Среда несет ребенку по преимуществу неорганизованные влияния, действующие стихийно и нецеленаправленно. Поэтому полагаться на воздействие одной только среды, даже самой благоприятной для формирования человека, – значит рассчитывать на успех весьма сомнительный, призрачный, ненадежный. Вот почему воспитание выступает как ведущий, исключительно глубокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направленное развитие.
Воспитание «проектирует» личность, преднамеренно и планомерно поднимает ее на новую ступень, движет ее в заданном направлении. Воспитание ориентируется не только на уже достигнутый уровень развития, но и на те особенности, процессы, свойства личности, которые находятся в стадии становления, если воспитание приурочивается к зонам ближайшего развития (Л.С. Выготский).
Развитие личности идет через собственную деятельность ребенка по освоению окружающей действительности. Поэтому воспитание предполагает организацию жизни и деятельности детей.
В процессе игровой, учебно-познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, технической и других видов деятельности по мере постоянного их обогащения и преобразования на основе общения с людьми ребенок совершает переход от подражания, от действий по образцу, как самых простых проявлений активности, к самостоятельным способам деятельности, к творческой активности, к самовоспитанию.
По существу, деятельность – это ведущий фактор формирования личности, но при этом успешность развития ребенка зависит и от его собственных усилий, от интереса к различным видам деятельности, от самостоятельности и работоспособности ребенка.
Воспитание определяет развитие человека и в то же время зависит от развития, исходит от него. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь.