Типология избирательных систем

Выборы являются неотъемлемым атрибутом демократического общества, поскольку посредством выборов в нем происходит воспроиз-ведение и легитимация властных институтов. Выборы являются способом формирования органов власти и управления, выражением политической воли граждан (в соответствии с избирательной системой). Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т. д.

Выборы – достаточно частое в политической и общественной жизни явление, поскольку они распространяются на различные институ-ты и уровни управления: парламент, президент, представительные, а часто и исполнительные органы субъектов федерации, местные орга-ны власти. Многообразие электоральных форм открывает перед гражда-нами достаточно широкие возможности для проявления политической активности и влияния на государственные и общественные дела.

Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах избирательной системы. Избирательная система – это порядок органи-зации и проведения выборов в представительные учреждения или инди-видуального руководящего представителя (например, президента стра-ны), закрепленный в юридических нормах, а также практикой деятель-ности государственных и общественных организаций [34, с. 273].

Избирательная система подразделяется на структурные компоненты, среди которых выделяются:

избирательное право – теоретико-юридический компонент;

избирательная процедура (или избирательный процесс) – компонент практически-организационный.

Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва избранных представителей, не оправдавших доверие избирателей. Демократические принципы избирательного права включают:

1. Всеобщность – все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (как избиратель) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов, то есть условий допуска граждан к участию в выборах. В современном мире различают возрастной ценз и ценз оседлости. Возрастной ценз обусловливает наличие избирательных прав достижением опреде-ленного возраста. В большинстве государств он составляет 18 лет, как и в Украине. Ценз оседлости предусматривает предоставление гражданам права голоса только при условии их размещения в стране или на территории соответствующего избирательного округа в течение определенного срока. Цензы пассивного избирательного права обычно значительно жестче цензов права активного. Например, в Канаде в Сенат может быть избран только лицо, владеющее недвижимой собственностью, а в Великобритании для получения права быть избранным требуется внести избирательный залог в виде довольно крупной суммы. Возрастной ценз для депутатов верхней палаты парламента там, где он двухпалатный, особенно высок: в США и Японии – 30 лет, во Франции – 35, в Бельгии и Испании – 40.

2. Равенство – каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя. Равенство избирательных прав предполагает также примерное равенство избирательных округов, которая необходима, чтобы голоса избирателей имели приблизительно одинаковый вес при избрании депутата.

3. Тайна выборов – решение конкретного избирателя не должно стать кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандарт-ной формой бюллетеней, включением в них имен всех кандидатов.

4. Прямое (непосредственное) голосование – избиратель принима-ет решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека. Между избирателями и кандидатами нет каких-либо инстанций, опосредующих их волеизъяв-ление и непосредственно определяющих персональный состав депутатов. При косвенных выборах избиратели непосредственно голосуют за лиц, которым отводится роль выборщиков. Общеизвестно, что такая система практикуется при выборах президента США. Президента может избирать парламент (Израиль, Греция) или смешанная коллегия выборщиков, в которую входят как депутаты парламента, так и депутаты выборных органов областей или субъектов федераций (Индия, Италия, Германия) [36, с. 410–412].

Специфической формой избирательной активности граждан является референдум. Первый в истории референдум был проведен в 1439 г. в Швейцарии. Референдум – это особый тип всенародного голосования, объектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-нибудь важный государственный вопрос, по которому необхо-димо выяснить мнение всего населения страны. Референдум еще иногда называют плебисцитом, в случае если рассматривается вопрос о государственной принадлежности той или иной территории [34, с. 277].

В зависимости от тех или иных признаков, различают импера-тивный, консультативный, конституционный и законодательный рефе-рендумы. Акт, принятый императивным референдумом, обладает выс-шей юридической силой и не требует утверждения другими субъектами. Целью консультативного референдума является выявление точки зрения населения по какому-то вопросу, он не имеет обязательной юридической силы для государственных органов. Этот вид референ-дума еще называют всенародным опросом. Конституционный референ-дум решает вопросы, связанные с принятием конституции той или иной страны или внесением в нее поправок. Путем законодательного референдума принимаются законы, направленные на регулирование важных проблем общественной и государственной жизни.

Как уже говорилось, избирательная процедура составляет практи-чески-организационную часть избирательной системы. Избирательная процедура – это мероприятия государства по организации и проведению выборов. Избирательная процедура включает в себя назначение выборов, создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения, определение результатов голосования [30, с. 224–226].

Характеризуя выборы, следует различать такие понятия как "избирательная процедура" и "избирательная кампания".

Избирательная кампания – это действия непосредственных участников выборов, которые являются конкурентами между собой (партии, общественные организации, кандидаты).

Избирательная кампания предусматривает выдвижение канди-датов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т. п. В государствах со сложившейся демократией тон в избирательной кампании задают партии и блоки партий. Так называемые независимые кандидаты в этих государствах, как правило, не имеют шансов на победу. Избирательная борьба – это главное поле деятельности полити-ческой партии в демократическом обществе. Каждая партия заботится о расширении своего электората. Электорат (от. лат. elector – избиратель) – это контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах. От выборов к выборам электорат той или иной пар-тии меняется как в количественном, так и в качественном отношении. Например, после того как из фактически двухпартийной системы Вели-кобритании лейбористы вытеснили либералов, электорат первых в зна-чительной степени пополнился за счет электората вторых [15, с. 433].

Значительную роль в предвыборной кампании играет политический маркетинг, который представляет собой комплекс мероприятий в области исследований политического рынка, по изучению поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидата на выборах. В рамках политического маркетинга разрабатываются и применяются выборочные технологии, позволяющие кандидатам получить доступ к власти.

Кульминацией избирательной кампании является день выборов. Однако в отличие от шумной предвыборной борьбы, сама процедура голосования тайная. Во многих современных государствах голосо-вание – не только право, но и обязанность, за невыполнение которого возлагается наказание: в Бельгии, Нидерландах, Австралии – штраф, в Пакистане – даже тюремное заключение. Объясняются подобные мероприятия нарастанием абсентеизма, то есть уклонение граждан от участия в выборах.

Избирательная кампания завершается подсчетом голосов, определением и объявлением итогов выборов. Подсчет голосов не представляет ни технической, ни моральной проблемы в цивилизо-ванных странах. В тех странах, которые пока не входят в их число, возможна фальсификация итогов голосования.

Выборочный процесс осуществляется по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в Конституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная систе-ма, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должнос-ти. Главное назначение избирательной системы – обеспечить предста-вительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.

Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представи-тельная). При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажори-тарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс один голос), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил более половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены только два кандидата, получившие наибольшее число голосов. Преимуществом мажоритарной системы является ее простота, способность сформи-ровать прочную власть, стабильное правительство. Полный состав нижних палат избирается на мажоритарной основе только в двух странах – во Франции и Великобритании. Во Франции применяется мажоритарная система абсолютного большинства, у Великобритании – мажоритарная система относительного большинства. Мажоритарная избирательная система широко используется в США на президентских выборах (в крайне архаичной форме), выборах в Конгресс и Сенат, а также на местных выборах (с различными модификациями в отдельных штатах) [36, с. 416–418].

К достоинствам мажоритарной системы обычно относят:

данная система интуитивно понятна избирателям, результаты выборов определяются быстро и относительно бесконфликтно;

кандидаты в депутаты предельно персонифицированы, избиратели голосуют за конкретных людей, которые в случае победы на выборах сохраняют тесную связь со своим электоратом;

представительство интересов отдельных регионов в представи-тельном органе более высокого уровня обеспечивается наиболее полным образом;

избиратели имеют возможность (по крайне мере, теоретическую) отозвать своих избранников в том случае, если те не должным образом выполняют свои обязанности.

Вместе с определенными достоинствами, мажоритарная избирательная система имеет и ряд существенных недостатков:

во многом искажается реальная картина предпочтений и воли избирателей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов;

при наличии мощного административного ресурса создаются исключительно благоприятные возможности для манипуляции с резуль-татами голосования на отдельных участках и в отдельных округах в пользу конкретных депутатов;

возможен предварительный "раздел" избирательных округов между членами одной влиятельной команды, что уменьшит шансы на победу альтернативных кандидатов;

в условиях мажоритарной системы абсолютного большинства выборы могут вообще закончится безрезультатно в ситуации, когда явка избирателей окажется ниже ожидаемой [34, с. 288–289].

На преодоление этих и других недостатков мажоритарной системы претендует пропорциональная избирательная система. Пропорцио-нальная система показала свою исключительную эффективность в тех случаях, когда было необходимо учесть мнение и голоса относительно небольших групп населения, отличающихся от большинства по национальным, религиозным или другим признакам. Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов.

Во многих странах пропорциональные избирательные системы предусматривают применение проходного барьера, который партия должна преодолеть, чтобы быть правомочной принять участие в распределении депутатских мандатов. Главное достоинство этой системы – представительство партий в выборных органах в соответст-вии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.

Однако пропорциональная система имеет и определенные недостатки:

относительно меньшая стабильность правительства, поскольку для этой системы характерно широкое представительство в парламенте различных политических сил, что часто не позволяет какой-либо одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций;

объединение во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпар-тийных коалиций и правительственному кризису;

зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогруп-повым интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей;

невозможность для избирателей проголосовать за конкретного кандидата в депутаты (в случае закрытых избирательных списков, как это сейчас предусмотрено законодательством Украины) [30, с. 228–230].

В современном мире применяются различные модификации как мажоритарной, так и особенно пропорциональной систем. Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

Смешанная избирательная система – система, согласно которой доля мандатов представительного органа (как правило, половина) распределяется по результатам голосования в одномандатных избирательных округах, а остальные – по пропорциональному принципу представительства в многомандатных округах.

Таким образом, избирательная система – это не только совокуп-ность правовых норм, регламентирующих порядок голосования и способов распределения мандатов. Каждая избирательная система диктует участникам предвыборной борьбы особые правила "политической игры", влияет на процессы заключения предвыборных соглашений и союзов.

Используя опыт зарубежных стран, а также учитывая особенности отечественной политической системы, можно определить основные задачи избирательной системы Украины: 1) способствование формиро-ванию активистской гражданской культуры; 2) обеспечение полити-ческой структуризации общества; 3) стимулирование развития отечест-венных партий на пути эволюции атомизированной партийной системы в систему поляризованного плюрализма; 4) способствование партийной структуризации парламента; 5) обеспечение формирования устойчивого парламентского большинства; 6) стабилизация депутатского корпуса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: