Социологическая операционализация понятия «социальный образ»
Для практикующего социолога главный интерес представляет наличная социальная реальность. Поэтому весь предшествующий материал, посвященный историческим перипетиям социальных образов мужчины и женщины, следует рассматривать по большей мере лишь как преамбулу современной фактологии по данному вопросу.
Эмпирическую базу дальнейшего рассмотрения социальной поло-ролевой самоидентификации современных юношей и девушек составили результаты социологического исследования, проведенного под руководством автора силами Могилевского областного социологического Центра в 1994 году, когда по областной репрезентативной выборке было опрошено 350 молодых супругов. В 2005 году мы повторили опрос по той же методике.
В процессе социологического исследования мы предложили участникам опроса выбрать наиболее предпочтительные для них образы мужчины и женщины из следующих альтернатив:
- физически здоровые и сильные;
- деловые, предприимчивые;
- мужчина - добрый, душевный; женщина - хранительница домашнего очага;
- красивые, изящные, элегантные;
- умные;
- сексуальные, темпераментные;
- общительные.
Условия выбора были жесткие, респондент мог обозначить только один вариант ответа. Таким путем выявлялся абсолютный приоритетный образ, ради которого можно пожертвовать всеми остальными чертами личности.