Группы испытуемых | Плюсовая ошибка | Минусовая ошибка | Общая ошибка |
Средние для группы мальчиков | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
Средние для группы девочек | 0,07 | 0,07 | 0,07 |
Разность средних | 0,02 | 0,02 | 0,02 |
Сопоставление данных Л. Л. Камчатовой с аналогичными данными В. П. Лисенковой, полученными на взрослых, позволяет предположить, что устойчивый характер определенные тенденции к переоценке или, напротив, недооценке временных интервалов приобретают только у взрослых людей*.
* Существенные различия в личном темпе у мужчин и женщин обнаружила С. Н. Беляева-Экземплярская. По ее данным, личный темп у женщин несколько быстрее, чем у мужчин (Беляева-Экземплярская С. Н. Определение личного темпа и ритма в повседневной жизни // Вопросы психологии. – 1967. - № 2).
В отношении моторного поведения большой интерес представляет исследование жизненно необходимых движений в возрасте от 8 до 15 лет, проведенное А. В. Ярмоленко, которая затем коррелировала свои данные с типами нервной системы («рефлексологическими» типами). В качестве основной методики, по которой было проверено 430 детей и подростков, использовалась известная методика А. В. Дерново-Ярмоленко: набор психомоторных тестов (на определение времени и точности ходьбы по линии, кругу и квадрату, хватания, движения «лечь–встать», метания, перескока, удара, переноса тяжестей, скачков, держания рук), охватывающих динамическую и статическую выносливость, силу, быстроту и точность психомоторных реакций.
|
|
В качестве типологической классификации было принято деление (по Г. Н. Сорохтину) всех детей на возбудимых, пластических и тормозимых. А. В. Ярмоленко пришла к выводу, сопоставляя с этими типологическими группами свои психомоторные характеристики, что наиболее явные различия обнаруживают дети, относящиеся к возбудимому и тормозному типам.
«Возбудимый тип, – пишет А. В. Ярмоленко, – дает широкие колебания коэффициентов в сторону + и –, двигаясь быстро, с невысокой правильностью. Сила удара и прыжка велика, но длительное мускульное напряжение для него затруднительно: выносливость его невелика. Тормозной тип двигается медленнее, но более правильно, сила его выше, выносливость также. Пластический тип не дает типического соотношения коэффициентов; априорно можно сказать, что его двигательный профиль должен носить черты тормозного или возбудимого типа, смотря по тому, к которому типу приблизится его рефлексограмма»*.
* Ярмоленко А. В. Исследование жизненно необходимых движении // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы: Сб. - Т. 4. - М: ГИЗ 1929. - С. 323.
Следует учесть, что как классификация Г. Н. Сорохтина, так и применявшаяся им диагностическая методика не давали возможности А. В. Ярмоленко более тонко дифференцировать моторный профиль в зависимости от типа нервной системы, особенно от таких его свойств, как подвижность и сила. Более определенные выводы она могла сделать в отношении возрастно-половых вариантов, в том числе специально о факторе полового диморфизма в психомоторном развитии детей и подростков. Быстрота ходьбы мальчиков во всех возрастах превышает быстроту ходьбы девочек. Обратная картина обнаруживается в хватании. В этом девочки во всех возрастах превосходят мальчиков, догоняющих их лишь на 15-м году жизни. По этому поводу А. В. Ярмоленко пишет, что «здесь наблюдается прямая корреляция с величиной и числом мышечных групп, участвующих в движении. В хватании участвуют мышцы одной руки, преимущественно кисти, в ходьбе – нижние конечности... Участие в хватании наиболее мелких мышц дает возможность девочкам опередить мальчиков»*.
|
|
* Там же. -С. 315.
Р. И. Тамуриди*, применившая в других условиях некоторые из этих методов, пришла к аналогичным выводам: большая скорость ходьбы у мальчиков, меньшая у девочек; большая скорость движений пальцев у девочек, меньшая – у мальчиков. С этими глубокими хронометрическими различиями основных двигательных актов у мальчиков и девочек связано соответственно варьирование других параметров (силы, выносливости, правильности).
* Тамуриди Р. И. К вопросу об исследовании моторной деятельности у детей // На путях к новой школе: Сб. - Т. 3. - Киев, 1928.
В какой мере время моторных реакций типа мышечного усилия и волевой задержки мышц в состоянии максимального сокращения может иметь значение индикатора индивидуальных и возрастно-половых особенностей человека?
На этот вопрос дает ответ новейшее исследование Е. И. Игнатьева, применившего динамографическую методику, при которой объективным показателем воли были избраны задержки максимального мышечного сокращения (в секундах), а не величина мышечного усилия в килограммах, как это принято в динамометрической методике. Е. И. Игнатьев показал, что нет никакой связи между мышечным усилием и волевой задержкой мышц в состоянии максимального сокращения. «Этот интересный факт, – пишет Е. И. Игнатьев, – говорит о различной природе этих двух процессов... Показатель времени задержки мышц в состоянии максимального сокращения, очевидно, имеет главным образом корковое происхождение и мало зависит от силы сокращения мышц»*. Поэтому динамографические показатели, полученные по данной методике, могут быть использованы для характеристики некоторых свойств нервной системы и особенностей развития детей.
* Игнатьев Е. И. Экспериментальное изучение простейших компонентов воли у школьников // Вопросы психологии личности: Сб. / Под ред. Е. И. Игнатьева – М.: Учпедгиз, 1960. – С. 119.
Были осуществлены четырехкратные пробы у учащихся средних школ (220 мальчиков и 250 девочек) в возрасте от 8 до 17 лет. После обработки данных средних максимальных и минимальных показателей обнаружилась особенно сильная вариативность у девочек в период с 9 до 11 лет и несколько позже – у мальчиков (в 12 лет).
Приведем таблицу, в которой по годам представлена медиана показателей волевой задержки (табл. 19).
Таблица 19
Показатели волевой мышечной задержки у детей и подростков 8-17 лет, с
Возраст, лет | Мальчики | Девочки |
8-9 | 15,2 | 21,7 |
10-11 | 18,4 | 23,0 |
12-13 | 19,0 | 19,0 |
14-15 | 16,8 | 19,6 |
16-17 | 16,9 | 18,6 |
Хотя имеется изменение по годам, но оно не коррелирует прямо с возрастом. У мальчиков с возрастом увеличивается время задержки максимального сокращения мышц, а потом (с 14-15 лет) уменьшается. У девочек время задержки оказывается большим, чем у мальчиков, за исключением периода 12-13 лет, когда оно совпадает с временем задержки у мальчиков. Иначе говоря, возрастные различия действуют в пределах половых различий. Е. И. Игнатьев признает, что таблицы «не дают возрастной картины изменения волевой задержки. Таким образом, мы не обнаруживаем связи волевой задержки с возрастом и, как было указано выше, с общим мышечным развитием. Есть основания полагать, что волевая задержка связана с типом нервной системы»*.
|
|
* Там же. - С. 122.
Однако все осложняется, судя по многим основаниям, перекрещиванием собственно типологических влияний с половыми. По данным Игнатьева, имеется весьма значительная разница в средних показателях мальчиков и девочек. По этому поводу он пишет, что «у девочек средние показатели волевой задержки мышц в максимально сокращенном состоянии во всех возрастах выше, у них высокие показатели проявления воли тормозного типа встречаются чаще, чем у мальчиков»*. Для объяснения этого факта автор ссылается на ряд моментов: большая способность женщин тормозить переживания, особенно переносить сильную боль и тяжелые аффекты страдания, лучшая способность выполнять скучную, монотонную работу, требующую напряжения воли именно в форме задержки, торможения. Кроме того, он считает, что в условиях семейного воспитания поведение девочек окружено большим количеством запретов и более детально регламентируется взрослыми, что способствует большему развитию тормозного процесса. Еще И. П. Блонский указывал на факт большего развития умения сдерживать акты своего двигательного поведения у девочек в младших классах школы сравнительно с мальчиками. Такая характеристика иллюстрирует действие фактора полового диморфизма на психомоторную реактивность и корковое ее регулирование в пределах возрастных периодов роста и созревания.
* Игнатьев Е. И. Экспериментальное изучение простейших компонентов воли у школьников // Вопросы психологии личности: Сб. / Под ред. Е. И. Игнатьева – М.: Учпедгиз, 1960. – С. 123.