Семантический смысл термина "модульное обучение" связан с международным словом "модуль" (латинское - modulus), одно из значений которого - "функциональный узел".
Одним из целостных подходов к обучению, определяющих его новое направление, является модульное обучение, создающее предпосылки для наиболее благоприятного комплексного решения рассматриваемых задач, стоящих в настоящее время перед педагогической практикой. К этим задачам относятся:
1. Построение эффективного содержания обучения, обеспечение возможности его гибкого изменения, 2. Обеспечение возможности индивидуализации содержания обучения и педагогического воздействия, 3. Формирование у обучаемых твердых действенных знаний и развитие на их почве умений и навыков практической деятельности.
4. Активизация обучаемых, обеспечение их самостоятельности.
5. Максимальная реализация творческого потенциала педагога и обучающегося.
Модульное обучение в своем первоначальном виде зародилось в конце шестидесятых годов и получило быстрое распространение в англоязычных странах. Разработчик Дж. Рассел (США).
|
|
Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических цепей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей
Принципиальные отличия модульного обучения от других видов обучения:
1. Содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных комплексах-модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его усвоению.
2. Взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе - с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительной подготовленности к каждой педагогической встрече.
3. Сама суть модульного обучения требует неизбежного соблюдения паритетных субъект-субъектных взаимоотношений между педагогом и обучающимися в учебном процессе.