Москва
Составители: профессор кафедры международного права Российской академии правосудия, доктор юридических наук, Толстых В.Л., заместитель заведующего кафедрой международного права Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент, Старженецкий В.В.
Рецензент: Заведующий кафедрой международного права Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор Нешатаева Т.Н.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.
Одобрен на заседании кафедры международного права Российской академии правосудия. Протокол № 9 от 25 мая 2012 г.
Утвержден на заседании Учебно-методического совета Российской академии правосудия. Протокол № 1 от 17 сентября 2012 г.
© Российская академия правосудия, 2012.
© Толстых В.Л. 2012.
© Старженецкий В.В. 2012.
СОДЕРЖАНИЕ
Список сокращений.................................................................................................4
|
|
Введение...................................................................................................................5
Объём дисциплины и виды учебной работы......................................................12
Тематический план................................................................................................13
Программа курса....................................................................................................16
Программа семинарских занятий.........................................................................27
Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов.....................................................................97
Вопросы к экзаменам............................................................................................99
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
БМД | - Бюллетень международных договоров |
Ведомости ВС СССР | - Ведомости Верховного Совета СССР |
Ведомости СНД и ВС | - Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ) |
Вестник ВАС РФ | - Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации |
ДМП | - Действующее международное право |
МЖМП | - Московский журнал международного права |
МПП | - Международное публичное право |
ООН | - Организация Объединенных Наций |
РГ | - Российская газета |
СДД | - Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. |
СЗ РФ | - Собрание законодательства РФ |
ВВЕДЕНИЕ
Изучение международного права имеет большое значение в формировании юриста.
Международное право обладает собственной ценностью. Регулируя межгосударственные отношения, оно очень важно для государственных служащих и организаций, сотрудничающих с зарубежными партнерами. Международное право имеет сравнительно-правовую ценность. Студенты, изучающие этот предмет, получают возможность познакомиться с системой права, существующей наряду с системой внутригосударственного права, тесно взаимодействуя и переплетаясь с последней. Методологическая ценность международного права для специалистов, ориентированных на внутреннее право, в этом отношении огромна. Наконец, международное право обладает общегуманитарной ценностью и является необходимой частью знаний о человеке и обществе. Не случайно десятилетие 1990-2000 гг. было провозглашено десятилетием международного права.
|
|
Цель изучения международного права состоит в формировании полноценного юриста, обладающего не только знаниями особенностей формирования и развития внутригосударственного права, но и знаниями нормотворческих и правоприменительных процессов, происходящих за пределами национальных правопорядков – на уровне международного сообщества государств.
Можно выделить две главные задачи настоящего курса. Во-первых, он направлен на приобретение знаний, касающихся функционирования международного права в собственной социальной среде – международном сообществе государств; во-вторых, он направлен на приобретение знаний, касающихся функционирования международного права в национальном правопорядке, применения норм международного права отечественными судами и иными правоприменительными органами.
В результате изучения дисциплины студент должен знать содержание основных институтов и отраслей международного права, специфические международно-правовые термины и концепции, содержание и структуру основных международно-правовых актов, разбираться в системе международных органов и организаций, уметь определять основные проблемы, актуальные для международного правопорядка и прогнозировать перспективы дальнейшего развития международного права.
Это предполагает необходимость приобретения навыков, связанных с умением: анализировать и толковать нормы международного права, определять значение в международно-правовом аспекте действий государств, выбирать наиболее эффективные процессуальные способы отстаивания внешних интересов государств и физических лиц.
УМК включает: программу курса и планы семинарских занятий.
Программа разбита на темы, соответствующие основным отраслям международного права, к каждой теме дается перечень вопросов, необходимых для изучения.
К каждой теме даются основные вопросов для освещения на семинарском занятии, а также контрольные вопросы, которые могут быть использованы для самостоятельного изучения. Кроме того, приводится перечень основных монографических изданий и нормативных актов по каждой теме. Указаны специальные термины, значение которых должны знать студенты. Даны задания, которые могут выполняться письменно. Некоторые задания выполняются в форме проведения деловых игр. В конечном счете, выбор тех или иных форм проведения семинарских занятий зависит от конкретного преподавателя и уровня подготовленности студентов.
Все задачи, используемые в данном пособии, можно разбить на несколько больших групп:
1. Проблемные задачи. Задачи такого рода построены вокруг какой-либо общей теоретической проблемы международного права, решение которой не вытекает явственно из содержания существующих норм международного права. Для решения таких задач одинаково необходимы творческая интуиция и умение логически мыслить.
2. Задачи, связанные с толкованием. При решении этих задач студент анализирует тексты статей международных договоров, выделяет структуру правовых норм, осуществляет толкование отдельных терминов и фраз, используемых при конструировании статьи международного договора. Студенты должны понимать, что толкование международных договоров должно осуществляться в соответствии с международно-правовыми критериями и правилами.
|
|
3. Альтернативные (тестовые) задачи. Студентам предлагается несколько вариантов ответов на поставленный вопрос. Они должны найти правильный ответ (ответы) и указать, почему другие варианты неприемлемы.
4. Задачи-казусы. Эти задачи представляют собой наиболее традиционный тип задач, используемых в юридическом образовании. Студенту предлагается ознакомиться с определенной фабулой, он анализирует нормы права, относящиеся к данной ситуации, оценивает правоотношение в целом и позиции субъектов правоотношения, затем дает ответы на поставленные вопросы.