Стилистические возможности синтаксиса

Парадигматика. Структура предложений и их стилистические возможности а) с отсутствием или недостатком элементов (эллипс, апосиопеза, номинативные и др.); б) с избыточными элементами (пролепса, полисиндетон и др.); в) инверсия. Переосмысление / транспозиция синтаксических структур.

Синтагматика. Параллелизм, анафора, эпифора, анадиплозис, хиазм, симплока, обрамление и др.

Особенности синтаксиса книжно-письменной и устно-разговорной разновидностей литературного языка.

Понятие синтаксической синонимии. Дублетные и параллельные конструкции.

Стилистические функции определенно-личных, неопределенно-личных, инфинитивных, безличных и номинативных предложений.

Простые и осложненные формы сказуемого с подлежащим. Варианты согласования определения с определяемым существительным.

Варианты глагольного и именного управления в разных функциональных стилях.

Стилистическое использование однородных членов в разных функциональных стилях. Стилистическое использование обращений. Сфера употребления обращений. Основные функции обращений. Стилистическое использование вводных и вставных конструкций.

Стилистические функции словорасположения в разных функциональных стилях.

Новые явления в современном синтаксисе. Экспрессивные синтаксические конструкции: сегментированные, парцеллированные, вопросно-ответные структуры; лексический повтор с распространением.

Стилистическое использование параллельных синтаксических конструкций в разных функциональных стилях.

Стилистическая характеристика сложных предложений. Употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в разных стилях речи. Сравнительная характеристика союзных и бессоюзных сложных предложений. Сложные предложения с несколькими придаточными в разных жанрах речи. Стилистическая оценка бессоюзных сложных предложений. Период как особая форма эмоционально-риторической речи.

Основные стилистические погрешности и недочеты.

 
 


ДЛЯ СПРАВОК: Термины и понятия

Анадиплозис – стык, подхват, повтор предыдущего элемента текста в начале следующей единицы текста (О весна, без конца и без краю, Без конца и без краю весна. А. Блок.).

Анафора – повтор элемента текста в начале единиц текста - строфы, стиха, предложения в составе сложного и т. п. (Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем. М. Лермонтов).

Апосиопеза – умышленное недоговаривание начатого предложения (Ну, знаете… Если б я знал…).

Асиндетон – бессоюзие, когда однородные члены или части сложного предложения намеренно связаны бессоюзной связью (Вы позвали, я пришел).

Инверсия – нарушение прямого порядка слов(С ужасом думал я: к чему все это ведет. А. Пушкин).

Обрамление – тождественность начальных и конечных элементов текста (Шаганэ, ты моя, Шаганэ, Там на Севере, девушка тоже. На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне. Шаганэ, ты моя, Шаганэ. С. Есенин).

Параллелизм – тождественное расположение элементов в смежных фрагментах текста (Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет. А. Лебедев-Кумач).

Переосмысление синтаксических значений – предложение различной формальной структуры могут передавать одни и те же значения: несобственно-утвердительные (Да разве я не говорила?), несобственно-отрицательные (Разве я говорил что-либо похожее? Как будто я это специально сделал?), несобственно-побудительные (Чай; Скорее, вашу бумагу).

Перифраза – описательный оборот вместо слова или словосочетания (город на Неве; страна тюльпанов; уйти из жизни, а где у вас во что налить?; дай чем чистят)

Полисиндетон – многосоюзие, «избыточный» повтор союзов, чаще в положении анафоры (И блеск, и шум, и говор волн. А Пушкин).

Пролепса – повторение существительного в форме личного или указательного местоимения, вслед за которым идет существительное (А море, оно совсем другое; Вот она, жизнь).

Симлоск (симплока) – «сплетение-сочетание» анафоры и эпифоры (Во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла).

Хиазм – синтаксический «перевертыш», перекрещивание (Поглядишь! хандра все любит. А любовь всегда хандрит. П. Вяземский).

Эллипс – пропуск подразумеваемого элемента текста, который не нарушает понимания текста, поскольку является семантически избыточным (Мужики – за топоры. Л. Толстой).

Эпифора – повтор элементов в конце единиц текста - строфы, стиха, предложения в составе сложного и т. п. (Фестончики, все фестончики: перелинка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполеты из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики. Н. Гоголь).

Список литературы

1. Акимова Г. Н. Размер предложения как фактор стилистики и грамматики // ВЯ. 1973. №2.

2. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. – М., 1990.

3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 2001.

4. Долинин К. А. Стилистика французского языка. – М., 1987.

5. Ковтунова И. И. Поэтический синтаксис. – М., 1986.

6. Куклева Т. В. Особенности функционирования вводно-модальных слов в различных контекстах // Актуальные проблемы лингвистики. – Екатеринбург, 1996.

7. Одинцов В. В. Стилистика текста. – М., 1980.

8. Поспелов Н. С. Синтаксический строй стихотворных произведений Пушкина. – М., 1960.

9. Сильман Т. И. Проблемы синтаксической стилистики. – Л., 1967.

10. Скребнев Ю. М. Очерк теории стилистики. – Горький, 1975.

11. Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. – М., 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: