Риск возникновения различных расстройств связан с важнейшей проблемой психологии — прогностичностью показателей, измеряющих индивидуальные особенности. Большую роль играет жизненный опыт человека. В частности, снижение заботы и ухода со стороны родителей в детстве приводит к вовлечению уже взрослого человека в жизненные ситуации, характеризующиеся наличием высокой степени риска. Женщины, которые в детстве обучались и жили в пансионах, чаще имели раннюю беременность, трудности в интимных отношениях, сложности в освоении родительской роли. Люди, пережившие тяжелую депрессию, уже, будучи в недепрессивном состоянии, оказываются вовлеченными в большее количество неприятных жизненных событий, чем люди не имевшие депрессивных предыстории. Сравнение двух групп, в одной из которых находились испытавшие в детстве депрессию люди, в другой — люди с расстройствами, выделенными по другим показателям, выявило, что имевшие опыт детской депрессии были гораздо более депрессивными взрослыми.
|
|
Адекватность оценки происходящего
Успешное разрешение ситуации зависит не в последнюю очередь от степени адекватности оценки происходящего. Часто тяжелые последствия перенесенного стресса оказываются результатом рассогласования между реальной сложностью неприятного события и субъективной оценкой его значимости. Поэтому успешность выбранного стиля реагирования связана и с тем, будет или нет восприниматься событие как угрожающее.
С. Томпсон в 1986 г. опросила несколько десятков человек возрасте старше 60-ти лет сразу после того, как сгорели их дома, а потом год спустя. Цель исследования — проверка гипотезы о том, что нахождение позитивных моментов в трагическом событии позволяет людям легче пережить его. Было выделено пять способов смягчения ситуации:
1) обнаружение неожиданно появившихся побочных положительных моментов («зато теперь мы живем с детьми»);
2) сознательное сравнение с другими погорельцами («у нас хоть стоимость дома была не до конца выплачена, а вот у соседей...»);
3) представление еще более худшей ситуации («а ведь могли и погибнуть»);
4) попытки забыть о случившемся («о пожаре? Да мы и забыли!»);
5) реинтерпретация ситуации («нам все равно уже давно надо было переехать в другое место»).