Нормативно – правовые гарантии права на юридическую помощь

Как отмечалось, право на юридическую помощь - это неотъемлемое право каждого человека и гражданина. Важнейшее значение имеет связанность с гарантиями его обеспечения. Обратимся к общим вопросам правовых гарантий.

Гарантировать основные права и свободы граждан - значит, обеспечить фактическое обладание и пользование ими. Гарантии прав и свобод - это условия и средства их реализации, связующее звено, которое дает возможность осуществить необходимый в правовом статусе граждан переход от предусмотренной в законе возможности к действительности [38, с. 83].

Система гарантий реализации прав и свобод граждан в Республике Беларусь состоит из видов гарантий, классифицируемых по нескольким основаниям. В.А. Кодавбович и В.А. Круглов выделяют три вида гарантий, а именно: политические, социально-экономические и юридические [39, с. 115]. Но наиболее полной представляется классификация, предложенная А.И. Кураком который выделяет два уровня гарантий - общие и дополнительные (специальные), и, кроме того, классифицирует гарантии по территории действия и по сферам деятельности [38, с. 84].

Общие гарантии предназначены для обеспечения всех прав и свобод граждан. Кроме общих гарантий, многие права и свободы обеспечиваются дополнительными (специальными) гарантиями, которые содержатся в тех же статьях Конституции Республики Беларусь, где закрепляются конкретные права и свободы.

По территории действия гарантии прав и свобод подразделяются на внутригосударственные и международно-правовые. К первым относятся гарантии, действующие в пределах территории Республики Беларусь. Их можно классифицировать на судебные и несудебные. Международно-правовая защита прав человека осуществляется в настоящее время в рамках Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, региональная - в рамках европейской, межамериканской и африканской систем. Если исчерпаны все возможные способы защиты прав внутри своего государства, гражданин может обращаться в международные органы (например, в Комитет ООН по правам человека) или в международные суды (например, в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге), если государство является участником соответствующей международной конвенции.

По сферам деятельности выделяют: политические, экономические, организационные, внешнеполитические и юридические гарантии.

Под политическими гарантиями понимают политическую систему, политику государства, направленную на создание условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод. Основным субъектом, на которого возлагается обязанность гарантировать права и свободы граждан, является государство. В ч. 1 и 3 ст. 21 Конституции Республики Беларусь закреплены следующие правила. Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Государство гарантирует права и свободы граждан Республики Беларусь, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства. На государство в соответствии с Конституцией возлагается обязанность принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан [40].

Деятельность Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Правительства, судебных органов, органов местного управления и самоуправления направляется Конституцией на создание ими условий для полной реализации прав и свобод граждан. В соответствии со ст. 79 Конституции Президент Республики Беларусь является гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания по защите прав и свобод граждан, закрепление гарантий их реализации осуществляется посредством законодательной деятельности.

Согласно ст. 107 Конституции на Правительство Республики Беларусь возлагаемся обязанность принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан.

Местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

На защиту прав и интересов личности направлена деятельность политических партий, общественных объединений.

Экономические гарантии представляют собой совокупность материальных и финансовых средств, производственных мощностей, широко развитой социальной инфраструктуры - учреждений образования, физкультуры и спорта, поликлиник, больниц и так далее, дающих возможность реализации прав и свобод граждан.

Внешнеполитические гарантии - это наличие благоприятной международной обстановки, обеспечивающей гражданам Республики Беларусь основное право человека - право на жизнь.

Организационные гарантии характеризуются наличием правил, ограничивающих произвол и возможность нарушения органами, учреждениями и должностными лицами государства прав человека (например, принцип разделения властей).

Юридические (правовые) гарантии представляют собой правовые средства и формы реализации прав и свобод граждан, их охрану и защиту от каких бы то ни было посягательств.

Правовые гарантии возможности реализации гражданами прав и свобод закрепляются нормами права различных отраслей: трудовым, гражданским, уголовным, уголовно-процессуальным и другими. Однако наиболее важными гарантиями реализации и защиты прав и свобод личности являются конституционные гарантии, т.е. те нормы права, которые закреплены в Конституции.

Кроме того, конституционные нормы, посвященные правам и свободам человека и гражданина, сформулированы таким образом, что в них же содержатся гарантии реализации, которые конкретизируются в других отраслях права. Так, Конституция, закрепляя право граждан на юридическую помощь, предусматривает и гарантии ее осуществления. К таким гарантиям относится установление возможности оказания юридической помощи за счет государственных средств, запрета на противодействие оказанию юридической помощи [41, с. 263].

Важное значение для обеспечения права граждан на юридическую помощь имеет предусмотренная статьей 59 Конституции Республики Беларусь обязанность государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, принимать в пределах своей компетенции необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности, что в свою очередь требует гарантированности государством оказания квалифицированной юридической помощи, которая может быть обеспечена прежде всего лицами, осуществляющими такую деятельность на профессиональной основе.

Необходимость оказания юридической помощи специалистами обусловливается также закрепленными в статье 115 Конституции Республики Беларусь принципами состязательности и равенства сторон в процессе при осуществлении правосудия, что направлено на обеспечение надлежащей защиты прав и интересов участвующих в судопроизводстве лиц.

В настоящее время система наиболее значимых источников права, регламентирующих реализацию права на юридическую помощь в белорусском государстве, кроме Конституции Республики Беларусь, включает в себя Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», нормы Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Хозяйственно-процессуального кодексов Республики Беларусь, а также Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и другие.

Согласно Закону «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» одной из задач адвокатуры является оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов [4]. Государство ответственно за реализацию конституционного права граждан на юридическую помощь всем, кто в ней нуждается, без какого-либо ограничения.

В качестве гарантий указанного права данным законом, в частности, устанавливаются права и обязанности адвоката, ограничения к занятию адвокатской деятельностью, адвокатская тайна, предусматривается дисциплинарная ответственность адвокатов за действия, противоречащие закону и нормам профессиональной этики адвоката, определяется порядок оплаты труда адвокатов. Указанные гарантии обеспечивают защищенность лиц, нуждающихся в юридической помощи, от различного рода злоупотреблений.

Статья 17 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Беларусь (далее - УПК) устанавливает одним из определяющих принципов уголовного судопроизводства - обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту. Это право указанные лица могут осуществлять как лично, так и с помощью защитника в установленном законом порядке. Защитником в уголовном процессе является лицо, которое по основаниям и в порядке, предусмотренном УПК, осуществляет защиту прав и законных интересов подозреваемого или обвиняемого и оказывает им юридическую помощь.В качестве защитников в уголовном процессе участвуют адвокаты, являющиеся гражданами Республики Беларусь либо гражданами других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь [42].

По ходатайству обвиняемого определением (постановлением) суда в качестве защитника в суде может быть допущен один из близких родственников либо законных представителей обвиняемого [42].

Этой же нормой законодатель установил обязанность за органами уголовного преследования и судом разъяснить подозреваемому, обвиняемому их права и обеспечить возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также обеспечить охрану их личных и имущественных прав. Также УПК предусматривает оказание бесплатной юридической помощи подозреваемому, обвиняемому для получения бесплатной юридической консультации до начала первого допроса в случае задержания или применения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Лица, ведущие производство по материалам и уголовному делу, обязаны обеспечить участие защитника подозреваемого, обвиняемого [42]. Так, статьей 45 УПК предусмотрены случаи, когда участие защитника в производстве по уголовному делу обязательно. К таким случаям относятся, если:

- об этом ходатайствуют подозреваемый или обвиняемый;

- подозреваемый или обвиняемый являются несовершеннолетними;

- подозреваемый или обвиняемый не владеют языком, на котором ведется производство по уголовному делу, либо являются неграмотными;

- подозреваемый или обвиняемый в силу физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

- лицо подозревается или обвиняется в совершении особо тяжкого преступления;

- между интересами подозреваемых или обвиняемых имеются противоречия и если хотя бы один из них имеет защитника [42].

Не принимается отказ от защитника в связи с отсутствием средств для оплаты юридической помощи или иными обстоятельствами, свидетельствующими о вынужденном отказе от защитника [42].

Отметим, что УПК закрепляет не только право подозреваемого, обвиняемого на защиту, но и предусматривает широкий перечень гарантий обеспечения этого права.

Ст. 2.8 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) предусматривает право физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, на защиту. Это право оно может осуществлять как лично, так и с помощью защитника [43]. Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязаны разъяснить физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, предоставленные ему права и принять меры к тому, чтобы оно имело фактическую возможность использовать все установленные ПИКоАП средства и способы для своей защиты [43].

Важной гарантией реализации права на защиту в административном процессе является указание законодателя на то, что нарушение права физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, на защиту является основанием для отмены вынесенного в отношении его постановления о наложении административного взыскания.

Статья 4.5 п.1 ПИКоАП закрепляет, что оказание юридической помощи, защиту прав, свобод и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, может осуществлять защитник, а оказание юридической помощи потерпевшему, а также физическому лицу – индивидуальному предпринимателю, в отношении которого ведется административный процесс, – представитель.

В качестве защитника в административном процессе могут участвовать адвокаты, являющиеся гражданами Республики Беларусь; адвокаты, являющиеся гражданами других государств, – в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. По ходатайству физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в качестве защитника по постановлению органа, ведущего административный процесс, может быть допущен один из близких родственников либо законных представителей лица, в отношении которого ведется административный процесс [43].

В качестве представителя потерпевшего, физического лица – индивидуального предпринимателя, в отношении которого ведется административный процесс, в административном процессе могут участвовать адвокаты, близкие родственники, законные представители, иные лица, осуществляющие представительство в случаях, установленных законодательными актами [43].

В судопроизводстве по гражданским делам граждане и юридические лица имеют право на юридическую помощь адвокатов и других представителей.

В судопроизводстве экономических судов юридические лица, индивидуальные предприниматели, организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане (по экономическим спорам) имеют право пользоваться юридической помощью адвокатов и иных представителей в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Отсутствие широкого перечня гарантий предоставления права на юридическую помощь, закрепленного в ГПК и Хозяйственно-процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее - ХПК) не в полной мере обеспечивает возможность его реализации. Однако это можно объяснить особенностями судопроизводства. Так, особенность некоторых видов ответственности предусмотренных в УПК и ПИКоАП заключается в ограничении свободы. В свою очередь ГПК и ХПК такие виды ответственности не предусматривает. Ответственность, предусмотренная гражданско-процессуальным и хозяйственно-процессуальным законодательствами, ограничивается рамками материальных обременений в отношении виновных лиц.

Гарантии обеспечения права на юридическую помощь содержатся не только в актах внутреннего законодательства, но и в международно-правовых нормах.

Так, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах все лица равны перед судами и трибуналами. Каждому гарантируется право иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником [44].

Согласно Своду принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (принят резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеей ООН от 9 декабря 1988 г.), задержанное лицо имеет право на получение юридической помощи со стороны адвоката. Оно вскоре после ареста информируется компетентным органом о своем праве, и ему предоставляются разумные возможности для осуществления этого права. Если задержанное лицо не имеет адвоката по своему выбору, оно во всех случаях, когда этого требуют интересы правосудия, имеет право воспользоваться услугами адвоката, назначенного для него судебным или иным органом, без оплаты его услуг, если это лицо не располагает достаточными денежными средствами [45].

Основные принципы, касающиеся роли юристов, принятые восьмым

Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (27 августа - 7 сентября 1990 г.), подчеркивают, что для обеспечения защиты прав и основных свобод человека необходимо, чтобы все люди действительно имели доступ к юридическим услугам, предоставляемым независимыми профессиональными юристами. Юридическая помощь должна быть эффективной и способствовать соблюдению справедливости. В этих целях государство должно обеспечивать эффективные процедуры и гибкие механизмы эффективного и равного доступа к юристам для всех лиц.

Основные принципы, касающиеся роли юристов так же как и Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме закрепляют положение о том, что задержанное или находящееся в заключении лицо имеет право связываться и консультироваться с адвокатом, для этого ему предоставляются необходимое время и условия для проведения таких консультаций. Право задержанного или находящегося в заключении лица на его посещение адвокатом, на консультации и на связь с ним без промедления или цензуры и в условиях полной конфиденциальности не может быть временно отменено или ограничено, кроме исключительных обстоятельств, которые определяются законом или установленными в соответствии с законом правилами, когда, по мнению судебного или иного органа, это необходимо для поддержания безопасности и порядка. Свидания задержанного или находящегося в заключении лица с его адвокатом могут иметь место в условиях, позволяющих должностному лицу правоохранительных органов видеть их, но не слышать[46].

Аналогичное понимание юридической помощи содержится и в европейских международно-правовых актах, в которых определяются единые требования, предъявляемые к лицам, оказывающим такую помощь.

В Резолюции (78)8 Комитета министров Совета Европы о юридической помощи и консультациях, принятой 2 марта 1978 г., указывается, что юридическая помощь всегда должна осуществляться лицом, имеющим право практиковать в качестве адвоката в соответствии с юридическими нормами данного государства, как в случаях, когда система юридической помощи предусматривает участие защитника, так и в случаях, когда:

- стороны должны быть представлены таким лицом в судебном органе данного государства в соответствии с законом этого государства;

- орган, правомочный рассматривать просьбу о предоставлении юридической помощи, констатирует, что услуги адвоката необходимы ввиду конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

Лицо, которому предоставлена помощь, должно быть, по возможности, свободно в выборе квалифицированного защитника. Назначенное защитником лицо должно получить надлежащее вознаграждение за работу, проделанную в интересах пользующегося юридической помощью лица [46].

Государство должно обеспечивать лицам, находящимся в экономически неблагоприятном положении, возможность получения необходимой юридической консультации по всем вопросам, которые могут затрагивать их права и интересы.

Юридические консультации должны предоставляться либо бесплатно, либо при условии уплаты лицом, обратившимся с просьбой о консультации, суммы, соответствующей его финансовым возможностям.

Государство должно обеспечить, чтобы информация о порядке предоставления юридических консультаций была доведена до сведения общественности и органов, в которые могут обращаться с просьбами о помощи лица, нуждающиеся в юридической консультации.

Государству следует принять соответствующие меры с тем, чтобы органы юридической консультации располагали информацией о действующем законодательстве [47].

Европейские пенитенциарные правила, принятые Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 1987 г. закрепляют норму в соответствии с которой каждый подследственный или подсудимый с момента своего заключения должен иметь возможность воспользоваться услугами выбранного им адвоката или обратиться с просьбой о назначении ему бесплатного адвоката, если таковой имеется, и встречаться с ним в целях обеспечения защиты, а также иметь возможность подготавливать, передавать адвокату и получать от него конфиденциальные инструкции [48].

Таким образом, из международно - правовых актов следует, что оказывать юридическую помощь призваны лица, обладающие необходимыми правовыми знаниями и осуществляющие свою деятельность по защите прав и интересов граждан на профессиональной основе. Это является одной из важнейших гарантий для обеспечения квалифицированной юридической помощи. Такую позицию поддерживают и акты внутреннего законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: