Формы международной экономической интеграции

Международная экономическая интеграция

- Международная экономическая интеграция: сущность, предпосылки формы;

- Интеграция в Западной Европе;

- Североамериканская модель интеграции;

- Интеграционные процессы в Латинской Америке;

- Интеграция в Азиатско-тихоокеанском регионе;

- Интеграционные группировки в развивающихся странах;

- Развитие интеграционных процессов в рамках СНГ.

В совокупности тенденций, характеризующих основные направления развития мировой экономики, на первый план постепенно выдвигается движение стран к все более тесной и эффективной экономической интеграции. Экономическую интеграцию можно представить как процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Международная экономическая интеграция – это комплекс форм сотрудничества стран в различных сферах деятельности, для которого характерно глубокое взаимопроникновение стран-партнеров и их долгосрочная техническая, технологическая и экономическая взаимозависимость.

Объекты международной экономической интеграции: товары и услуги, денежные и трудовые ресурсы, являющиеся предметом производственного и научно-технического сотрудничества и обмена.

Субъекты международной экономической интеграции: экономически обособленные стороны, осуществляющие международное производственное и научно-техническое сотрудничество и обмен.

Экономическая интеграция, в частности, выражается в:

- сотрудничестве между национальными хозяйствами разных стран и полной или частичной их унификации;

- ликвидации барьеров в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы между этими странами;

- сближении рынков каждой из отдельных стран с целью образования одного единого (общего) рынка;

- стирании различий между экономическими субъектами, относящимися к разным государствам;

- отсутствии той или иной формы дискриминации иностранных партнеров в каждой из национальных экономик и т.п.

Цель создания интеграционного союза – это уменьшение, а в перспективе и полное устранение барьеров, преграждающих свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Мотивы:

- Повышение благосостояния интегрирующихся стран благодаря росту доходов и образования новых торговых потоков, а также снижению издержек производства и цен на ряд товаров и услуг.

- Усиление экономических позиций стран - членов интеграционных блоков в отношениях с третьими странами.

- Развитие регионального политического сотрудничества и усиление политических позиций стран - членов интеграционных блоков с третьими странами.

Процессы экономической интеграции идут как на двусторонней, так и на региональной или на глобальной основе. В качестве характерной особенности интеграционных объединений в настоящее время можно назвать их развитие на региональном уровне: создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с общими наднациональными и межгосударственными органами управления.

Важнейшей предпосылкой зарождения и динамичного развития экономической интеграции является наличие определенного политического консенсуса государств-участников по основным проблемам, прежде всего двусторонних и многосторонних отношений в целом и ее главной особенностью является обособление специфических региональных интересов, которые являются движущей силой региональной политики и экономики.

Формы международной экономической интеграции

Не существует единогласия об этапе интеграционных объединений. Некоторые авторы описывали 4 или 5 этапов, а другие 6 этапов. Некоторые считают, что необходим переход от валютного союза к экономическому союзу, а некоторые наоборот. Экономическая интеграция развивается по таким этапам как: зона свободной торговли, таможенный союз, единый рынок, валютный союз, экономический союз и политический союз.

1. Зона свободной торговли. Самая простая форма. В рамках зоны свободной торговли отменяются торговые ограничения, снижаются или отменяются таможенные пошлины. При этом относительно остальных стран мира каждая страна проводит свою таможенную политику.

2. Таможенный союз. Является формой более тесного сотрудничества. Для него характерны установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

3. Общий рынок. Знаменует «четыре свободы» пересечения государственных границ: товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Опыт Европейского союза, реализовавшего этап «общего рынка», показывает, что директивы, адресуемые государствам-членам, обязательны для исполнения, но каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов их выполнения.

4. Экономический и валютный союз. Форма интеграции, при которой «общий рынок» дополняется соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики. Эта форма предполагает функционирование единого внутреннего рынка, а также гармонизацию и координацию экономической политики государств – членов на основе совместно принятых решений и контроля за их выполнением, замену национальных валют единой валютой и проведение единой валютной и денежной политики.

5. Политический союз. Дальнейшее развитие союза и совершенствование форм международной экономической интеграции может привести к превращению интеграционного объединения в политический союз (единая конституция, надгосударственные органы власти).

Политический союз – это уже переход от интеграционной формы к единому конфедеративному государству.

Федерализм предполагает создание единого государства. Движущими силами интеграции в соответствии с этой концепцией, являются политические факторы, а объединение отвечает потребностям стран, поскольку заключает кооперацию в решении общих проблем (образование федерации или конфедерации).

Интеграция в Западной Европе:

- Наибольшей зрелости международная экономическая интеграция достигла в европейском регионе.

- Европейский союз (Евросоюз) — объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС — уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: