Они происходят при многократном приложении нагрузок, вызывающих напряжение гораздо меньшее предела текучести материалов. Способность материала воспринимать повторные знакопеременные нагрузки без разрушений называется усталостной прочностью.
До 80% деталей машин, воспринимающих циклические нагрузки, выходят из строя по причине усталостных разрушений.
Внешним проявлением усталости является возникновение и распространение усталостных трещин при многократных нагрузках. Данные трещины наиболее интенсивно образуются в местах расположения концентраторов напряжения (следы от механической обработки). В зависимости от условий эксплуатации и методов обработки, усталостные трещины могут образовываться как на поверхности, так и на некотором расстоянии от неё. В настоящее время не существует единой общепринятой теории усталостного разрушения. Наибольшее распространение получила теория дислокаций, согласно которой причинами зарождения усталостных трещин является:
а) взаимные дислокации в нагромождениях;
б) взаимные дислокации, движущихся в пересекающихся системах скольжения;
в) отсутствие препятствий для перемещения дислокаций.
Нагромождение дислокаций возникает из-за препятствий их движению:
- границы блоков и зёрен;
- чужеродных включений, в т.ч. легирующих металлов.
При взаимодействии дислокаций упругая энергия концентрируется в определённом участке детали. При достижении максимально допустимой концентрации упругой энергии в локальном объёме происходит пластическая деформация, вследствие которой и образуется зародыш трещин.
Существует 2 взгляда на причины образования усталостных трещин:
1. Разрушение в результате исчерпания пластичности металла.
2. Разрушение в результате перенаклёпа (преупрочнения) материала впереди трещины.
Зависимость усталостной прочности от св-в материала описывается следующими эмпирическими формулами.
- временное сопротивление, НВ –твёрдость по Бринелю
А, В, с, d – коэф-т