Характерные черты республиканской формы государственного правления

Основные критерии формы правления, порядок выборов президента Парламентская республика Президентская республика "Смешанная" республика
Порядок формования правительства Правительство формируется парламентом на партийных началах из числа предста-вителей партии(-ий), которые имеют большинство в парламенте Правительство формируется путем назначения его членов прези-дентом независи-мо от партийного состава парла-мента Президент лично предлагает состав правительства, который обяза-тельно должен ут-верждаться парламентом
Объем полномочий президента Президент явля-ется главой госу-дарства, но выпол-няет преимущест-венно представи-тельские функции Президент одновременно является главой государства и главой правитель-ства. Он обладает всей полнотой исполнительной власти Президент занимается вопросами оборо-ны, национальной безопасности, назначает премьер-министра
Наличие должности премьер-министра Должность сущест-вует, при этом глава правитель-ства часто являет-ся первым управ-ляющим лицом в государстве Как правило, дан-ная должность отсутствует Должность существует, премьер-министр возглавляет исполнительную власть
Всенародное голосование Президент избирается парла-ментом или колле-гиями, значитель-ную часть которых составляют члены парламента и члены представи-тельной власти областей, штатов, земель и т.д. Президент избирается на прямых и всеоб-щих выборах или особой коллегией выборщиков, членов которой вы-бирает население Президент избирается всеобщим голосованием
Государственное устройство – это административно-террито-риальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Исторически сложились три формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Унитарное (лат. unitas – единство, однородный, составляющий целое) государство – это единое государство, разделённое на административно-территориальные или национально- территориальные единицы, в которой верховная суверенная власть полностью сосредо-точена в центре, а составляющие государства (области, департаменты, воеводства др.) не имеют признаков политической самостоятельности, статуса государственного образования. В таком государстве сформирована единая система высших органов власти и управления, действует единая конституция, единая судебная система и единое гражданство. Во многих унитарных государствах (Италия, Португалия, Украина и др.) существуют автономии, которые отличаются от обычных административно-территориальных единиц более широкими полномо-чиями. В них одновременно с общегосударственными законами по отдельным вопросам действуют региональные законы, конституции и т. д., если они не противоречат законам государства в целом. Большинство западных развитых государств – унитарные (Франция, Швеция, Польша, Финляндия и др.). Унитарным является и государство Украина.

Федерация – союзное государство, в состав которой входят госу-дарственные образования – субъекты федерации. Принцип федерализ-ма заключается в разграничении сфер компетенции федеральной, центральной власти и власти субъектов федерации. Этот принцип предусматривает диалогичность в принятии совместных решений, равное представительство в органах федеральной власти. Территория в политико-административном отношении не является единым целым, а состоит из субъектов федераций. Субъекты федерации имеют суверенитет, сохраняют относительную самостоятельность. Основные признаки федерации: единая территория и вооруженные силы, общие таможня, денежная и налоговая системы, общая конституция при наличии конституций субъектов федерации, общее правительство, единое законодательство и гражданство (двойное – для субъектов федерации). Однако субъекты федерации правомочны принимать законодательные акты в пределах своей компетенции, создавать собственную правовую и судебную систему. Федеральные законы имеют безусловный приоритет над региональными. Однако субъекты федера-ции не могут быть полностью независимыми во внутренней и внешней политике. Они добровольно делегируют центральным органам федерации часть своих полномочий. К компетенции центральной власти в федерации относятся вопросы разрешения конфликтов между субъектами федераций, обороны страны, внешней политики, финансов, налогообложения, организации структур и деятельности высших органов власти. В случае нарушения федеральной конституции центральная власть вправе принять принудительные меры. Субъекты федерации не обладают правом сецессии (выхода из федерального союза). В мире около 20 федеративных государств (штаты – в США, Мексике, Бразилии, Венесуэле, Австралии, Индии, Малайзии и др.; земли – в Германии, Австрии; кантоны и полукантоны – в Швейцарии; провинции – в Арген-тине, Канаде).

Конфедерация (лат. confederatio – союз, объединение) – союз суве-ренных государств, сохраняющих независимость и объединённых для достижения определенных общих целей (преимущественно внешнепо-литических, военных) для координации своих действий. Принцип конфедерализма предусматривает сохранение полной юридической и политической самостоятельности государств – членов конфедерации, отсутствие центральных органов власти, унифицированного законодательства, единого гражданства, общей налоговой и судебной систем. В конфедерации существует центральный руководящий орган, которому предоставлены определенные полномочия. Его решения принимаются и осуществляются только с согласия всех государств, входящих в состав конфедерации. Правовой основой конфедерации является союзный договор, тогда как для федерации – Конституция. Средства конфедерации состоят из взносов ее субъектов. Члены конфедерации передают в компетенцию союза решение ограниченного числа вопросов, чаще всего – в сфере обороны, внешней политики, транспорта, связи. Это непрочная форма государственного объедине-ния. Она предшествует возникновению федерации или распада на самостоятельные государства. Сейчас конфедераций в мире не существует. В прошлом конфедеративным был устройство в США (1776–1787 гг.), Швейцарии (до 1848 г.), Германский союз (1815–1867 гг.). Правда, термин "конфедерация" употребляется в названиях швейцарской и канадской государств, но это не меняет природы их федеративного устройства [36, с. 262–264].

Таблица 6

Сравнительная таблица форм государственного устройства

Признаки Унитарное государство Федерация Конфедерация
Конституция Единая Субъекты принимают свои конституции на основе общесоюзной Каждый субъект имеет свою конституцию, а основой для образо-вания конституции явля-ется союзной договор
Высшие органы власти Единые Двухпалатный парламент Центральная власть отсутствует; существуют специальные совмест-ные органы для коорди-нации действий в реше-нии конкретных проблем
Гражданство Единое Единственное (наряду с гражданством субъектов федерации) Единое гражданство отсутствует
Система права Единая Единая; субъекты федерации могут иметь свои подсистемы Единая система права отсутствует
Судебная власть Единая Единая; субъекты феде-рации могут иметь свои подсистемы Самостоятельная судебная система каждо-го субъекта
Территория Единая Состоит из территорий субъектов федерации Единая территория отсутствует
Валюта Единая Единая Каждый субъект имеет свою денежную единицу

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: