Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом является сложным производственным процессом, состоящим из ряда операций, образующих общий технологический процесс. Процесс доставки груза от отправителя к получателю состоит из трех основных элементов: погрузка на подвижной состав в пункте отправления, перемещение груза подвижным составом до пунктов назначения, выгрузка груза с подвижного состава в пунктах назначения. Организация перевозки опасных грузов заключается в установлении порядка подготовки и выполнения перевозок, руководства, учета и контроля, системы документооборота и др. От уровня организации перевозок опасных грузов зависит качество перевозочного процесса, т.е. сохранность грузов, своевременность и экономичность перевозок, удобство пользования системой перевозок.
РУП «Белоруснефть – Брестоблнефтепродукт» осуществляет автотранспортную перевозку нефтепродуктов.
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом на предприятии осуществляется на основе договора перевозки.
Принятие опасных грузов к перевозке и сдача их грузополучателю производится в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, регулирующих перевозки грузов автомобильным транспортом.
При принятии опасных грузов к перевозке водитель должен проверить наличие специальной маркировки (см. Приложение А). Места проведения погрузочно-разгрузочных работ на предприятии соответствуют требованиям технических нормативно-правовых актов.
Транспортные средства РУП «Белоруснефть – Брестоблнефтепродукт» отвечают требованиям касающимся подлежащего использования транспортных средств в отношении их конструкции, изготовления и допуска к перевозке. К перевозке опасных грузов допускается транспортное средство при наличии:
- разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, выданного в порядке, установленном компетентным органом Республики Беларусь;
-регистрационной карточки на транспортное средство, используемое для перевозки опасных грузов, зарегистрированное в установленном порядке;
- свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов для транспортных средств типа ЕХ/II, EX/III, FL, OX, AT, MEMU.
Запрещено применять транспортное средство с двигателем, работающим на газе.
При наполнении тары, включая контейнер средней грузоподъемности для массовых грузов (далее КСГМГ) и крупногабаритную тару, жидкостями (нефтепродуктами), оставляется достаточное свободное пространство (недолив) для предотвращения утечки в результате расширения жидкости, вызванного возможным изменением температуры во время перевозки. При наполнении КСГМГ оставляется незаполненное пространство, достаточное для того, чтобы при средней температуре груза 50*С он был заполнен не более чем на 98 % его вместимости по воде. Опасный груз загружается в цистерну, которой соответствует определенный код цистерны и имеется разрешение компетентного органа на применение специализированного транспортного средства для перевозки опасного груза. Если результаты проверки документов, осмотра транспортного средства и его оборудования свидетельствуют о неудовлетворении требованиям нормативным правовым актам и Правилам, транспортное средство не допускается к месту проведения погрузочно-разгрузочных работ.
При допуске к месту проведения погрузочно-разгрузочных работ, работы с опасными грузами производятся при выключенном двигателе автомобиля. Водитель не участвует в наполнении цистерн, выполнении погрузочно-разгрузочных работ. При наливе и сливе нефтепродуктов корпус цистерны электропроводно присоединен к контуру заземления. Контроль за погрузочно-разгрузочными работами с нефтепродуктами на транспортном средстве осуществляет специалист, ответственный по вопросам безопасности перевозки опасных грузов. Такой специалист проходит проверку знаний по охране труда, до начала сливно-наливных операций. Он проводит проверку состояния контейнеров, транспортных средств, мест погрузки, разгрузки и др. Если при проверке выявлены нарушения, то специалист обязан запретить выполнение работ.
Водители, осуществляющие перевозку опасных грузов автомобильным транспортом, ежегодно проходят обучение по вопросам охраны труда, безопасности движения и безопасности перевозки опасных грузов по учебной программе предусматривающей теоретическое обучение не менее 20 часов, с последующей проверкой знаний см. Приложение Б). Водители также проходят вводный инструктаж; первичный инструктаж на рабочем месте; повторный инструктаж; внеплановый инструктаж; целевой инструктаж; периодическую и внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда, безопасности движения и безопасной перевозке опасных грузов. Водители обязаны проходить медицинское освидетельствование в установленном порядке и предрейсовый медицинский контроль.
При разработке маршрутов перевозки опасных грузов, диспетчер РУП «Белоруснефть – Брестоблнефтепродукт» руководствуется следующими требованиями:
· вблизи маршрута перевозки нефтепродуктов не находятся крупные промышленные объекты;
· маршрут перевозки не проходит через места массового пребывания людей, зон отдыха, заповедников;
· на маршруте перевозок присутствуют места стоянок транспортных средств.
Маршруты перевозок согласовываются с подразделениями ГАИ МВД. При перемещении опасных грузов через государственную границу Республики Беларусь (ввоз, вывоз, транзит) маршруты перевозок не требуют согласования с ГАИ МВД и действительны не более 12 месяцев.
Элементы системы безопасности: информационные таблицы для обозначения транспортных средств, перевозящих опасные грузы; аварийная карточка для расшифровки идентификационного номера опасности; специальную окраску и надписи на цистернах; знаки опасности; проблесковый маячок оранжевого цвета; включение ближнего света фар в дневное время.