Вопрос№1. Предмет, задачи и методы конфликтологии

В социальной жизни людей межличностные отношения играют важную роль.Психологический комфорт или дискомфорт в отношениях создают сами люди. Они либо загрязняют, разрушают атмосферу, либо позитивно изменяют ее так, чтобы установился благоприятный климат, способствующий личностному развитию и равноправному существованию сообществ людей в социуме.

Совершенно очевидно, что невозможно прожить жизнь, избежав разногласий, столкновений и конфликтов.

В то же время следует признать, что не все столкновения и противоречия деструктивны. Среди их огромного многообразия можно найти и такие, которые содержат конструктивные, позитивные, социально ценные начала как для участников, так и для других людей и даже целых сообществ.

Достаточно часто столкновение появляется вследствие несовпадения аттитьюдов (установок), взглядов, ценностей, целей и программ и моделей поведения, а также способов мышления.

Конфликтология - отрасль обществознания и человековедения; область научного знания о природе, причинах, видах и динамики конфликтов, методах их предупреждения и способах разрешения.

Конфликтология - это наука, которая изучает характерные особенности конфликтов на всех этапах его развития. При этом охватываются конфликты на макроуровне - межгосударственные, межэтнические, классовые и пр.; на среднем уровне - региональные, институциональные, трудовые и пр.; на микроуровне - внутригрупповые, межличностные, внутриличностные.

О ее необходимости заговорили сразу же после обнародования некоторых данных, показывающих, что орудия уничтожения, используемые в конфликтной ситуации, эволюционизируют куда быстрее, чем возможность человека контролировать эту ситуацию. Выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии К. Лоренц пришел к такому выводу: «Есть все основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития». Однако мы не должны забывать, что конфликт есть нормальное жизненное явление. Не стоит принимать на веру миф о возможности всеобщей гармонии интересов.

Конфликтология представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования.

Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, сформировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук.

Задачи изучения учебной дисциплины «Конфликтология» заключаются в следующем:

-представить обзор основных теоретических научных направлений отечественной и зарубежной конфликтологии;

- содействовать формированию навыков анализа конфликтных ситуаций;

- способствовать развитию коммуникативной компетентности и конструктивного поведения в конфликтной ситуации.

Нередко конфликт оказывается не только неизбежным, но и приемлемым «выходом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом восстановить нарушенное равновесие во взаимоотношениях людей, позволить им прийти к согласию в совместных делах, частных и общих интересах, нормах поведения.

Конфликтология учит умению распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы, ориентации в том, в каких формах протекают конфликты и какими путями они разрешаются, овладению искусством управления ими.

Конфликтология реально помогает распознавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилактики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конфликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.

Конфликт (лат. столкновение) – 1. Столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор; 2. Воспринимаемое расхождение интересов: убеждение сторон в том, что существующие у них в данный момент стремления не могут быть реализованы одновременно (Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шопарь, 2005).

Социальный конфликт – силовое динамическое воздействие, осуществляемое двумя или более субъектами (индивидами или группами индивидов) на основе действительного или мнимого несовпадения интересов, ценностей или нехватки ресурсов (сил) (Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М. 2000).

Методы конфликтологии. Метод – способ организации деятельности, обосновывающий нормативные приемы осуществления научного исследования (В.Б. Шапарь).

Метод (от греч. méthodos – путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи (БСЭ).

Таблица 1. Методы конфликтологии

№ п/п Группа методов Конкретные методы
1. Методы изучения и оценки личности Наблюдение Опрос Тестирование
2. Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах Наблюдение Опрос Социометрический метод
3. Методы диагностики и анализа конфликта Наблюдение Опрос Анализ результатов деятельности Метод экспертного интервью
4. Методы управления конфликтами Структурные методы Метод картографии

Ме́тод опро́са - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы.

Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами: анкетирование и интервьюирование.

Одним из самых pаспpостpаненных является метод опpоса. Опpос пpедполагает получение ответов на задаваемые вопpосы. Особенность этого метода состоит в том, что источником инфоpмации выступает словесное сообщение, суждение опpашиваемого. Опpос позволяет получить инфоpмацию о мнениях и оценках pеспондента тех или иных стоpон действительности, о мотивах его поведения.

Различают четыpе pазновидности опpоса: анкетиpование (письменный заочный опpос), интеpвью (устная беседа, очный опpос), социометpический опpос, экспеpтный опpос (получение ответов от компетентных по изучаемой пpоблеме лиц).

Достоинством анкетного опpоса является возможность получения с его помощью значительного объема эмпиpической инфоpмации в коpоткие сpоки и с минимальными затpатами.

Анкета пpедставляет собой совокупность упоpядоченных по содеpжанию и фоpме вопpосов. Hадежность и достовеpность инфоpмации, получаемой в pезультате опpоса, в значительной меpе обуславливается констpуиpованием и pедакцией вопpосов. Это пpедъявляет высокие тpебования к их фоpмулиpовке.

Интеpвьюиpование целесообpазно пpименять пpи составлении пpогpаммы исследования. Беседа с pуководителем подpазделений и общественных оpганизаций помогает социологу освоить специфику изучаемого коллектива. Hапpавление беседы задается пpоблемой, изучаемой социологом, а также целями исследования.

В зависимости от степени жесткости схемы, по котоpой ведется беседа с опpашиваемым, pазличают два вида интеpвью: стандаpтизиpованное и нестандаpтизиpованное.

Специфической pазновидностью опpоса является социометpический опpос. Специфической pазновидностью опpоса является социометpический опpос. Теpмин «социометpия» в пеpеводе означает измеpение степени дpужественных отношений. Основное отличие социометpии от дpугих pазновидностей опpоса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и непpиязни между членами пеpвичного коллектива и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в нем. Реально управлять неформальной группой можно при условии, что субъект управления располагает точной информацией о наличии такой группы и ее структуре.

Получить точную информацию позволяет групповая социометрия. Предложен этот метод американским психологом Джекобом Морено.

Социометрическая методика - это способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри коллектива. Исходя из особенностей группы, формулируют вопросы, побуждающие членов группы выбирать членов группы в качестве партнеров как для эмоционально-чувственного общения, так и для делового взаимодействия («для дела», «для души»). Здесь возможен широкий спектр оценок, обусловленный реальным положительным или отрицательным выбором, положительным или отрицательным предполагаемым выбором. Анализ высказываний дает весьма полезную информацию о количестве выборов или отвержений, полученных каждым членом группы, количестве взаимных выборов или отвержений, количестве оправдавшихся или не оправдавшихся предположений о выборе или отвержении со стороны других членов группы и пр. В конечном счете социометрия выявит лидеров группы, отверженных, микрогруппы и даст другую информацию.

Для исследования групповой сплоченности применяется социометрия в двух вариантах: параметрическая и непараметрическая. Параметрическая социометрия заключается в строго определенном числе выборов по заданному критерию.

Непараметрическая социометрия позволяет выбирать или отвергать любое число лиц при условии, что испытуемые положительно относятся к обследованию. В противном случае могут быть ответы: «Выбираю всех» или «Отвергаю всех», которые существенно искажают результаты обследования.

Достоинством социометрии является возможность за короткое время собрать значительный материал, который поддается статистической обработке и может быть представлен наглядно.

Недостатки социометрии: фиксация преимущественно эмоциональных отношений, выраженных в симпатиях и антипатиях, число выборов может отражать в неформальной группе не столько сплоченность, сколько дружественные связи отдельных членов микрогрупп.

Социометрию можно проводить и с учетом мотивов выборов, что существенно обогатит анализ групповой дифференциации.

После того как информация собрана, приступают к ее обработке, которая включает:

- заполнение социоматрицы;

- построение социограммы;

- расчет социометрических индексов.

При заполнении социоматрицы в горизонтальных строках, по числу членов группы, указываются те, кто выбирает, а в вертикальных столбцах - те, кого выбирают. Положительные выборы обозначаются знаком «+», отрицательные - знаком «-». Взаимные положительные выборы обводятся кружком, а отрицательные - треугольником.

После заполнения таблицы подсчитываются: общее количество выборов, полученное каждым сотрудником; количество положительных и отрицательных выборов, полученное каждым сотрудником; количество положительных и отрицательных взаимовыборов.

Заполненные социоматрицы позволяют определить:

- неофициальных лидеров в группе;

- тех, кто отвергается группой;

- тех, кто не участвует в жизни группы;

- место, которое занимают руководители различного уровня в неофициальной структуре подразделения, уровень их авторитетности.

Тест - система заданий, позволяющих измерить уровень развития определённого психологического качества (свойства) личности. Тест представляет собой серию относительно кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и др.). Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний.

Hаблюдение. Под наблюдением понимают непосpедственное целенапpавленное воспpиятие и pегистpацию социальных пpоцессов. Использование этого метода позволяет получить знания о событиях, фактах, о так называемом откpытом поведении с помощью непосpедственных впечатлений от них исследователя. В зависимости от положения социолога по отношению к изучаемой гpуппе pазличают включенное и невключенное наблюдение. Hаблюдение также может быть откpытым, когда гpуппа знает о пpоведении исследования и инкогнито, когда это неизвестно.

Особенность метода наблюдения заключается в том, что всегда существует опасность получить необъективную, искаженную инфоpмацию об изучаемом пpоцессе, так как сам факт наблюдения может изменить поведение наблюдаемых. Кpоме того, с помощью наблюдения невозможно получить инфоpмацию об оценках, суждениях, мнениях. Метод наблюдения целесообpазно пpименять на этапе составления пpогpаммы, когда надо получить пpедваpительные данные об объекте, уточнить пpоблему, сфоpмулиpовать гипотезу.

Беседа - метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Метод беседы - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Беседа может быть стандартизированная (точно сформулированные вопросы, которые задаются всем опрашиваемым) и нестандартизированная (вопросы ставятся в свободной форме).

Каждая беседа должна иметь четко сформулированную цель и план ее проведения.

Кроме того, зачастую используется метод анализа результатов деятельности. Он заключается в реконструкции свойств, особенностей субъекта труда по промежуточным и конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. Результаты деятельности человека можно разделить по двум группам:

- материальные, материализованные, документально фиксированные;

- функциональные (процессуальные).

К методу анализа результатов деятельности предъявляются следующие требования:

- детализация программы анализа;

- системность, всесторонность подбора фактов;

- изучение объекта в соотнесении с условиями жизни и деятельности испытуемых;

- обязательное наличие не только описания установленного факта, но и комментариев по поводу условий возникновения продуктов деятельности, уровня подготовленности субъекта деятельности, состояния и уровня самостоятельности.

Конфликтология как отдельная наука еще только формируется. Первые попытки понимания сущностей конфликтов в обществе предпринимались античными философами еще в I тысячелетии до нашей эры. Только в середине прошлого века сделана попытка систематизировать сложившиеся идеи, направления, результаты, которые были получены предшественниками, и конфликтология постепенно стала претендовать на свою самостоятельную предметную область.

Эволюция конфликтологии непосредственно происходит за счет тех наук, которые имеют давнюю свою историю. Прежде всего, это философия, психология, социология, экономика, право, история, политология и демография. Другие науки, например, медицина, математика, биология, химия, астрология, экология и прочие тоже в определенной степени обогащают конфликтологию, расширяют ее предмет и методологическую (эмпирическую, статистическую, методическую, правовую и пр.) базу.

Именно эти науки являются основой различных направлений, которые имели место в эволюционном развитии конфликтологии:

философского;

психологического,

политического;

социально-демографического;

экономического;

биологического.

Все эти направления возрождались и развивались в течение трех тысячелетий, и, в свою очередь, делятся на следующие периоды:

- Антично-философская эпоха.

- Эпоха Средневековья.

- Эпоха Нового времени.

- Развитие конфликтологии в марксизме.

-Формирование общей концепции конфликта в переходном периоде.

- Современный этап.

Общая концепция социального конфликта стала формироваться к концу XIX и в начале XX веков под определенным влиянием марксизма и с принципиально новыми идеями. На арене конфликтологических концепций появились новые имена, идеи которых стали своего рода мостом между эпохой Нового времени и Современной конфликтологической теорией. Среди них особо следует выделить Г. Зиммеля, М. Вебера, В. Паретто, 3. Фрейда, В. Ленина.

Немецкий социолог Георг Зиммель (1858-1918), который ввел в научный оборот термин «социальный конфликт», считал, что среди таких форм взаимодействия, как авторитет, договор, подчинение, сотрудничество и прочее, особое место принадлежит конфликту, который является не только нормальной, но и исключительно важной формой общественной жизни. Конфликт, с точки зрения Зиммеля, способствует социальной интеграции, определяет характер конкретных социальных образований, укрепляет принципы и нормы их организации. Социальные конфликты он рассматривал как одну из форм социализации.

Зиммель указывает на развитие культуры, в которой воплощено множество конфликтов, например, содержания и формы, «души» и «духа», «субъективного» и «объективного». Он анализировал культуру современного образа жизни в ее внутренне противоречивых тенденциях: чем более формализуются социальные и культурные образования, тем более отчужденным от них оказывается индивид.

В своей книге «Конфликт современной культуры» Г. Зиммель исходил из того, что существующее в обществе множество эгоистических групп, тем не менее, не изолированы друг от друга, а, наоборот, тесно связаны между собой тысячами незримых нитей. Именно эти пересечения групповых интересов смягчают конфликты и служат почвой для устойчивости демократических обществ. Несмотря на это, конфликты неустранимы и представляют необходимое универсальное свойство социальной жизни, столь же устойчивую ее форму, как власть, рынок, общественный договор и другие. «Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием..., в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры».

Конфликтный функционализм Георга Зиммеля большинство ученых относит к основателям теоретической конфликтологии. Он считал, что конфликт в обществе неизбежен и неотвратим. В отличие, например от К. Маркса, который социальную структуру общества представил в виде господствующих и подчиненных страт, и конфликт, по его мнению, произрастает в системе «господство-подчинение» и всегда ведёт к разрушению или социальным изменениям. Г. Зиммель представил социальную структуру общества в виде неразрывно взаимосвязанных процессов ассоциации к диссоциации её элементов, и конфликт, по его мнению, является естественной составляющей этих процессов, а так как конфликт присущ и диссоциации и ассоциации, то он необязательно приводит к разрушению системы или социальным изменениям.

Г. Зиммель отмечает положительные последствия конфликтов: сохранение и укрепление социальной системы как целостности, сплочение и унификация социального организма.

В качестве источников конфликта, Г. Зиммель называет не только столкновение интересов, но и проявление людьми «инстинктов враждебности», которые могут усилить остроту конфликта. Смягчить же конфликт возможно благодаря гармонии отношений между людьми и инстинкту. Г. Зиммель рассматривает конфликт в качестве изменчивой переменной, которая проявляет различные степени интенсивности или силы. Крайними точками шкалы интенсивности являются конкуренция и борьба. Борьба, согласно трактовке Г. Зиммеля, это беспорядочная непосредственная битва сторон. Конкуренция - более упорядоченная взаимная борьба, приводящая к их взаимному обособлению.

Ключевые положения Зиммеля, касающиеся остроты конфликтов:

1. Чем больше группы вовлечены в конфликт эмоционально, тем острее конфликт.

2. Чем выше была раньше степень причастности групп к конфликту, тем сильнее они вовлечены в него эмоционально.

3. Чем сильнее была раньше вражда между группами, принимающими участие в конфликте, тем сильнее их эмоции, вызванные конфликтом.

4. Чем сильнее соперничество участвующих в конфликте, тем сильнее их эмоции, вызванные конфликтом.

5. Чем выше относительная сплоченность участвующих в конфликте групп, тем острее конфликт.

6. Чем крепче было раньше согласие участвующих в конфликте групп, тем острее конфликт.

7. Чем меньше изолированы и обособлены конфликтующие группы благодаря широкой социальной структуре, тем острее конфликт.

8. Чем меньше конфликт служит просто средством достижения цели, чем больше он становится самоцелью, тем он острее.

9. Чем больше, по представлению его участников, конфликт выходит за пределы индивидуальных целей и интересов, тем он острее.

Функции социального конфликта по отношению к участвующим в нем сторонам:

1. Чем сильнее внутригрупповые раздоры и чаще межгрупповые конфликты, тем менее вероятно, что границы между группами должны исчезнуть.

2. Чем сильнее острота конфликта, чем меньше интегрирована группа, тем больше вероятность деспотической централизации конфликтных групп.

3. Чем острее конфликт, тем сильнее внутренняя сплоченность конфликтных групп.

4. Чем больше острота конфликта и меньше конфликтные группы, тем выше их внутренняя сплоченность.

5. Чем острее конфликт и меньше конфликтная группа, тем меньше в каждой группе терпимости к отклонениям и разногласиям.

6. Чем острее конфликт и чем больше группа выражает позицию меньшинства в данной системе, тем сильнее ее внутренняя сплоченность.

7. Чем острее конфликт и чем больше группа занята самообороной, тем сильнее ее внутренняя сплоченность.

Функции конфликта по отношению к социальному целому:

1. Чем меньше острота конфликта, чем больше социальное целое базируется на функциональной взаимозависимости, тем более вероятно, что конфликт имеет интегративные последствия для социального целого. Чем чаще конфликты и чем они менее остры, тем лучше члены подчиненных групп могут избавиться от враждебности, почувствовать себя хозяевами своей собственной судьбы и, следовательно, поддерживать интеграцию системы.

2. Чем менее острый конфликт и чем он чаще, тем больше вероятность того, что будут созданы нормы, регулирующие конфликты.

3. Чем сильнее вражда между группами в социальной иерархии, чем реже при этом открытые конфликты между ними, тем сильнее их внутренняя сплоченность, тем вероятнее, что они будут держать определенную социальную дистанцию и тем самым содействовать сохранению существующего социального порядка.

4. Чем более продолжителен и менее остр конфликт между группами, в различной степени обладающими властью, тем более вероятно, что они отрегулируют свое отношение к власти.

5. Чем острее и продолжительнее конфликт, тем более вероятно, что группы, прежде не связанные между собой, образуют коалиции.

6. Чем продолжительнее угроза острого конфликта между партиями тем прочнее коалиции, в которые вступает каждая из сторон, участвующих в конфликте.

Другой немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) полагал, что общество представляет собой совокупность групп, различающихся своим статусом. Поэтому их интересы расходятся, что и порождает социальные конфликты. Всякие надежды на возможность их устранения из жизни общества иллюзорны. Нужно признать, считал он, неизбежность существования на этой земле вечной борьбы одних людей против других.

С точки зрения Вебера, интересы людей не только расходятся, но в какой-то мере и совпадают, что создает основу для баланса сил, достижения социального консенсуса. Хотя конфликты нельзя устранить полностью из социальной жизни, это не означает, что общество находится в состоянии постоянной нестабильности.

Вебер считал, что суть противоречий капитализма в остроконфликтном столкновении двух культурно несовместимых типов носителей буржуазных отношений - традиционного и рационального капитализма. Последний тип прогрессивен и «несовместим с безмятежным существованием и наслаждением жизнью». Он видел в социализме не решение противоречий капитализма, а, напротив, обострение проблем. Альтернативой социализму он рассматривал «свободу личности в несвободном обществе».

Австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) рассматривал внутреннюю борьбу разных психодинамических сил за контроль над Эго человека.

Сексуальные инстинкты превращаются в его доктрине в «инстинкт жизни» - Эрос, наряду с которым появляется не менее могущественный «инстинкт смерти» - Танатос. Борьба этих инстинктов между собой и с цивилизацией, взаимодействие их сублимированных и несублимированных форм, а также бессознательного и сознания определяют по Фрейду природу общества, его функционирование, развитие, конфликты.

В механизме социального господства и подавления Фрейд выделяет культивирование «нарцисского» любования социальной системой, в которой сформировался индивид, национальными и культурными традициями, что дает иллюзорную компенсацию за подавление, которому он подвергается. Другой механизм социального подавления и господства, по Фрейду, - сексуальная репрессивность, выражающаяся в принудительном единообразии форм сексуальной жизни, в лишении многих лиц возможности сексуального удовлетворения, в превращении сексуальной свободы в тайную или явную привилегию господствующих классов.

Главная проблема, которую пытался разрешить Фрейд, - проблема конфликта человека и общества. Отношение к социальному контролю, нормам, санкциям и т.п. у Фрейда двойственно. С одной стороны, это, по его мнению, необходимый инструмент обуздания инстинктов, без которого человечеству грозит самоуничтожение, с другой, - нечто такое, что неизбежно ведет к все большему извращению личности, к росту неврозов и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: