Авторитет - влияние, влиятельность индивида, основные преимущества на занимаемом им положении, должности, статусе и пр.
Агрессия – индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.
Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.
Арбитр – третья сторона в конфликте.
Атрибуция групповая – объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы – внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.
Блеф – тактический прием конфликтного противоборства; представляет собой демонстрацию реально не существующих сил и средств с целью запугивания оппонента.
Воздействие - в психологии - целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому.
Враждебность – психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению.
|
|
Границы конфликта – внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъектные границы); по территории, на которой происходит конфликт (пространственные границы); по продолжительности конфликта (временные границы).
Группа неформальная - реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы.
Динамика конфликта – ход развития конфликта по этапам и фазам.
Инцидент - стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Катарсис – это освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. В конфликтологии данное понятие означает освобождение от агрессивных импульсов путем направления их на различного рода эрзац-объекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.).
Компромисс - один из стилей поведения в конфликте, характеризующийся готовностью субъекта идти на уступки при условии адекватной позиции и поведения оппонента.
Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.
Конгруэнтность – адекватная реакция личности на конфликтную ситуацию.
Консенсус – общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны на основе взаимных уступок.
Конфликт - отношения между субъектами социального взаимодействия, характеризующиеся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений; столкновение противоположно направленных взаимоисключающих целей, интересов, потребностей, мотивов, мнений или взглядов.
|
|
Конфликт вертикальный – предполагает взаимодействие субъектов вертикального подчинения: руководитель - подчиненный, предприятие -вышестоящая организация, малое предприятие - учредитель. Особенность данного вида конфликта - разное соотношение власти участников, разные возможности при взаимодействии.
Конфликт внутриличностный – конфликт внутри психического мира личности; представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов.
Конфликт латентный (скрытый) - конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами.
Конфликт ложный - когда отсутствуют объективные основания конфликта, последний существует только в силу ошибок восприятия и понимания (А.С.Кармин).
Конфликт межличностный - трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.
Конфликт смещенный - когда имеется в виду явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основе явного.
Конфликтогены – это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.
Конфликтология - междисциплинарная область научного исследования конфликта, объектом которой являются конфликты различного уровня, а предметом - наиболее общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также основные принципы, приемы и способы управления конфликтами; система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.
Конфликты групповые – конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия: «личность-группа» или «группа-группа».
Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте.
Лидер – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).
Лидерство – способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.
Манипуляция - это действия, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением.
Медиатор - профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта.
Медиация - переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника - медиатора.
Мотивы конфликта - внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).
Напряженность социальная – психологическое состояние людей (индивидов или групп), причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий.
Нормы групповые – правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения.
Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
Объект конфликта - конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оппоненты.
|
|
Оппонент - один из субъектов конфликта, занимающий иную (отличную от других) или противоположную другим позицию, придерживающийся иного мнения, преследующий интересы, отличающиеся от интересов других сторон конфликта.
Паттерны - модели, образцы поведения.
Переговоры - это форма диалога двух или более сторон с целью совместного нахождения взаимоприемлемого решения какой-либо проблемы в процессе разрешения конфликта (В.И. Андреев).
Поведение конфликтное – агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне.
Позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или переговорного процесса.
Позиция – то, о чем заявляют субъекты конфликта.
Посредник – третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы.
Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта.
Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.
Проекция – осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений и качеств на других.
Противоборство – взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.
Разрешение конфликта – вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта.
Регрессия – реакция на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.
Регулирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.
Ригидность – отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.
|
|
Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.
Санкции групповые – принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы.
Ситуация конфликтная - накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами.
Соперничество – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником.
Сотрудничество – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.
Статус – реальное положение личности в системе внутригруппо-вых отношений, степень его авторитетности.
Стороны конфликта - это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Структура конфликта – совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему.
Субъект конфликта - индивид или группа, являющиеся носителем определенной степени активности, проявляющейся в конфликтной ситуации и приводящей к конфликту.
Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т. д.
Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (Родитель, Взрослый, Ребенок).
Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
Установка конфликтная – предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом.
Уступка – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.
Уход – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
имени М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ДЕФЕКТОЛОГИИ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель учебно- Проректор по учебной работе
методической комиссии
______________________ _______________________
«____» _________2011 г. «____» ____________2011 г.