Раздел 3. Спрос и предложение товаров и рыночная цена

Вопросы:

1. Рыночный спрос и его факторы

Спрос — форма проявления потребностей населения, обеспеченная денежным эквивалентом.

Рыночный спрос представляет собой совокупность всех индивидуальных спросов на данном рынке, или спрос, предъявляемый на товар всеми покупателями (потребителями).

По характеру воздействия на спрос факторы могут быть=

·общими (уровень доходов, численность населения, цены на товары)

·специфическими (жилищное строительство, электрификация быта, численность молодежи, пенсионеров, детей, степень развития туризма и т.п.).

По возможности измерения спроса факторы бывают =

· поддающимися количественной оценке

·и не поддающимися (мода, предпочтения, привычки и др.).

2. Рыночное предложение и его факторы

Рыночное предложение — предложение товара всеми продавцами на рынке.
Основными показателями предложения выступают объем и цена предложения.
Объем предложения — это то количество товаров, которое готовы продать продавцы.
Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество товаров.

Факторы рыночного предложения:

·1.Цены на ресурсы. Могут либо стимулировать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятство вать этому (если они растут).

·2.Изменения в технологии производства. Совершенствование технологии позволяет с меньшими затратами произвести единицу продукции, что приводит к снижению издержек производства и увеличению предложения.

·3.Налоги и субсидии. Налоги увеличивают издержки производства и уменьшают предложение. Субсидии снижают издержки производства и увеличивают предложение.

·4.Цены на другие товары. Изменение цен на другие товары приводит к переливу ресурсов (уход фирм в другие отрасли). Уход производителей уменьшает предложение товаров.

·5.Ожидания. Ожидания изменения цены продукта в будущем может повлиять на желание производителя поставлять его на рынок в настоящее время.

·6.Число продавцов. При данном объеме производства в каждой фирме чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение.

· 7.Природные условия: стихийные бедствия, нанося ущерб экономике, влияют на сокращение предложения.

3. Рыночная цена

1) равновесная цена, складывающаяся на свободном конкурентном рынке под воздействием спроса и предложения;
2) цена товара, складывающаяся на реальном рынке в определенный период времени; цена, по которой товар можно продать на рынке.

4. Государственное регулирование цен

Государственное регулирование цен – это система мероприятий, проводимая правительственными органами, направленная на сохранение или изменение существующих уровней цен на отдельные товары и общего уровня цен для устранения экономических и социальных противоречий.

Прямое регулирование цен – административное вмешательство государства в установление действующих цен, участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установление определенных правил ценообразования.

Основными формами административного государственного регулирования цен являются.

- замораживание цен и замораживание цен на отдельные товары;

- установление фиксированных цен и тарифов по решению соответствующих органов власти;

- установление пределов возможного роста цен за определенный период времени или предельного уровня цен (минимального или максимального);

- установление предельного уровня рентабельности (применяется для регулирования цен предприятий монополистов)

- установление предельных размеров торговых и снабженческо-сбытовых надбавок;

- декларирование цен;

- установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: