Вопросы членов команды
• Как мы будем непрерывно совершенствоваться?
• Как мы можем укреплять инновационный и творческий подход к делу?
• Как мы можем использовать наши ключевые навыки?
• Какие усовершенствования могут быть привнесены в процессы нашей групповой работы?
• Как мы можем поддерживать высокий уровень энергии и преданности целям группы?
Межличностные отношения
• Высокое взаимное доверие
• Безусловная преданность членов группы
• Многосторонность взаимоотношений между членами группы
• Взаимное обучение и помощь в развитии
• Предпринимательский дух
• Самодостаточность
Проблемы, связанные с заданием
• Укрепление ключевых навыков
• Поддержание духа постепенного совершенствования
• Предвидение нужд клиентов и предваряющие отклики на их запросы
• Повышение темпов работы и сокращение сроков
• Поощрение творческого подхода к решению проблем
Эффективное поведение лидера
• Поддержка одновременно постепенного совершенствования и инноваций
|
|
• Закрепление культуры качества в работе команды
• Обеспечение регулярной обратной связи относительно функционирования команды
• Поддержка и направление членов команды
• Помощь команде в предотвращении возврата к пройденным стадиям развития
В последнее время по мере распространения командных форм организации деятельности специалисты обращают все более пристальное внимание на необходимость грамотного расформирования команды после достижения ею поставленной цели. Необходимость в этом определяется тем обстоятельством, что участники команды, завершающей работу, с высокой вероятностью будут задействованы в других командах. Чем более успешным был опыт этих участников в данной команде, тем труднее им будет адаптироваться к новым условиям. Поэтому при расформировании команды необходимо предпринять несколько важных шагов:
• Провести с участниками обсуждение их опыта командной работы.
• Отметить причины достигнутых успехов.
• Выявить неудачи и использованные способы преодоления их последствий.
• Прояснить ролевую структуру команды на каждом этапе ее существования.
5.4. Методы самодиагностики команды
Практика использования командных форм организации деятельности показывает, что скорость формирования команды и эффективность ее работы существенно увеличиваются, если она использует определенные формы самодиагностики. В чем суть этого метода можно понять, рассмотрев метод G. R.P.I.
Название метода — это аббревиатура английского словосочетания Goals — Roles — Team Processes — Interpersonal Relationships and Individual Styles, т.е. Цели— Роли— Процессы командной деятельности— Межличностные отношения и индивидуальные стили. Суть метода состоит в том, что каждый член команды регулярно заполняет специальную анкету, в которой содержится 10 утверждений, характеризующих аспекты командной работы, перечисленные в названии метода, оценивая свое согласие или несогласие по пятибалльной шкале. Затем группа сводит результаты воедино и обсуждает те аспекты работы, которые либо оцениваются членами команды низкими баллами, либо в отношении которых имеются существенные расхождения в оценках. По итогам обсуждения команда принимает решение о необходимых мерах. Ниже приводится пример анкеты, используемой в методе G. R.P.I.
|
|
Рис. 5.2. G.R.P.I. — Метод самодиагностики команды
Анкета