Предмет философии науки. Природа научного знания

Впервые термин философия науки введен в 1840 г. Однако в качестве самостоятельной отрасли знания философия науки начинает развиваться в ХХ в.

Философия науки – это раздел философии, исследующий наиболее общие особенности и закономерности научно-познавательной деятельности. Предметом философии науки являются следующие вопросы: сущность науки как особого вида деятельности и как социального института, уровни, формы и методы научного знания, логика научного исследования, модели роста и развития науки.

Многообразные виды деятельности человека можно свести к трем основным видам: познавательная, оценочная и практическая деятельность. Познание – это активно-творческое отражение человеком окружающего мира, приобретение знаний. Знание – это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаках естественных и искусственных языков. Основными видами познавательной деятельности являются: научное познание, обыденное, художественное, религиозное. Обыденное познание основано на повседневном опыте и здравом смысле, оно не упорядочено и, как правило, носит описательный характер. Художественное познание характеризуется чувственно-образным отображением действительности и в большей мере субъективно, т.к. выражает внутренний мир автора. Религиозное познание опирается на веру и мистический опыт, является иррациональным, претендует на полное и законченное описание мира.

Определение понятия «наука» менялось со временем. И в настоящее время существуют разные точки зрения. Наиболее общее и распространенное определение: наука – это специализированная деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний.

Наиболее характерные черты науки и научного знания:

1) Рациональность, обоснованность, доказательность.

2) Объективность

3) Интерсубъективная проверяемость научного знания.

4) Существенность

5) Системность научного знания.

6) Методичность.

7) Собственный язык, система специфических понятий.

8) Фальсифицируемость.

Эрвин Шредингер: для религиозно-мифологического сознания характерна «закрытость», завершенность, закрытая модель мира, где знание претендует на полноту, на устранение неопределенности. Научное сознание предполагает «открытую» модель мира, постоянно пополняемое знание, сохранение неопределенности.

Задача любой религии (и мифологии в особенности) – «завершить всегда неполное понимание неопределенного и загадочного положения человека в мире», ликвидировать «белые пятна», закрыть вызывающую недоумение открытость мировоззрения, полученного исключительно на основе опыта. Мифология и религия спасают от неопределенности непознанного. Отличие науки в том, что она будет стоически мириться с «пробелом», вместо того, чтобы заполнять его подлогом или необоснованным предположением. И дело здесь не только в «этосе ученого», но в том, что страх утратить стимул к познанию сильнее страха жизни в непроясненном и непонятном мире. Иными словами, для науки возможность задавать вопросы и искать ответы, то есть желание «узнать еще» ценнее, чем уют готового знания о понятном и цельном мире, переданного традицией. Поэтому ученый согласен жить в как бы «дырявом мире», а религиозный человек – нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: