Действующее уголовного законодательство предусматривает следующие направления освобождения от наказания:
1. освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ч.1 ст.92 УК РФ);
2. помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение (ч.2 ст.92 УК РФ);
3. условно-досрочное освобождение (ст.93 УК РФ).
Освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия
Освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия – предусмотрено ч.1 ст. 92 УК РФ: несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
Принудительные меры воспитательного воздействия, в связи с освобождением от наказания принципиально не отличаются от аналогичных мер, применяемых в соответствии со ст.90 УК РФ. Существенное различие состоит в том, что они применяются не вместо привлечения лица к уголовной ответственности, а в связи с ней.
Принудительная мера воспитательного воздействия, назначенная вместо наказания на основании ч.1 ст.92 УК РФ, не подлежит отмене, даже если подросток не соблюдает установленные в законе требования. В данном случае он освобождается от наказания безусловно.
Помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение
В соответствии с ч.2 ст.92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.
Условиями, составляющими основание данного вида освобождения, являются:
а) осуждение несовершеннолетнего (не исключая и неоднократное) за преступление средней тяжести или тяжкого преступления;
б) назначение ему наказания в виде лишения свободы;
в) нуждаемость несовершеннолетнего для своего исправления в особых условиях воспитания и обучения и специальном педагогическом подходе, то есть, собой объективно сложившуюся, обусловленную определенными негативными свойствами личности необходимость в применении для исправления несовершеннолетнего особых условий воспитания, обучения и специального педагогического подхода, которые могут быть реализованы только в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
г) признание судом необходимости именно такого решения: освобождения несовершеннолетнего от отбывания лишения свободы с помещением его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.
При этом закон предусматривает исключение из данных правил[7].
Согласно п.3 ст.15 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов управления образованием, о которых идет речь, относятся:
1) специальные общеобразовательные школы закрытого типа;
2) специальные профессиональные училища закрытого типа;
3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.
Указанные учреждения отнесены к системе образования, а не к уголовно-исполнительной системе.
Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им 18 лет, но не более чем на три года (ч.2 ст.92 УК РФ). Пребывание несовершеннолетнего в упомянутом учреждении прекращается до истечения срока, установленного судом, если будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры (ч. 3 ст.92 УК РФ).
Уголовный закон допускает возможность продления срока пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении при необходимости завершения лицом общеобразовательной или профессиональной подготовки и только по его ходатайству (ч.4 ст.92 УК РФ).
Условно-досрочное освобождение
Действующее уголовное законодательство закрепляет льготные основания условно-досрочного освобождения несовершеннолетних (ст.93 УК РФ).
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия:
à не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;
à не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.
Закон установил пять условий, составляющих основание условно-досрочного освобождения несовершеннолетних от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы:
1) лицо осуждено за преступление, совершенное в несовершеннолетнем возрасте;
2) осужденный отбывает наказание в виде лишения свободы;
3) осужденный фактически отбыл установленную законом часть срока наказания;
4) к моменту решения вопроса об освобождении осужденного достигнут определенный в законе уровень его исправления - он не нуждается в полном отбывании наказания;
5) судом признается, что осужденный не нуждается в полном отбывании наказания.
По общему правилу ч.7 ст.79 УК РФ, если в течение оставшейся не отбытой части наказания:
а) осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, суд по представлению полномочных органов может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания;
б) осужденный совершил преступление по неосторожности, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом;
в) осужденный совершил умышленное преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 УК РФ (совокупность приговоров).
В соответствии со сложившейся судебной практикой и указаниями постановлений Пленумов ВС РФ, приоритетной в деятельности суда по рассмотрению преступлений, совершенных несовершеннолетними, является возможность избрания наиболее мягких мер, способствующих исправлению лица, совершившего преступление. В этой связи уголовная политика государства в отношении несовершеннолетних не только и не столько карающая, сколько реабилитирующая.