Выводы (сжатое резюме). Глобализация – это объективный социальный процесс, содержанием которого является возрастающая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик

Глобализация – это объективный социальный процесс, содержанием которого является возрастающая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, национальных политических, социальных систем, национальных культур и окружающей среды.

Предприятие приобретает статус международного, если оно в своей предпринимательской политике (продуктовой, кадровой, ценовой, коммуникационной, сбытовой), организационной структуре и системе управления ориентировано не на национальное хозяйство и внутренний рынок, а на заграничную деловую активность.

Характерными чертами международной компании являются:

наличие за рубежом сети производственных и сбытовых подразделений с ориентацией на а) выпуск определенной продукции для целевых рынков; б) сбыт продукции материнской компании и ее зарубежных филиалов; в) снабжение МК компонентами, сырьевыми и материальными ресурсами из-за рубежа;

технологическое кооперирование и специализация между материнской компанией и заграничными подразделениями;

контроль и координация деятельности из штаб-квартиры за заграничными организациями. МК имеет сложную структуру. Фирма, контролирующая деятельность других организаций из своей штаб-квартиры, называется материнской или головной компанией.

Холдинговая компания является особым типом корпоративной смешанной структуры, создаваемой для владения контрольными пакетами акций других фирм с целью делового контроля над ними и управления их деятельностью. В состав холдинга могут входить фирмы, находящиеся в иерархическом подчинении друг другу. Иными словами, в холдинге могут быть головные компании и дочерние, либо зависимые, фирмы.

Итак, у холдинга основанием для взаимодействия фирм является единый собственник, у альянса – договор.

Международный стратегический альянс (МСА) – долговременное соглашение между фирмами разных стран о сотрудничестве при сохранении их полной самостоятельности. Он позволяет фирмам использовать ряд преимуществ корпоративных структур, сохраняя при этом свою независимость.

Вопросы для самоконтроля

1. Преимущества и недостатки глобализации.

2. В чем заключаются преимущества МСА.

3. В чем заключаются различия между холдингом и альянсом?

4. В чем заключается теория интернационализации международных корпорацій?

Раздел 1.3. Тема: "Среда международного менеджмента"

Содержание

1. Особенности среды международного менеджмента.

2. Политико-правовая среда международных кор­пораций.

3. Экономическая среда международных корпораций.

4. Социально-культурная среда международных корпораций.

5. Особенности международной среды в Украине.

Ключевые слова: культура, международное право, политико-правовая среда, среда международного менеджмента, социалистическое право, теократическое право.

Цель изучения раздела: формирование системы теоретических знаний относительно политико-правовой, экономической и социально-культурной среды международного менеджмента.

Задачи изучения раздела:формирование компетентности относительно особенностей среды международного менеджмента.

Методические рекомендации к изучению Раздела 1.3.

Изучая пункт 1, обратите внимание на особенности среды международного менеджмента. Для этого обратитесь к литературе [3.9.10]

Изучая пункт 2, детально остановитесь на особенностях политико-правовой среды международных корпораций.

Изучая пункт 3, охарактеризуйте экономическую среду международных корпораций. Для этого обратитесь к литературе [1.3.]

Изучая пункт 4 обратите внимание на социально-культурную среду международных корпораций. Для этого обратитесь к литературе [1.5.]

Изучая пункт 5 обратите внимание на международную среду в Украине. Для этого обратитесь к литературе [2.3.]

Учебный материал

1.3.1.Особенности среды международного менеджмента

Прочитайте и сжато законспектируйте основные понятия

Среда международного менеджмента — это совокупность разнообразных отношений и интересов различных групп и организаций, которые складываются во всех странах, где корпорация осуществляет свои деловые операции.

К международной среде корпорация должна приспособиться, тратя на это соответствующие ресурсы. Учет требований местного законодательства к организации бизнеса, уплата налогов, ограничение относительно длительности рабочего дня и тому подобное требуют определенных расходов. Если расходы на приспособление к среде данной страны являются слишком высокими и превышают определенный уровень, международная корпорация не начинает в этой стране свой бизнес.

Важно подчеркнуть, что особенность международной среды связана со сложностью географического и отраслевого аспектов.

Географическая сложность среды деятельности международных корпораций заключается в том, что оно включает три элемента:

1) среда материнской страны (страны происхождения корпорации);

2) среда принимающих стран (стран-хозяев);

3) нейтральная среда.

В последующем следует конкретизировать отмеченные элементы. Среда материнской страны хорошо известна для международной корпорации и не создает особенных сложностей для ее деятельности.

Среда принимающих стран в большей степени отличается от материнской среды и создает дополнительные риски в организации зарубежного бизнеса. Среды принимающих стран может коренным образом отличаться друг от друга. Например, японская корпорация «Тойота» в процессе продажи своих автомобилей в США, Китае и Украине имеет дело со средами рыночной развитой страны, административно командной экономики и переходной системы.

Нейтральная среда имеет значение для многонациональных корпораций (БНК) в первую очередь через влияние международных организаций на ситуацию в странах-хозяевах и на мировые процессы. Это касается, в частности, изменений валютных курсов, например, в результате действий Международного валютного фонда, Международного и Европейского банков реконструкции и развития. Отраслевой аспект международной среды может быть представлен известной формулой PEST (politic, economic, social, technological), которая определяет существенные особенности в международном контексте. Если корпорация стремится добиться успеха в той или другой стране, то она должна тщательным образом изучать возможности и пути взаимодействия политики корпорации с экономическими и правовыми системами принимающих стран, их культурами и состоянием технологического развития.

1.3.2.Политико-правовая среда международных кор­пораций

Прочитайте и сжато законспектируйте основные понятия

Политико-правовая среда представляет собой систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти и законодательных актов, что регулирует деловые операции международных корпораций, в стране-хозяйке.

Политическая составляющая политико-правовой среды включает три фактора влияния на деятельность международных корпораций.

1.Правительственные позиции относительно международных операций:

· стимулы для учреждения бизнеса в стране-хозяйке (низкие процентные ставки за кредит, налоговые льготы, ускоренная амортизация, дотации и субсидии);

· установление разных требований к международным компаниям, исходя из своего суверенитета (ограничение доли иностранного капитала в уставном фонде предприятий, требования продавать товары и технологии на местных рынках, создание рабочих мест для местного населения и т. д.).

2. Эффективность государственного управления:

· наличие бюрократических структур, которые мешают деятельности БНК (МНК);

· влияние бюрократических структур на законодательство в собственных интересах;

· взяточничество.

3. Политическая стабильность:

· экспроприация и национализация;

· политические риски (макрориск и микрориск);

· терроризм.

Обратите внимание на структуру основных данных политического анализа внешней среды

Структура основных данных политического анализа внешней среды, необходимых международному менеджеру, включает следующее:

1. Политический режим в стране-хозяйке (стране пребывания) и отношения со страной базирования.

2. Межгосударственные (межрегиональные, междугородние) соглашения между страной пребывания и страной базирования.

3. Участие страны в политических блоках и международных экономических союзах (возможное влияние на будущий бизнес: возможности, опасности).

4. Политические партии и общественные организации в стране базирования, которые имеют тесные контакты с властью, политическими партиями и общественными организациями страны пребывания.

5. Самые выдающиеся политические лидеры (короткие биографические данные).

6. Основные политические партии и самые влиятельные общественные организации в стране пребывания.

7. Основные политические соперники, которые борются за власть в стране, и сущность их принципиальных позиций в экономических, социальных и правовых вопросах.

8. Короткая характеристика связи «бизнес-политика» (фирмы, партии, лидеры).

9. Ближайшие выборы парламента и президента (или их аналогов в стране), перспективы их результатов и вероятное влияние на бизнес и отношения со страной базирования.

10. Роль и влияние региональной власти (с учетом регионов проникновения фирмы).

11. Политическая обстановка в регионах проникновения фирмы.

12. Общая оценка политической стабильности в стране.

Правовая среда представляет собой совокупность законов и других регуляторов, которые влияют на организацию бизнеса иностранных компаний в принимающих странах. Правовую среду включает национальное и международное право.

Запишите четыре правовых системы

С учетом разнообразного исторического опыта существует четыре правовых системы: обычное, гражданское, теократическое и социалистическое право, которые используются во всех странах с определенными особ­енностями.

Обычное право представляет собой такую правовую систему, которая основывается на традиции, прецеденте, обычаях, а ключевую роль в толковании законов играют суды. Такая система права происходит от Великобритании и используется в ее прежних колониях: США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии но др.

Гражданское право — это система правовых отношений, которая базируется на детально разработанных комплексах законов, которые возведены в определенные кодексы, которые и составляют основу ведения бизнеса. Эта система имеет происхождение из римского права и используется в свыше 70 странах, в частности в Германии, Франции, Италии, Японии, других странах Западной, Центральной и Восточной Европы, в том числе России и Украине. Отличие между отмеченными выше правовыми системами заключается в том, что обычное право основывается на судебном толковании событий, а гражданское — опирается непосредственно на связь событий с законами.

Теократическое право — система правовых отношений, которая имеет в основе религиозные заповеди. Достаточно распространенный вариант этого права — исламское законодательство, которое основывается на Коране и его толковании пророком Мухаммедом. Это право используется в 27 странах Среднего Востока и Центральной Азии. Во многих странах исламское право совмещается с обычным или гражданским правом, поскольку правовые системы этих стран совмещают исторические колониальные связи и исламские традиции.

Социалистическое право — это система правовых отношений, которая базируется на марксистских принципах классового общества. В настоящий момент эта система действует в Китае, Северной Корее и на Кубе.

Национальные системы права имеют непосредственное влияние на процесс управления зарубежными отделениями международных корпораций.

Международное право представляет собой систему международных пра­вових актов, а также неписаных договоренностей, которые регламентируют международное движение активов и защиту прав и интересов юридических и физических лиц.

К настоящим правовым актам относится, например, Женевская конвен­ция по правам человека, Венская конвенция дипломатической безопасности,

1.3.3. Экономическая среда международных корпораций

Прочитайте и сжато законспектируйте основные понятия

Экономическая среда международного менеджмента представляет собой совокупность экономических отношений и ресурсов стран-хозяев, которые определяют возможности учреждения и развития отделений транснациональных корпораций в этой стране.

Ключевые характеристики национальных экономик как элемента среды международного бизнеса и менеджмента включают следующее:

· стабильность и уровень развития;

· уровень инфляции;

· стабильность национальной валюты.

Классификация национальных экономик по уровню развития:

· развитые страны;

· страны с переходной экономикой;

· слаборазвитые страны или страны, которые развиваются.

Для овладения практическими навыками сравнения экономической среды разных стран используют разнообразные инструмен­ты. Наиболее распространенными являются такие:

· индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума;

· индикатор структурных реформ Европейского банка реконструкции и развития;

· индекс либерализации.

Индекс конкурентоспособности определяется по таким факторам:

1) состояние внутренней экономики (Э);

2) глобализация: участие в международной торговле и инвести­циях (Г);

3) правительство: качество государственной исполнительной политики (П);

4) финансы: состояние рынков капиталов, качество финансовых услуг (Ф);

5) инфраструктура: обслуживание бизнеса (И);

6) менеджмент: качество управления (М);

7) наука и технологии: потенциал и использование научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ (Н);

8) человеческий фактор: наличие и квалификация (Ч).

За этим индексом Украина занимает 59-те место в мире.

Индикатор структурных реформ ЕБРР базируется на среднем значении 8 показателей: приватизация и реструктуризация предприятий, либерализация и конкуренция, реформа финансового сектора, и др. Шкала оценок от 1 (централизована плановая экономика) до 4 (развитая экономика). В последнее время этот индикатор составляет 2,4. Для сравнения отметим, что отмеченный индикатор составляет для Венгрии 3,7, Эстонии и Польше — 3,5, Чехии — 3,4.

Индекс либерализации основывается на определении кумулятивного показателя уменьшения влияния государства на экономические процессы. Украина имеет этот показатель 2,55, в то время, как Венгрия — 6,84, Польша — 6,81, Словения — 6,77, Хорватия — 6,53, Чехия — 6,4, Россия — 4,32.

1.3.4.Социально-культурная среда международных корпораций

Прочитайте и сжато законспектируйте основные понятия

Социально-культурная среда представляет собой совокупность этнических и культурных характеристик населения принимающих стран, которые создают соответствующие национальные стереотипы поведения.

Под культурой понимают доминирующую в обществе систему ценностей, верований, обычаев и установок. Каждое общество имеет свою культуру, Характеристика культуры:

1) причастность — люди причастны к культуре определенных социальных групп (Shared);

2) преемственность — культура передается от поколения к поколению (Trunsgenerational);

3) символичность — культура связана с определенными символами (Symbolic);

4) моделирование — культура имеет определенную систему, целостность и собственную структуру (Patterned);

5) адаптированность — культура основывается на способности людей приспосабливаться к изменениям (Adaptive).

Проблема влияния культуры на международный менеджмент заключается в том, что в процессе управления каждый руководитель воспринимает другую культуру не непосредственно, а через собственную культуру. А потому восприятие другой культуры напоминает айсберг, видимая часть которого — это замеченые нами отличия другой культуры от нашей, а подводная часть айсберга — это незамеченные, а следовательно, и невоспринятые нами отличия другой культуры от нашей. В этой связи американский исследователь Джеймс Ли предложил идею критерия самого восприятия (Self-reference criterion — SRC).

Критерий самого восприятия — это неосознанное восприятие других культурных ценностей через собственные ценности, которые являются основ­ной причиной возникновения проблем осуществления бизнеса за рубежом.

Использование этого критерия в менеджменте достигается путем постановки трех взаимосвязанных вопросов:

1. Это является интересным?

2. Это является другим? (отличается от того, что мы делаем дома).

3. Это ошибочно? (ведь в таком случае не следует делать, как дома).

То есть методика постановки критических вопросов должна обнаружить простые и очевидные, но очень часто ошибочные решения, которые отвечают традициям и ценностям страны происхождения и одновременно противоречат культуре принимающей страны.

Язык — еще один аспект культуры — всегда создает трудности для организации, которая ведет свои дела за рубежом. В связи с расхождением значений в похожих словах, а также через проблемы, связанные с переводом, могут возникать барьеры на пути обмена информацией. Увеличить их непроницательность может несовпадение языка жестов во взаимодействующих культурах.

Прочитайте особенности национальных стереотипов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: