Первое отличие: житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. (официанты, таксисты обладают определенным опытом который помогает им строить свое взаимоотношение с людьми; дети умеют подстраиваются под требования взрослых, ребенок знает как построить взаимоотношение, что бы добиться нужной цели от с мамы, бабушки, отца.)
Научная психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям.
Для этого она использует научные понятия. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
Существует особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, (выражаются теми же словами однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны.)
Второе отличие: особенность житейских знания состоит в том, что они носят интуитивный характер, знании приобретаются путем практических проб.
|
|
К примеру: дети путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно “вить веревки”, а из кого нельзя.
Вот выдержка из Интернета:
§ Наш ребенок в буквальном смысле вьет из нас с мужем веревки, при том, что у бабушки с дедушкой просто шелковый, как с этим бороться посоветуйте, пожалуйста. Может у кого-то есть подобный опыт воспитания, сыну 4 года.
http://vdetskommire.ru/edu/detskie-krizisy-krizis-1-goda/?cid=228
Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты.
Научные психологические знания рациональны и вполне осознанны.
Третье отличие: состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи.
Житейский опыт передается от предыдущего поколения с большим трудом.
Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка.
Четвертое отличие: состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии.
В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями.
В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
Практическая психология (в психологической литературе ее часто отождествляют с житейской)
§ — часть психологического знания, непосредственно связанная с удовлетворением практических запросов широкого круга людей.
§ Сюда относятся часть теории и практика психотерапии, психометрии и ряда других отраслей психологии.
§ Практика психологии часто значительно опережает теорию.