УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
Специальность 031000 Педагогика и психология
Рассмотрен и утвержден на заседании кафедры от 31 августа 2011 г.
Саранск 2011
Содержание УМКД
1. | Выписка из ГОС ВПОспециальности 031000.00 – «Педагогика и психология» от 31января 2005 г., номер государственной регистрации № 671 пед/сп (новый), воспроизводящая основное содержание дисциплины «Конфликтология» (федеральный компонент) …………………… | |
2. | Примерная программа учебной дисциплины …………………………………….. | |
3. | Рабочая программа учебной дисциплины ……………………………………….. | |
4. | Методические рекомендации к организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы студентов ……………………………………………… | |
5. | Конспекты (тезисы) лекций или опубликованный курс лекций…………………. | |
6. | Контрольно-измерительные материалы (КИМ) …………………………………... |
Выписка из ГОС ВПО специальности 031000.00 Педагогика и психология от 31 января 2005 года, номер государственной регистрации № 671 пед/сп (новый), воспроизводящая основное содержание дисциплины «Конфликтология» (Федеральный компонент)
|
|
Требования к обязательному минимуму содержания
Основной образовательной программы подготовки выпускника
По специальности 031000 Педагогика и психология
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего часов |
ДПП.ДДС.00 ДПП ДПП.00 ДПП.Ф.17. | Дисциплины дополнительной специальности Дисциплины предметной подготовки Федеральный компонент Конфликтология История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта. Стили взаимодействия. Конфликты в организациях. Социальные конфликты. Основы предупреждения конфликтов. Профилактика конфликтности. Методы разрешения конфликта. |
Егорова Т.А.
КОНФЛИКТОЛОГИЯ:
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения курса. Конфликтология как теоретико-прикладная дисциплина о природе конфликтов, закономерностях их возникновения, развития, завершения, а также принципах, способах и приемах управления ими, представляет собой быстро развивающуюся область социогуманитарного знания.
Данный курс основан на обобщении ряда современных конфликтологических концепций. В рамках конфликтологии у студентов развиваются навыки и умения решать задачи по управлению конфликтами в различных сферах социальной действительности.
Нормативное основание. Курс «Конфликтология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: является предметом цикла ДДС (дисциплины дополнительной специальности) и включен в компонент Ф.17.
|
|
Профиль специальностей – педагогический.
Форма организации обучения – лекционные и практические занятия.
Цель курса – обеспечить формирование у студентов представлений о конфликтах, понимании основных составляющих конфликтов, систематизации сведений о конфликтах в группах, о методах управления и их предупреждения.
Задачи курса:
- познакомить студентов с феноменологией и концептуализацией конфликта, с правилами поведения в конфликтах;
- изучить технологии управления конфликтами;
- способствовать формированию творческих способностей, оригинальности и импровизации при решении конфликтов;
- сформировать навыки диагностики конфликтов и конфликтных личностей, первичные умения осуществлять профилактику конфликтов в группах.
Форма проведения итогового контроля – экзамен.
Ожидаемые результаты освоения курса:
- знание основных положений теории конфликта; особенностей развития конфликта, функций конфликтов; теорий управления конфликтами;
- владение психологическими основами предупреждения и разрешения конфликтов;
- умение видеть и понимать конфликт; прогнозировать и оценивать последствия конфликтов; владеть технологией диагностирования, предупреждения, разрешения конфликта и его использования в воспитательных целях.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ | Тема занятия | Кол-во часов | ||
ЛК | ПР | СР | ||
1. | Введение в конфликтологию. История становления конфликтологии | |||
2. | Конфликт как социально-психологический феномен | |||
3. | Динамика конфликта | |||
4. | Стратегии поведения людей в конфликте | |||
5. | Технологии управления конфликтами | |||
6. | Технологии разрешения конфликтов | |||
7. | Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов | |||
8. | Педагогические конфликты | |||
Итого: |
Условные обозначения: ЛК – лекционные занятия, ПР – практические занятия, СР – самостоятельная работа.