Тема 5.
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ПРОБЛЕМЫ
Сформулировать представление о проблеме-как системе и показать порядок ее решения.
Учебные цели:
· раскрыть сущность проблемы как системы и этапы процесса решения проблемы;
· определить цель и порядок формулирования проблемы;
· охарактеризовать процесс формирования целей;
· описать этапы структуризации проблемы;
· раскрыть сущность выявления и выбора альтернатив решения проблемы;
· описать порядок принятия решения в зависимости от наличия информации, а также порядок выбора оптимальных решений;
· изложить концептуальный подход к проявлению системной идеи.
Общая характеристика проблемы как системы
Понятие проблемы и проблемной ситуации
Проблема (от греч. problema — задача) в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Вся история познания представляет по существу историю преодоления познавательных затруднений, которые социальная практика непрерывно ставила перед человечеством. Вся история человечества и индивида связана с преодолением затруднений средствами интеллекта.
По существу проблема — есть ситуация несоответствия желаемого и существующего.
Известный советский психолог Рубинштейн писал: «Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи».
Итак, проблемные ситуации возникают в процессе познавательной деятельности субъекта, направленной на некий объект, когда субъект встречает какое-то затруднение, преграду.
Преграда может быть самой различной природы: это и недостаток или несоответствие знаний, средств и способов их применения, и необходимость произвести какие-то неизвестные действия для достижения цели или сделать выбор между несколь кими объектами и т.п. Во всех этих случаях возникает ситуация, которую принято называть проблемной.
Проблемная ситуация — это «разрыв» в деятельности, «рассогласование» между целями и возможностями субъекта, т.е. создаются условия, порождающие проблему.