Основные критерии формы правления, порядок выборов президента | Парламентская республика | Президентская республика | "Смешанная" республика |
Порядок формования правительства | Правительство формируется парламентом на партийных началах из числа предста-вителей партии(-ий), которые имеют большинство в парламенте | Правительство формируется путем назначения его членов прези-дентом независи-мо от партийного состава парла-мента | Президент лично предлагает состав правительства, который обяза-тельно должен ут-верждаться парламентом |
Объем полномочий президента | Президент явля-ется главой госу-дарства, но выпол-няет преимущест-венно представи-тельские функции | Президент одновременно является главой государства и главой правитель-ства. Он обладает всей полнотой исполнительной власти | Президент занимается вопросами оборо-ны, национальной безопасности, назначает премьер-министра |
Наличие должности премьер-министра | Должность сущест-вует, при этом глава правитель-ства часто являет-ся первым управ-ляющим лицом в государстве | Как правило, дан-ная должность отсутствует | Должность существует, премьер-министр возглавляет исполнительную власть |
Всенародное голосование | Президент избирается парла-ментом или колле-гиями, значитель-ную часть которых составляют члены парламента и члены представи-тельной власти областей, штатов, земель и т.д. | Президент избирается на прямых и всеоб-щих выборах или особой коллегией выборщиков, членов которой вы-бирает население | Президент избирается всеобщим голосованием |
Исторически сложились три формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.
|
|
Унитарное (лат. unitas – единство, однородный, составляющий целое) государство – это единое государство, разделённое на административно-территориальные или национально- территориальные единицы, в которой верховная суверенная власть полностью сосредо-точена в центре, а составляющие государства (области, департаменты, воеводства др.) не имеют признаков политической самостоятельности, статуса государственного образования. В таком государстве сформирована единая система высших органов власти и управления, действует единая конституция, единая судебная система и единое гражданство. Во многих унитарных государствах (Италия, Португалия, Украина и др.) существуют автономии, которые отличаются от обычных административно-территориальных единиц более широкими полномо-чиями. В них одновременно с общегосударственными законами по отдельным вопросам действуют региональные законы, конституции и т. д., если они не противоречат законам государства в целом. Большинство западных развитых государств – унитарные (Франция, Швеция, Польша, Финляндия и др.). Унитарным является и государство Украина.
|
|
Федерация – союзное государство, в состав которой входят госу-дарственные образования – субъекты федерации. Принцип федерализ-ма заключается в разграничении сфер компетенции федеральной, центральной власти и власти субъектов федерации. Этот принцип предусматривает диалогичность в принятии совместных решений, равное представительство в органах федеральной власти. Территория в политико-административном отношении не является единым целым, а состоит из субъектов федераций. Субъекты федерации имеют суверенитет, сохраняют относительную самостоятельность. Основные признаки федерации: единая территория и вооруженные силы, общие таможня, денежная и налоговая системы, общая конституция при наличии конституций субъектов федерации, общее правительство, единое законодательство и гражданство (двойное – для субъектов федерации). Однако субъекты федерации правомочны принимать законодательные акты в пределах своей компетенции, создавать собственную правовую и судебную систему. Федеральные законы имеют безусловный приоритет над региональными. Однако субъекты федера-ции не могут быть полностью независимыми во внутренней и внешней политике. Они добровольно делегируют центральным органам федерации часть своих полномочий. К компетенции центральной власти в федерации относятся вопросы разрешения конфликтов между субъектами федераций, обороны страны, внешней политики, финансов, налогообложения, организации структур и деятельности высших органов власти. В случае нарушения федеральной конституции центральная власть вправе принять принудительные меры. Субъекты федерации не обладают правом сецессии (выхода из федерального союза). В мире около 20 федеративных государств (штаты – в США, Мексике, Бразилии, Венесуэле, Австралии, Индии, Малайзии и др.; земли – в Германии, Австрии; кантоны и полукантоны – в Швейцарии; провинции – в Арген-тине, Канаде).
Конфедерация (лат. confederatio – союз, объединение) – союз суве-ренных государств, сохраняющих независимость и объединённых для достижения определенных общих целей (преимущественно внешнепо-литических, военных) для координации своих действий. Принцип конфедерализма предусматривает сохранение полной юридической и политической самостоятельности государств – членов конфедерации, отсутствие центральных органов власти, унифицированного законодательства, единого гражданства, общей налоговой и судебной систем. В конфедерации существует центральный руководящий орган, которому предоставлены определенные полномочия. Его решения принимаются и осуществляются только с согласия всех государств, входящих в состав конфедерации. Правовой основой конфедерации является союзный договор, тогда как для федерации – Конституция. Средства конфедерации состоят из взносов ее субъектов. Члены конфедерации передают в компетенцию союза решение ограниченного числа вопросов, чаще всего – в сфере обороны, внешней политики, транспорта, связи. Это непрочная форма государственного объедине-ния. Она предшествует возникновению федерации или распада на самостоятельные государства. Сейчас конфедераций в мире не существует. В прошлом конфедеративным был устройство в США (1776–1787 гг.), Швейцарии (до 1848 г.), Германский союз (1815–1867 гг.). Правда, термин "конфедерация" употребляется в названиях швейцарской и канадской государств, но это не меняет природы их федеративного устройства [36, с. 262–264].
|
|
Таблица 6
Сравнительная таблица форм государственного устройства
Признаки | Унитарное государство | Федерация | Конфедерация |
Конституция | Единая | Субъекты принимают свои конституции на основе общесоюзной | Каждый субъект имеет свою конституцию, а основой для образо-вания конституции явля-ется союзной договор |
Высшие органы власти | Единые | Двухпалатный парламент | Центральная власть отсутствует; существуют специальные совмест-ные органы для коорди-нации действий в реше-нии конкретных проблем |
Гражданство | Единое | Единственное (наряду с гражданством субъектов федерации) | Единое гражданство отсутствует |
Система права | Единая | Единая; субъекты федерации могут иметь свои подсистемы | Единая система права отсутствует |
Судебная власть | Единая | Единая; субъекты феде-рации могут иметь свои подсистемы | Самостоятельная судебная система каждо-го субъекта |
Территория | Единая | Состоит из территорий субъектов федерации | Единая территория отсутствует |
Валюта | Единая | Единая | Каждый субъект имеет свою денежную единицу |