1. Теория потребительского поведения изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей в соответствии с которыми люди формируют и осуществляют план потребления различных товаров и услуг, ориентируясь на наиболее полное удовлетворение своих потребностей.
В теории потребления различают наличие ценностей и цены. Иногда цена не соответствует практической пользе товара или услуге.
Адам Смит сформировал порядок ценностей: вода имеет большую ценность, чем????
но цена ее меньше.
Решение того парадокса связано с ведением предельных величин. Предельные величины характеризуют прирост данной переменной при изменении объема, потребления и производства.
Количественный подход к анализу полезности основан на возможности измерения различных благ гипотетических единицах.
Полезность – это удовлетворение ими удовольствия которое индивид получает от потребления товара или услуги.
В зависимости от цели исследования различают общую и предельную последовательность.
|
|
Общая полезность (TU) –удовлетворение, которое человек получает от потребления товаров и услуг в заданном объеме.
TU=f()
TU- общая полезность.
- объемы потребления товаров и услуг A,B…X.
Предел полезности (MU) – это прирост TU при V потребления данного товара или услуги на 1 единицу.
MU= - изменение TU. - изменение V потребления.
TU
TU
Q
1 2 3 4 5 6
MU
Q
1 2 3 4 5 6
MU
Теория опирается на следующий закон Госсен.
1. Закон Госсен – закон убывающей предельной полезности:
В одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единице потребления блага убывает.
При повторном акте потребления полезность единицы по сравнению с ее полезностью при первоначальном акте потребления.
2-ой закон Госсена формулирует условия оптимума потребителя. Потребитель достигнет max. удовлетворения, если распределит свои средства на покупку различных товаров и услуг таким образом, что для всех реально покупаемых товаров имеет место следующее равенство:
, ,…, -предложения полезности покупаемых товаров и услуг.
- цены на товары и услуги.
коэффициент, характеризующий предельную полезность денег.
Предельная полезность денег показывает возрастание удовлетворения при расходовании дополнительной единицы денежных средств на приобретения товаров и услуг.
ВЫВОД: увеличение цены какого либо товара при неизменных ценах на все прочие товары при том же доходе ведет к падению соотношения предельной полезности от ее потребления и цены.
Снижение предельной полезности означает меньшую готовность человека покупать данный товар, т.к. приведет к сокращению спроса на него.
|
|
2. Порядковый подход. Кривые безразличия.
У количественного подхода существует ряд недостатков:
1) не существует единиц для объективного измерения полезности различных товаров.
Ютили – это теоретическая величина, зависящая от субъективных оценок.
2) предельная полезность денег не постоянна. Она изменяется с изменением доходов, а следовательно деньги не могут служить мерой полезности.
Порядковая теория полезности попыталась обойти количественное измерения полезности товаров и услуг. Она предлагает рассматривать товары и услуги по степени предпочтения.
Порядковый подход базируется на следующих аксиомах:
1)?????
3) Потребитель вынужден выбирать между альтернативными наборами товаров и услуг в соответствии со своими денежными доходами.
Т.О. в данном случае задача максимизации полезности сводится к выбору потребителя наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него.
При пар. подходе для исследования поведения потребителей используется понятие кривой безразличия.
ЗАДАЧА 1. Тема спрос и эластичность предложения. Эластичность спроса.
В таблице представлены данные характеризующие различные ситуации на рынке консервирования овощей. Необходимо построить кривую спроса и предложения, определить по графику излишки или дефицит продукции.
Цена(pens) | Vспроса (млн. банок в год.) | V предложений (млн. банок в год.) |
P
40 30 млн. б. C
излишек
32 А
24
16
8 дефицит P
60 млн. б. Q
10 20 30 40 50 60 70 80 90