Содержание курса. Основы взаимопонимания автора и читателя

Тема 1

Основы взаимопонимания автора и читателя

Язык как средство коммуникации. Основные функции языка: информировать, поддерживать контакт, воздействовать, а также эстетическая функция. Факторы, обеспечивающие адекватность обмена информацией: соответствие грамматическим, орфоэпическим и орфографическим требованиям, правильное представление о значениях слов, знание стилистических ограничений. Построение текста, легко понимаемого адресатом (композиция, последовательность изложения, отбор понятной лексики). Задача редактора: понять замысел автора и помочь донести его до читателя. Задачи стилистики – изучение уместности употребления слов и других единиц в устной и письменной речи. Функциональная стилистика как наука об отборе языковых средств,

Тема 2

Звучащая и письменная речь

Понятие звука и фонемы (звуки – звучащие варианты фонемы). Орфоэпические затруднения (чтение сочетаний зубной + е, чн, чтение иностранных слов, аббревиатур). Место ударения в слове. Особенности русской интонации: диапазон, варианты выражения вопроса, повеления, удивления и восхищения. Отклонения от интонационных норм. Темп речи в разных условиях. Подготовка к выступлению с точки зрения его орфоэпической правильности.

Правила орфографии и пунктуации как компенсация отсутствия звучания речи.

Тема 3

Морфология и ортограмматика

Морфема как основная единица словообразования и словоизменения. Типы словообразования. Словообразовательные модели как основа для создания неологизмов и окказионализмов. Уместность вновь образованного слова в тексте.

Словоизменения русского языка: части речи, грамматические категории, словоизменительные парадигмы. Трудные случаи словоизменения: множественное число на –а и на –и, родительный множественного, краткая форма и синтетические степени сравнения прилагательных и наречий, отклонения в глагольном спряжении, образование повелительного наклонения, первого лица единственного числа настояще-будущего времени, склонение сложных числительных.

Правила, определяющие порядок слов в русском языке: грамматические правила, коммуникативная организация высказывания, эмоциональное воздействие. Синтаксические особенности, осложняющие понимание: непроективность, вложенность, обилие причастных и деепричастных оборотов и отглагольных имен. Оптимальная длина предложения в различных условиях.

Тема 4

Лексика русского языка

Понятие слова. Значение слова. Производное, переносное значение, оттенок значения. Многозначность как источник ошибок и как инструмент выразительности. Системные отношения в лексике. Синонимия. Различия синонимов и квазисинонимов. Антонимия и ее использование в текстах. Омонимия, ее отличие от многозначности. Омофоны, омографы, омоформы. Паронимия.

Сочетаемость слова. Несвободная сочетаемость (коллокации) как источник ошибок. Фразеология и ее использование в речи.

Тема 5

Функциональная стилистика: основные определения

Литературный русский язык и то, что за его пределами: просторечие, диалекты, профессиональный язык науки и производства. Деление языковых средств на стилистически нейтральные и маркированные. Функциональный стиль и его связь с речевыми ситуациями. Стилистические ошибки и их влияние на восприятие текста.

Тема 6. Разговорная речь – язык бытового общения.

Особенности лексики, произношения, синтаксиса разговорной речи. Место разговорной речи в массовой коммуникации. Ошибки: просторечие вместо разговорной речи, разговорная речь вместо книжной.

Тема 7.Книжная речь и ее стили.

Научный стиль: особенности синтаксиса (сложные предложения, обилие отглагольных существительных) и лексики. Учебно-научный и научно-популярный подстили, их особенности и возможность использования. Официально-деловой стиль: характеристики и особенности применения. Типовые документы (заявление, объяснительная записка, инструкция, деловое письмо).

Тема 8 Язык СМИ и литературы

Газетно-публицистический стиль: двоякая задача информирования и воздействия. Элементы других стилей и собственные характеристики. Газетные штампы, возможность их применения. Современное использование публицистического стиля. Язык художественной литературы. Особенности лексики: поэтизмы, архаизмы, окказионализмы. Современное состояние стилистической дифференциации средств русского языка.

Тема 9

Принципы построения связного текста

Виды текста: повествование, описание, рассуждение. Их назначение, особенности языка. Взаимопроникновение текстов различных видов.

Тема 10. Композиция текста.

Введение, завязка, развитие, развязка, заключение. Языковые способы введения. «Пожарное» введение темы. Роль завязки и развязки в построении сюжета сообщения. Способы заключения текста.

Тема 11. Последовательность изложения.

Средства связи предложений. Отношения обусловленности, отражение ожидаемости-неожиданности, введение иллюстраций, отход от основного сюжета. Задание последовательности изложения. Сохранение «красной нити» и пропорции главной и побочных линий. Обоснованность переходов в пределах текста.

Тема 12.

Задачи и приемы литературного редактирования

Правка текста и ее виды Издательская и корректорская правка. Маркировка композиционной правки. Правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка. Авторизация текста. Логический анализ текста: деление на части и исследовании связей между этими частями, а также между смысло­выми единицами текста и затекстовой действительностью. Соблюдение в тексте законов логики. Композиционный анализ текста. Анализ заголовка, лида, анонса, врезки. Определение достоверности фактического материала, цитат. Оформление (таблицы, иллюстрации). Взаимоотношения между редактором и автором.

Рабочая программа

Дневное отделение

1 семестр

Тема Лекции Семинары Самост.раб. Виды сам.раб.
1. Основы взаимопонимания автора и читателя.     Чтение и реф.лит-ры
2. Звучащая и письменная речь 10 ч.     Чтение и реф.лит-ры, доклады и рефераты, упражнения
3. Морфология и ортограмматика       Доклады, подг.к сем.занятиям
4. Лексика русского языка       Доклады и письменные упражнения.

Итого 68 час аудиторных, 68 – на самостоятельную работу. Формы контроля: контрольные работы, зачет.

2 семестр

Тема Лекции Семинары Самост.раб. Виды сам.раб.
1. Функциональная стилистика: основные определения     Чтение и реф.лит-ры. Анализ текстов
2 Разговорная речь – язык бытового общения. 4 ч.     Чтение и реф.лит-ры, анализ и сост. текстов
3 Книжная речь и ее стили.       Чтение и реф.лит-ры, анализ и сост. текстов
4. 8 Язык СМИ и литературы       Чтение и реф.лит-ры, анализ и сост. текстов

Итого 51 час аудиторных занятий (17 лекций, 34 семинаров), 51 час самостоятельной работы. Формы контроля: контрольные работы, экзамен.

3 семестр

Тема Лекции Семинары Самост.раб. Виды сам.раб.
1 Принципы построения связного текста     Чтение и реф.лит-ры. Анализ текста.
2.. Композиция текста. 4 ч.     Анализ и составление текстов.
3. Последовательность изложения       Анализ и составление текстов.
4 Задачи и приемы литературного редактирования       письменные упражнения.

Итого 51 час аудиторных занятий (17 лекций, 34 семинаров), 51 час самостоятельной работы. Формы контроля: контрольные работы, экзамен.

Литература

Основная

Стилистика и литературное редактирование (под ред В.И.Максимова) – М. 2004.

Накорякова К.М. Литературное редактирование. М., 2004.

Дополнительная

Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. М., 2004.

Лихачев Д.С.Текстология. Краткий очерк. – м.1985.

Свинцов В.И. Смысловой анализ и обработка тек­ста. М., 1979.

Сметанина С.И. Литературное редактирование для журналистов и специалистов по связям с общественностью. СПб., 2003: с. 237–246.

Н.Галь Слово живое и мертвое. Из опыта переводчика и редактора. – М.1987.

В.А.Морозова Редактирование. Общий курс. – Ульяновск. 2002.

"Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию."


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: