий, было действие Вашего правительства, выразившееся в тайной поставке на Кубу наступательного оружия. Мы будем обсуждать этот вопрос в Совете Безопасности. Тем временем я озабочен тем, чтобы мы оба проявили благоразумие и не сделали ничего такого, что позволило бы событиям еще более затруднить, по сравнению с тем, что уже имеет место, удерживание положения под контролем.
Я надеюсь, что Вы немедленно дадите необходимые инструкции вашим судам соблюдать условия карантина, основа которого была создана голосованием Организации американских государств1 сегодня после полудня и который вступит в силу в 14.00 по гринвичскому времени 24 октября.
Международная жизнь. 1992. Спец. выпуск. С. 14.
______________________
1 На заседании Совета Организации американских государств 23 октября была принята предложенная США резолюция с требованием немедленного демонтирования и вывоза с Кубы всех реактивных снарядов и оружия наступательного характера. Государствам -участникам Организации рекомендовалось использовать все меры для недопущения получения Кубой наступательного оружия.
4. ИЗ ПОСЛАНИЯ Н.С. ХРУЩЕВА ДЖ. КЕННЕДИ 24 октября 1962 г.
Получил Ваше письмо от 23 октября, ознакомился с ним и отвечаю Вам.
Представьте себе, господин Президент, что мы поставили бы Вам те ультимативные условия, которые Вы поставили нам своей акцией. Как бы Вы реагировали на это? Думаю, что Вы возмутились бы таким шагом с нашей стороны. И это было бы нам понятно.
Поставив нам эти условия, Вы, господин Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали? Наши связи с Республикой Куба, как и отношения с другими государствами, независимо от того, какое это государство, касаются только двух стран, между которыми имеются эти отношения. И если уж говорить о карантине, упоминаемом в Вашем письме, то его, как это принято в международной практике, могут устанавливать только государства по договоренности между собой, а не какая-то третья сторона. Существуют, например, карантины на сельскохозяйственные товары и продукты. Но в данном случае речь идет совсем не о карантине, а о гораздо более серьезных вещах, и вы это сами понимаете.
Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите! И Вы хотите убедить меня, чтобы я согласился с этим? Что значит согласиться с этими требованиями? Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а потакать произволу. Вы уже не апеллируете к разуму, а хотите запугать нас.
Нет, господин Президент, я не могу с этим согласиться и думаю, что внутренне Вы признаете мою правоту. Убежден, что на моем месте Вы поступили бы так же...
Советское правительство считает, что нарушение свободы пользования международными водами и международным воздушным пространством - это акт агрессии, толкающий человечество к пучине мировой ракетно-ядерной войны. Поэтому Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров... Конечно, мы не будем просто наблюдателями пиратских действий американских кораблей в открытом море. Мы будем тогда вынуждены со своей стороны предпринять меры, которые сочтем нужными и достаточными для того, чтобы оградить свои права.
Международная жизнь. 1992. Спец. выпуск. С. 16.