Создание документального фильма: «Музей-усадьба князей Юсуповых: миф или реальность?»
1. Стихотворение Н. Гумилева «Старые усадьбы»:
Дома косые, двухэтажные,
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный разговор.
В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси,
- Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.
(7-10 фото старых усадеб)
Краткая история образования слободы Ракита.
В 1652 году на правом высоком берегу реки Ракита «государевы слуги» Яковлев и Марков построили острог – небольшое укрепление. Из него образовалась слобода Ракита. Этой землей владели вначале Кочубей, потом Мазепа, затем светлейший князь Меньшиков. В 1728 году все окрестные владения были пожалованы Григорию Дмитриевичу Юсупову. Чьи потомки владели этими землями вплоть до революции 1917 года. (фильм Ивана: 0.45 – 1.27)
3.
Кто они – Юсуповы.. чьи имена запечатлены на страницах российской истории… (виды их сохранившихся дворцовых зданий и интерьеров- папка фото)
|
|
История рода князей Юсуповых.
История рода князей Юсуповых корнями уходит в Мусульманское Средневековье, в Багдадский халифат X века (1). (2)Об этом говорят не только семейные предания, но и древний фамильный документ «Родословная роспись князей Юсуповых от Абубекира». Летопись датирована 1602 г. и хранится в Российском государственном архиве древних актов в Москве.(3) Текст этого документа оказался неразборчив, возможно, поэтому многие историки называли родоначальником Юсуповых легендарного Абу Бакра – друга и тестя пророка Мухаммеда, после его смерти избранного первым халифом исламского государства.
Однако в 1866 – 1867 гг. князь Н.Б. Юсупов внес поправку в эту версию. (4-5)В историческом труде «О роде князей Юсуповых» он писал, что его предком был соименный тестю Магомета через три века Абубекир бен-Раиок, который также правил всеми мусульманами.
Его потомок Юсуф-мурза стал союзником Ивана Грозного. Царь звал Юсуфа своим «другом и братом», а тот писал царю: «Имеющий 1000 друзей единого друга имеет, имеющий единого врага тысячу врагов имеет».(Ф.Юсупов «Мемуары»)
Юсуфов правнук Абдул-мурза сражался за свою новую родину с Речью Посполитой, Османской империей и Крымским ханством. (Фильм род Юсуповых: 8.54 – 10.19) При царе Федоре Иоанновиче он во время Великого поста по незнанию накормил заехавшего в гости патриарха Иоакима гусем. Патриарх похвалил «рыбу», после чего Абдул-мурза похвастался своим поваром, который может гуся «под рыбу» приготовить. Иоаким и царь, когда узнали о случившемся, страшно разгневались. (Фильм Род Юсуповых: 10.34 – 11.02) Абдул-мурза напряженно думал три дня и решил принять православие. В процессе обряда он получил имя Дмитрий Юсупов и титул «князь» вместо татарского «мурза», был прощен и спасен от разорения. (фото 10)В ту же ночь, по семейному преданию, во сне ему явился пророк Мухаммед и проклял род Юсуповых за вероотступничество. (фото представителей рода Юсуповых – по мужской линии) Согласно проклятию отныне в каждом поколении до возраста 26 лет предстояло доживать лишь одному мужчине. Так и случилось.
|
|
(фото) Его сын – Григорий Дмитриевич – один из ближайших сподвижников Петра I не только сражался за своего императора во многих баталиях, но и участвовал в гражданских делах. Когда Петр I скончался, первыми за его гробом следовали три человека: (фото)светлейший князь А. Д. Меньшиков, граф Ф.М. Апраскин и князь Г.Д. Юсупов.
(вырезка из фильма Екатерина 2 – 30 – 60 секунд) Благоволили князю и другие императоры. Екатерина I наградила его орденом Св. Александра Невского. Петр II пожаловал ему старинный московский особняк в Большом Харитоньевском переулке, возвел его в подполковники Преображенского полка и утвердил сенатором. С 1727 года Юсупов стал первенствующим членом Военной коллегии, а также был произведен императрицей Анной Иоанновной в генерал-аншефы.
(фото карта слободы Ракитное) Князю Григорию были дарованы новые богатые вотчины, среди которых была слобода Ракитное.
(кадры имения) Ракитное являлось центром управления имениями князей Юсуповых, которые находились в Курской, Воронежской, Харьковской и Полтавской губерниях.
(фото) Сын его - Борис Григорьевич – в 1717 году в числе 20 русских дворянских сынов был отправлен Петром I учиться во Францию – в Тулонское училище гардемаринов. Однако он не унаследовал воинственный характер своего отца и предпочел гражданскую службу военной. В 1740 году он был назначен московским генерал-губернатором. При Елизавете Петровне получил статус действительного тайного советника, служил главным директором первого в России Сухопутного шляхетского кадетского корпуса – привилегированного учебного заведения для дворянских детей. Борис Григорьевич вводил усовершенствования в методы производства сукна на казенных фабриках, способствовал театральной деятельности учеников кадетского корпуса.
Особенно прославился своим расположением к искусству сын Бориса Григорьевича – Николай Борисович Юсупов старший – блистательный вельможа «золотого века Екатерины».
Именно при нем были устроены 5 каскадных прудов на реке Ракита.
(видео парка + пруды) Сегодня Цепь прудов является главным украшением парка. Пруды прежде хорошо просматривались с холма. Старинные деревья парка, который находится в некотором отдалении от усадебного здания, представлены, в первую очередь, липами, единично встречается клен, тополь, груша, ива. Сохранилось около 240 деревьев от 120 до 150 лет. Следует заметить, что парк в п. Ракитное представляет собой один из крупнейших природных ансамблей на территории Белгородской области. (видео дуба) Одной из достопримечательностей дворца является дуб-долгожитель, которому более 320 лет.
«Посланник молодой увенчанной жены», по выражению Пушкина, дружил с Вольтером, Дидро и Бомарше. Он был членом Государственного совета, дипломатом высшего ранга, общался с королями и императорами. В качестве верховного маршала коронации руководил церемонией венчания на царство трех российских императоров: Павла I, Александра I и Николая I. По поручению Екатерины II Николай Борисович собирал по всей Европе художественные работы лучших мастеров для императорской коллекции. Женившись на родственнице светлейшего князя Григория Потемкина, князь оставляет ее и детей в Петербурге, а сам перебирается в Москву, где покупает у князя Голицына подмосковное имение (фото Архангельское) Архангельское и довершает начатое прежним владельцем создание «Русского Версаля». Он перевозит сюда свою огромную коллекцию произведений искусства, разбивает парк, строит новые корпуса.(ПОДУМАТЬ ЧТО ВСТАВИТЬ)
|
|
(фото вяземский) Князь П.А. Вяземский оставил следующую характеристику Николая Борисовича Юсупова: (вырезки бала 10 – 15 секунд) «На улице его вечный праздник, в доме вечное торжество торжеств… Все у него было светозарно, оглушительно, охмелительно».
(фото) Его сын – Борис Николаевич – полная противоположность своему отцу. Он отличался недюжинной практической хваткой, а к искусствам проявлял равнодушие.(фото ремесел) Он отдавал своих дворовых мальчиков учиться ремеслам, а не грамоте. При нем, Ракитное представляло уже слободу с населением в 7000 человек.(старые фото предприятий) Юсупов имел здесь почти 25 тысяч десятин земли, суконную фабрику, селитряный завод, церковь и больше 1000 крепостных хозяйств.
5. История создания дворца в Ракитном.
Именно при Борисе Николаевиче в 1840 году в центре слободы на возвышенности началось строительство двухэтажного дворца. Над его проектом работали талантливые столичные архитекторы. Часть чертежей для дворца выполнил выдающийся итальянский архитектор Джакомо Флоренти, чьи шедевры украшают улицы и площади Санкт-Петербурга. Строился дворец шесть лет крепостными Николая Борисовича. В 1846 году завершилось строительство дворца, который по размерам и убранству ни в чем не уступал столичным.
Двухэтажное дворцовое здание, построенное в традициях позднего русского классицизма является П – образным в плане, с доминирующим центральным объемом, перекрытым двухскатной кровлей. Боковые крылья имеют четырехскатные крыши.
Этажи всех корпусов одинаковы по высоте. Центр главного (южного) фасада фланкирован в уровне первого этажа полуколоннами. Три больших килевидных окна второго этажа (сохранившие первоначальную расстекловку) и длинный балкон с ажурным ограждением из кованого металла фиксируют парадный зал в планировочной композиции. Все окна первого этажа (кроме трех центральных) прямоугольные, остальные - арочные. В центральном повышенном объеме стены снабжены треугольными фронтонами. Анфиладно-зальная планировка дворца, несмотря на переделки советского периода, хорошо просчитывается. В одном из залов дворца находилась огромная библиотека.
|
|
Первый этаж центральной части дворцового здания перекрыт крестовыми сводами на подпружных арках, в духе старины, остальные перекрытия выполнены по деревянным балкам. На второй этаж ведут две трехмаршевые лестницы, фланкирующие центральную часть здания.
Ранее, в 1832 году Борисом Николаевичем Юсуповым был построен храм Светителя Николая Чудотворца. По архитектурному стилю здание храма является типичным примером позднего классицизма. Основной объем выполнен в форме удлиненного по горизонтальной оси четверика, с огромным приземистым центрическим барабаном, на котором возвышается равнозначный сферический купол с луковичной маковкой.
Центральный вход смещен на торцевую сторону и украшен рядами кирпичных колонн, вынесенных за основную линию плана.
Колокольня при церкви двухъярусная, крестообразная, отдельностоящая, с небольшим звонным ярусом, увенчанным небольшим куполом с главкой.
Наружная отделка представлена двухцветной гаммой, выделяющей рельефные обрамления. Впоследствии, декор был огрублен при ремонтах. В 30-х годах 20-го века по распоряжению советской власти приход был закрыт. Все внутреннее убранство и имущество церкви было утрачено или распродано.
С 1961 года и до последних дней жизни, настоятелем храма был архимандрит Серафим Тяпочкин, который возродил его приходскую жизнь. Нынешнее убранство храма осталось практически таким же как и при Отце Серафиме. До сих пор в храме используют только свечное освещение. Прекрасные росписи в куполе были выполнены будущим знаменитым иконописцем архимандритом Зиноном, духовным сыном отца Серафима. Серафим Тяпочкин умер 21 апреля 1982 года и был похоронен у алтарной стены храма. На могиле крест с домовиной. Рядом с могилой на стене мемориальная доска в виде широкого креста из черного мрамора, а на ней батюшкин лик. 1 августа 2007 года около входа в храм был открыт и освящен памятник работы скульптора Виталия Рожика.