Теория потребительского поведения

1. Теория потребительского поведения изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей в соответствии с которыми люди формируют и осуществляют план потребления различных товаров и услуг, ориентируясь на наиболее полное удовлетворение своих потребностей.

В теории потребления различают наличие ценностей и цены. Иногда цена не соответствует практической пользе товара или услуге.

Адам Смит сформировал порядок ценностей: вода имеет большую ценность, чем????

но цена ее меньше.

Решение того парадокса связано с ведением предельных величин. Предельные величины характеризуют прирост данной переменной при изменении объема, потребления и производства.

Количественный подход к анализу полезности основан на возможности измерения различных благ гипотетических единицах.

Полезность – это удовлетворение ими удовольствия которое индивид получает от потребления товара или услуги.

В зависимости от цели исследования различают общую и предельную последовательность.

Общая полезность (TU) –удовлетворение, которое человек получает от потребления товаров и услуг в заданном объеме.

TU=f()

TU- общая полезность.

- объемы потребления товаров и услуг A,B…X.

Предел полезности (MU) – это прирост TU при V потребления данного товара или услуги на 1 единицу.

MU= - изменение TU. - изменение V потребления.

 
 


TU

 
 


TU

Q

1 2 3 4 5 6

MU

 
 


Q

1 2 3 4 5 6

MU

Теория опирается на следующий закон Госсен.

1. Закон Госсен – закон убывающей предельной полезности:

В одном непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единице потребления блага убывает.

При повторном акте потребления полезность единицы по сравнению с ее полезностью при первоначальном акте потребления.

2-ой закон Госсена формулирует условия оптимума потребителя. Потребитель достигнет max. удовлетворения, если распределит свои средства на покупку различных товаров и услуг таким образом, что для всех реально покупаемых товаров имеет место следующее равенство:

, ,…, -предложения полезности покупаемых товаров и услуг.

- цены на товары и услуги.

коэффициент, характеризующий предельную полезность денег.

Предельная полезность денег показывает возрастание удовлетворения при расходовании дополнительной единицы денежных средств на приобретения товаров и услуг.

ВЫВОД: увеличение цены какого либо товара при неизменных ценах на все прочие товары при том же доходе ведет к падению соотношения предельной полезности от ее потребления и цены.

Снижение предельной полезности означает меньшую готовность человека покупать данный товар, т.к. приведет к сокращению спроса на него.

2. Порядковый подход. Кривые безразличия.

У количественного подхода существует ряд недостатков:

1) не существует единиц для объективного измерения полезности различных товаров.

Ютили – это теоретическая величина, зависящая от субъективных оценок.

2) предельная полезность денег не постоянна. Она изменяется с изменением доходов, а следовательно деньги не могут служить мерой полезности.

Порядковая теория полезности попыталась обойти количественное измерения полезности товаров и услуг. Она предлагает рассматривать товары и услуги по степени предпочтения.

Порядковый подход базируется на следующих аксиомах:

1)?????

3) Потребитель вынужден выбирать между альтернативными наборами товаров и услуг в соответствии со своими денежными доходами.

Т.О. в данном случае задача максимизации полезности сводится к выбору потребителя наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него.

При пар. подходе для исследования поведения потребителей используется понятие кривой безразличия.

ЗАДАЧА 1. Тема спрос и эластичность предложения. Эластичность спроса.

В таблице представлены данные характеризующие различные ситуации на рынке консервирования овощей. Необходимо построить кривую спроса и предложения, определить по графику излишки или дефицит продукции.

Цена(pens) Vспроса (млн. банок в год.) V предложений (млн. банок в год.)
     
     
     
     
     

P

40 30 млн. б. C

излишек

32 А

24

16

8 дефицит P

60 млн. б. Q

10 20 30 40 50 60 70 80 90


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: