Перечень служб предприятия, участвующих

в логистическом функционировании:

· • Служба маркетинга - исследует рынок, формирует информацию о товарах;

· Служба материально-технического снабжения делает закупки МР и обеспечивает потребности внутренних потребителей;

· • Планово-экономическая служба — планирует производство (сбыт) продукции;

· • Производственные подразделения — изготавливают продукцию;

· • Транспортная служба — осуществляет различные перевозки

· • Складское хозяйство — хранит, перерабатывает грузы, обеспечивает потребности в МР.

· Служба сбыта — организуют оптимальное распределение продукции.

· Финансовый отдел — решает вопросы финансирования на разных уровнях.

Координацию служб производят управленческие структуры разных типов.

Основными факторами, определяющими тип, сложность и иерархичность (количество уровней управления), являются:

· Масштаб производства и объем продаж

· Номенклатура выпускаемой продукции

· Сложность и уровень унификации продукции

· Уровень специализации, концентрации, комбинирования и кооперирования производства

· Степень развития инфраструктуры региона

· Международная интегрированность предприятия

В зависимости от рассмотренных факторов структура управления может быть:

· линейно — организационная;

· функциональная;

· линейно-функциональная;

· линейно — штабная;

· матричная (штабная);

· бригадная;

· дивизиональная;

· проблемно-целевая.

На практике могут быть и другие варианты структуры аппарата управления предприятия в зависимости от требований конкретной обстановки.

Задачи отдела логистики - организация, контроль и оптимизация материальных потоков с использованием современных информационно-технических средств.

Основные функции логистического отдела:

o Формирование и развитие системы логистики

o Развитие системы логистики в соответствии с рыночной политикой фирмы

o Системное администрирование (руководство) всеми логистическими процессами.

Практическая реализация работы Л. системы в процессе логистического менеджмента заключается в следующем.

Современная концепция Л.менеджмента (управления) представляет собой систему, включающую различные компоненты. Это можно рассматривать и как процесс с отдельными элементами. Центральный компонент системы – система управления «по заданным параметрам», который не существует изолированно, а представляет собой результат деятельности менеджеров в рамках системного наблюдения и контроллинга.

Системное (внешнее) наблюдение (система управления по заданным параметрам (по предсказаниям)) предполагает ведение производственно-хозяйственной деятельности, ориентируясь на определенные индикаторы главные инструменты управления — документирование, взаимоувязка, наблюдение.

Последовательность действий управляющих субъектов:

Шаг 1. Определение (поиск) сфер наблюдения.

Шаг 2. Выбор, установление объектов для наблюдения.

Шаг 3.Поиск индикаторов (включая определение планового показателя).

Шаг 4. Согласование, увязка, утверждение показателей индикаторов.

Шаг 5. Ознакомление "наблюдателей" с выбранными показателями и их плановыми значениями.

Шаг 6. Определение способов оповещения и форм взаимодействия наблюдателей.

Шаг 7. Определение Центра управления и его задач.

Шаг 8. Определение способов оповещения и форм воздействия Центра.

Шаг 9. Обратная связь с наблюдателями.

Система управления «по заданным параметрам (сценарию)» может выполнять стратегические и оперативные функции.

Стратегическая функция реализуется в распознавании поступающих соответствующих сигналов, их анализе и систематизации с последующей разработкой реагирования.

Составляющими блоками стратегического управления являются:

1) Распознавание сигналов:

• Сканирование

• Мониторинг

• Документирование

2) Анализ сигналов:

• Разработка/Анализ модели воздействия

• Анализ причин

• Прогноз развития

3).Обсуждение релевантности поступивших сигналов:

• Обсуждение релевантности (моделирование)

• Ранжирование

• Отображение стадий диффузии

• Сигнализация взаимопроникновения

4) Формулировка стратегии воздействия:

• Разработка вариантов стратегии

• Выбор стратегии

5) Имплементирование / Контроль:

Интеграция стратегической и оперативной систем управления по заданным параметрам выражается в реализации следующих действий на стадиях планирования, координирования и контроля:

1. Поступление и обработка данных (информации из внешнего окружения).

2. Стратегическая диагностика и предвидение (улавливание слабых сигналов).

3. Оперативное управление по сценарию (ориентация на индикаторы и учет заданных показателей).

Базис стратегического управления «по заданным параметрам» составляют сканирование и мониторинг, сущность которых осуществляется в процессе сканирования и мониторинга. Само стратегическое управление осуществляется в процессе неупорядоченного и упорядоченного поиска формальных и неформальных признаков результатов определенных процессов.

Исследование начинается с улавливания слабых сигналов. При этом формальный поиск сфокусирован на определенную тему исследования.

Текущее (оперативное) управление использует процессы Л. менеджмента для реализации стратегических целей в форме предотвращения сбоев в производстве и обращении.

3.Контроллинг в логистических системах

Термин контроллинг связан с планированием и управлением деятельностью на предприятии, но он не ограничен рамками документирования и прослеживания торговых сделок. Суть применения контроллинга состоит не в том, чтобы раскрыть ошибочное поведение и наказать виновных, а чтобы сделать выводы из допущенных ошибок и при необходимости, в среднесрочной перспективе внести коррективы. При этом не отрицается важность контроля в смысле сравнения плановых и достигнутых показателей.

Функционально контроллинг представляет собой подсистему управления, направленную на процессы планирования и контроля, на их координирование и информационную поддержку с целью обеспечения ответного реагирования, адаптивности управления.

Содержание контроллинга рассматривают в разрезе развития его функций:

1 стадия. Соблюдение внешних и внутренних норм, директив, установок.

2 стадия. Ориентация на рациональность хозяйствования.

3 стадия. Активное управление развитием.

Полномочия контроллинга должны позволять менеджерам в полном объеме реализовать установленные цели, выполнять свои функции, а именно давать право:

• регулировать внутриорганизационные отношения и участвовать в разработке стратегии (интеграционность);

• уточнять и согласовывать цели по мере их достижения (координационность);

• получать и распространять в полном объеме информацию (информированность);

• активно рекомендовать применение конкретных инструментов, методов и приемов управления (консультативность).

Место контроллинга в структуре управления предприятием хорошо иллюстрирует структура управления предприятием, высший менеджмент которого состоит из структур

• Управления закупками

• Управления производством

• Управления финансами (в т.ч. управление расчетами/казначейство/ и контроллинга)

• Управления сбытом

• Разработками НИР и ОКР

Контроллинг осуществляется параллельно и непрерывно, в тесной взаимосвязи с процессами управления риском, проводимыми на стадии стратегического планирования.

Виды и целевые параметры контроллинга:

1.Стратегический контроллинг ( его целевые параметры):

• Окружение (шансы и риски)

• Предприятие (сила и слабость)

Результат — потенциал успеха.

2.Оперативный контроллинг. (его целевые параметры):

• Прибыль (доходы, расходы)

• Учет затрат (выручка, затраты)

Результат — прибыль и результат производства

• Финансы (приходы, расходы)

• Финансовый учет (поступления, выплаты)

Результат — Кэш-фло и платежеспособность

Наряду со стратегической оценкой шансов и рисков, сильных и слабых сторон предприятия контроллинг предполагает текущее наблюдение развития бизнеса отдельных бизнес-единиц и предприятия в целом.

Посредством функционального, разделенного и специального (по сферам деятельности) контроллинга подготавливаются данные, позволяющие осуществлять урегулирование, ориентированное результативность (и на стоимость). Для этого регулярно проводятся ежеквартальные бизнес-совещания руководителей с аналитическим оглашением информации, отражением ситуации во всех сферах деятельности и последующим принятием управленческих решений.

Существует понятие индексного контроллинга.

Суть в следующем. Производственное состояние предприятия, его "количественные" процессы, можно выразить посредством определенных индексов, показателей. Уровень достижения конкретных показателей может служить целевым ориентиром для планового периода. Такая трактовка и конкретизация целей позволяет осуществлять контроль над выполнением планов. Проверка осуществляется сравнением показателей за определенный промежуток времени в определенной сфере деятельности предприятия.

Стратегическое планирование и стратегический контроллинг составляют тем самым ядро системы риск-менеджмента на предприятии. На некоторых фирмах эти процессы получили дальнейшее развитие в виде совершенствования контроллинга с нацеленностью на составление сфокусированного аналитического доклада о рисках — репортинга. При этом блоки менеджмента предприятия рассматривается как вспомогательные ветви, инструменты общей системы управления риском.

4.Сети в логистике

Для оценки эффективности функционирования ЛС и деятельности персонала (логистического менеджмента) компании необходимо наличие процедуры измерения результатов решений, принимаемых персоналом службы логистики.

Измерение результатов управления логистикой (количественная мера степени эффективности выполнения логистических операций и функций) является необходимым условием достижения целей ЛС, так как обеспечивает обратную связь, необходимую для эффективного менеджмента. В этом смысле измерение результатов работы (службы логистики) имеет два аспекта: во-первых, установление определенной системы мер (количественных и качественных показателей, критериев, шкал отношения и предпочтения); во-вторых, непосредственно измерение результата принятия управленческих решений.

Элементами системы измерения результатов выполнения логистических решений являются отчеты об исполнении, в которых содержатся результаты исполнения логистических решений.

Процесс измерения результатов логистического менеджмента зависит от целей управления, набора логистических функций/операций, времени контроля и мониторинга в ЛС.

Например, измерение может проводиться для целей логистического анализа ежедневно, один раз в месяц (квартал) и т.п. Часто результаты измерений усредняются за установленный период времени.

Система основных измерителей зависит от целей логистического менеджмента (стратегических, тактических, оперативных) и вида ЛС. для большинства ЛС эта система базируется на ключевых (комплексных) показателях ее эффективности:

• степени удовлетворения потребителей в качестве логистического сервиса;

• отдаче от инвестиций в логистическую инфраструктуру;

• полных и операционных логистических издержках;

• продолжительности логистических циклов;

• производительности/продуктивности ЛС.

Данные показатели содержат основные требования к более детальным шкалам параметров, учитываемых в системе логистического контроллинга. Например, спецификация основных показателей может содержаться в системе планово-отчетных показателей. (Сергеев стр.876, табл. 9.10.)

Процедура логистического контроллинга очень похожа на контроль параметров в технических системах и процессах (например, в автоматических системах, АСУ, и т.п.). Сам процесс контроллинга заключается в постоянном или периодическом сравнении заданных (базовых, стандартных) характеристик и параметров (в частности, определяемых на основе измерителей табл. 9.10) к текущим значениям этих параметров. Сложность такого сравнения для ЛС заключается в том, что многие показатели и характеристики (особенно относящиеся к логистическому сервису) носят качественный характер, а критерии принятия решений по управлению являются векторными.

Фокус процедуры контроля должен быть направлен на реализуемый процесс, в качестве которого может выступать какая либо логистическая функция, например, процедура выполнения заказа или интегрированная совокупность функций/операций в функциональной области логистика (снабжении, поддержке производства или дистрибъюции). Входом процесса управления логистикой в фирме являются планы, нормативы и стандарты, которые в совокупности составляют некоторую «настройку» ЛС (по аналогии со следящими системами в теории автоматического управления). Производя заданную настройку, логистический менеджмент сталкивается с влиянием возмущений внешней — макроэкономической — среды (изменение цен, тарифов налогов, уровня инфляции, процентных ставок, законодательства и т.п.) и изменениями в параметрах, внутреннего состояния самой ЛС (связанных с финансами, технологиями, персоналом и т.п.). Эти изменения вызывают отклонения параметров ЛС от заданной настройки, что определяется в результате сравнения в блоке мониторинга.

По результатам мониторинга вырабатываются корректирующие воздействия на входы ЛС (ЗЛС).

Центральным звеном логистического контроллинга в этой схеме является система мониторинга, которая использует соответствующие информационные технологии в ЛИС. Сравнение осуществляется на основе данных периодической отчетности, докладов персонала логистического менеджмента и аудита. Типичная информация для мониторинга включает операционные логистические издержки (общие и по отдельным функциям или ЗЛС), состояние запасов, использование бюджета на логистику, уровень качества логистического сервиса, производительность и т.п.

Мониторинг в ЛС осуществляется или вручную персоналом менеджмента, консультантами, аудиторами, или на основе компьютерных программ. По результатам мониторинга принимаются решения о корректирующих (управляющих) воздействиях. Например, если установлен недостаточный уровень сервиса (доступности запасов) по требуемому ассортименту товаров в розничной сети, то логистический менеджер может принять решение увеличить страховые запасы на оптовом складе, с которого снабжают ритейлеров. Для реализации схемы мониторинга большое значение имеет точность сравнения и процедура установления граничных уровней «настройки» ЛС.

Различают системы контроллинга — разомкнутые, замкнутые и системы с модифицированной обратной связью. Построение и исследование систем логистического контроллинга производится методами, аналогичными теории автоматического управления.

В модифицированной системе контроля менеджер может время от времени менять решающие правила поддержания уровней запасов в складской системе. Текущий уровень запаса поддерживается и пополняется с помощью компьютерной системы автоматически на основе модели ЕОQ в точке возобновления заказа (RОР) на величину Q2* при условии: «текущий уровень L меньше точки заказа/возобновления заказа», В то же время логистический менеджер, оценивая уровень сервиса, затраты, продвижение товара, выполнение графика производства и т.п., может принять решение изменить процедуру контроля: уровня заказа, временных параметров, решающих правил и т.п.

Например, для ускорения продвижения товара необходим более высокий уровень запасов на складах дистрибутивной сети, непосредственно приближенных к рознице. В этом случае логистический менеджер корректирует граничные условия для параметров заказа (RОР, Q* и др.), а также может изменить саму схему выполнения заказов.

Следует отметить, что персонал логистического менеджмента фирмы постоянно нуждается в анализе результатов принимаемых управленческих решений. При этом анализ производится, как правило, по отдельным логистическим функциям и в целом по логистике компании для определения уровня достижения стратегических, тактических и оперативных целей ЛС.

Под анализом обычно понимается декомпозиция (разложение) изучаемого объекта или процесса на части с целью экономического, финансового, технического и т.п. исследований этих частей.

Логистический анализ является более обширным и многогранным, чем АХД, технико-экономический и др.

В основу Л. анализа положены принципы научности, системного подхода, динамичности, выделения приоритетных направлений, комплексности, полноты, достоверности и т.п.

Методы Л. менеджмента — методы мат. статистики (факторный, индексный, кластерный, дисперсионный, множественное корреляционно-регрессионное моделирование, спектральный анализ и др.);

- функционально-стоимостной анализ;

- методы статистического имитационного моделирования;

- различные эконометрические методы и модели;

- методы экспертных оценок.

Важную роль играет процедура аудита — периодическая проверка состояния отдельных компонентов ЛС и эффективности выполнения Л. операций. В случае обнаружения неточности информации в ходе аудиторской проверки необходима корректировка базы данных контроля, установление новых границ параметров настройки и контроля системы контроллинга.

Виды аудита:

1. Общий функциональный (нерегулярно -1 раз в год, своими силами);

2. Специальный функциональный (сторонними специалистами):

· Аудит спроса и уровней логистического сервиса;

· Аудит характеристик производительности и ресурсоотдачи;

· Аудит логистических издержек и общий финансовый аудит;

· Аудит запасов;

5.Издержки и доходы при использовании логистических систем

Сетевая модель это план выполнения комплекса взаимосвязанных работ, структура которого может быть представлена сетевым графиком. Основная отличительная особенность сетевой модели состоит в чётком определении последовательности работ и времени их выполнения.

Построение таких моделей лежит в основе эффективного способа логистического планирования и контроля сложнейших экономических процессов, который носит название метод сетевого планирования и управления (СПУ).

Эволюция развития СПУ. Впервые (50-е годы) применены в США в виде сетевых графиков СРМ (англ.) или метод критического пути и РЕРТ – метод оценки и обзора программы. В России (60-е годы) сетевое планирование нашло применение в строительстве и научных разработках.

В настоящее время логистическая СПУ в целом представляет совокупность расчётных методов, контрольных и контрольных мероприятий по планированию и управлению комплексом работ, которая позволяет:

· Формировать календарный план реализации комплекса работ;

· Выявлять потенциальные резервы временных, материальных, трудовых, финансовых и других логистических потоков;

· Управлять логистическим процессом по принципу «ведущего звена» с прогнозированием и предупреждением возможных срывов в ходе работ;

· Возможность распределения ответственности на разных уровнях логистического управления.

Диапазон применения СПУ в логистике очень широк и применяется вплоть для разработки, создания и эксплуатации крупных промышленных комплексов.

Главные элементы сетевой модели - события и работы.

Суть использования модели. Планируемый процесс разбивается на отдельные работы, составляется перечень работ и событий. Устанавливаются логические связи и последовательность выполнения работ. Оценивается длительность каждой работы и работы соединяются в сеть (граф). После упорядочивания сетевого графика рассчитываются параметры событий и работ, определяются резервы времени и критический путь. Проводится анализ и оптимизация сетевого графика. С учётом динамического изменения создаётся новая сетевая модель и т.д.

Сети могут быть детерминированными и стохастическими, когда на некоторых этапах тот или иной комплекс работ зависит от неизвестного заранее результата. Фактическое выполнение определённого комплекса работ заранее неизвестно и предсказывается с некоторой вероятностью. Возможны варианты. Размерность реальных сетевых моделей настолько велика, что это требует применения приложения методов линейного программирования и использования автоматизации расчётов.

6.Инвестиции и риски в логистике

Одна из важнейших задач в логистики – выработка главных принципов оценки эффективности продвижения материалопотока. Увязка всей ЛС с учётом всех переменных, ситуаций и сценариев возможна при использовании критерия прибыли.

Здесь важно учитывать поведение переменных издержек, обусловленных законом убывающей отдачи.

Для логистического менеджера может быть поставлена задача оценки оптимального материалопотока, при котором предприятие в состоянии покрыть постоянные и переменные затраты и получить нормальную прибыль, т.е. определить точку безубыточности.

Определяется коэффициент вклада на покрытие, который показывает, какая доля в объёме материалопотока может быть использована для покрытия постоянных затрат и формирования издержек. Для того чтобы менеджер по логистике мог варьировать объём материалопотока и выручку за порогом рентабельности (точки безубыточности), он может использовать запас финансовой прочности (ЗФП), который в стоимостном выражении определяется так:

ЗПФ = Текущая выручка от реализации – Значение выручки в точке безубыточности

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сергеев, В.И. Логистика в бизнесе: Учебник, - М.: ИНФРА–М, 2001. – С.6-70 (Серия «Высшее образование)

2. Чудаков, А.Д., «Логистика»: Учебник. – М.: Издательство РДЛ, 2001. С.22-104.

3. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов/Под общей и научной редакцией проф. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2004. С.1-64.

4.Сток, Дж.Р., Ламберт, Д.М. Стратегическое управление логистикой: Пер. с 4-го англ. Изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. С. 364-398

5. Григорьев, М.Н. Логистика. Базовый курс: учебник / М.Н.Григорьев, С.А.Уваров. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 782 с., (с. 11-173)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: