Конкуренция – это цивилизованная и легализованная форма борьбы субъектов рынка, за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции, с целью получения прибыли.
Понятие конкурентоспособность организации очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности организации, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самой фирмы.[12, с.65]
Конкурентоспособность организации напрямую зависит от конкурентоспособности товара.
Конкурентоспособность организации – это способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях жесткой конкуренции.
Так же конкурентоспособность организации предполагает его способность осуществлять эффективный экономический контакт с потребителями, поставщиками и конкурентами.
Взаимодействие с потребителями и поставщиками в торговле осуществляется через куплю–продажу товара, необходимого для производства, взаимодействие с партнерами–через торговлю услугами, наконец, взаимодействие с конкурентами–через систему организационных мер, текущих и перспективных, реализующих активность фирмы в конкурентной среде. Конкурентоспособность организации проявляется в каждый момент, в каждом эпизоде её деятельности. [23, с.87]
|
|
Конкурентоспособность организации можно охарактеризовать как его потенциальное качество, которое включает:
1. Способность организации получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения. Другими словами, организация должна быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. Такая оценка возможна только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей её экономические, социально–культурные и психологические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга.
2. Способность организовывать деятельность, результаты которойбудут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по отношению цена–качество. Говоря о результатах, имеется ввиду не только потребительские качества товара, но и его маркетинговые качества (цена, гарантии, послепродажное обслуживание и т.д.).
3.Способность осуществлять эффективную текущую маркетинговую политику.
3. Способность изыскивать и создавать условия для снижения издержек обращения на обеспечение факторами товарные запасы–капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией на единицу продаваемой продукции.
|
|
5. Способность к созданию и удержанию технологических факторов деятельности над другими членами отраслевого сообщества, что требует своевременного обновления применяемых технологий. Это может относиться к производству, сбыту, управлению.
6. Способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах закупок и маркетинга на основе инноваций.
7. Создание и развитие высокого кадрового потенциала как на исполнительском, так и на управленческом уровнях. Качество исполнительского персонала проявляется в его способности эффективно использовать существующие в организации производственные технологии и готовности к освоению более перспективных торговых технологий. Качество специалистов проявляется в их способности ставить и решать функциональные задачи, увязывая их со стратегическими целями организации, способные обеспечить ему ключевые компетенции в технических, технологических, дизайнерских и др. областях для усиления рыночных позиций организации. Качество управленческого персонала проявляется в его способности обнаруживать и эффективно использовать рыночные возможности для защиты и развития конкурентных позиций организации на отраслевых рынках в тактическом и стратегическом планах. [19, с.84]
Реализация перечисленных качеств на продолжительном временном интервале создаёт организации реальные преимущества над конкурентами в виде роста его рыночной стоимости, укрепления его торговых марок, наращивание дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, включая атаки конкурентов.
Всё вместе это расширяет возможности организации и снижает его удельные затраты, что отражается на цене продукции и приносимой ею прибыли. Таким образом, отношение конкурентоспособности организации и конкуренции на рынке можно характеризовать как отношение «потенциал и его использование». При этом реализация условий 1–3 способствует повышению доходов организации за счёт лучшего, чем у конкурентов, понимания запросов потребителей и умения удовлетворять их. Свойство 4 способствует снижению удельных расходов на закупку и реализацию продукции, а все вместе свойства 1–4 обеспечивают текущую экономическую эффективность организации и характеризуют адаптивность его поведения, способность приспосабливаться к текущим требованиям внешней среды.
Свойства 1, 5, 6 позволяют планировать и реализовывать технологические, товарные и маркетинговые стратегии, создающие основу конкурентоспособности товаров организации в будущем. Эти свойства составляют инновационный потенциал организации и позволяет выявлять тенденции и прогнозировать состояние внешней среды в будущем, создают стратегические условия для успешной адаптации к ним. Свойство 7 является необходимым условием, чтобы создавать, удерживать и реализовывать потенциальные преимущества 1–6 на продолжительных временных интервалах, превращая конкурентоспособность в данный момент, на данном отраслевом рынке и с данным товаром в долговременную, стратегическую устойчивость компании. Следует отметить связь между свойствами 1–4 и 5–6: хотя последние и не являются следствием свойств 1–4, но без успешной реализации 1–4 они не возникнуть, ни удержаться не могут. Причина этого вполне естественна–для того, чтобы создать преимущество над конкурентами в будущем, инвестировать в стратегические планы необходимо уже в настоящем, а для этого организация должна располагать инвестиционными возможностями. [31, с.78]
Анализ конкурентных позиций организации на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А.Олливье, А.Дайана и Р.Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам. Это:
|
|
¾ концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность организации;
¾ качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
¾ цена товара с возможной наценкой;
¾ финансы - как собственные, так и заемные;
¾ торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
¾ послепродажное обслуживание, обеспечивающее организации постоянную клиентуру;
¾ внешняя торговля организации, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
¾ предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях организации удовлетворить эти потребности. [18, с.65]
|
Оценка возможностей организации по этим восьми факторам позволяет построить гипотетический «многоугольник конкурентоспособности» (рисунок 7).
Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей ряда фирм, накладывая схемы друг на друга, то, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому (на рисунке 1 - предприятия А и Б).
Весьма схожую точку зрения высказывают и отечественные экономисты. В частности, к «ключевым факторам рыночного успеха» относят:
– финансовое положение организации;
– наличие передовой технологии;
– обеспеченность высококвалифицированными кадрами;
– способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию;
– наличие сбытовой сети и опытных кадров сбытовиков;
|
|
– состояние технического обслуживания;
– действенность рекламы и системы связей с общественностью;
– кредитоспособность основных покупателей.
Анализ же отобранных факторов, по мнению авторов, заключается в выявлении сильных и слабых сторон как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать свои преимущества и слабости конкурента. [16, с.93]
Факторы – это те явления и процессы хозяйственной деятельности организации и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины издержек обращения предприятия, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самой организации.
Все факторы, определяющие конкурентные преимущества организации и фирмы отрасли, он представляет в виде нескольких больших групп:
1. Людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы.
2. Физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования организации.
3. Ресурс знаний - сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках.
4. Денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование деятельности предприятия. Естественно, капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, акции, венчурный капитал, спекулятивные ценные бумаги и т.д. У каждой из этих форм свои условия функционирования. А с учетом различных условий их движения в разных странах, они будут в значительной степени определять специфику экономической деятельности субъектов в разных странах.
5. Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.
Отраслевые особенности, безусловно, накладывают свои существенные различия на состав и содержание применяемых факторов. [15, с.78]
Исходя из рассмотренной нами выше концепции конкурентоспособности организации, предлагается всю совокупность факторов, определяющих отношение потребителя к самому субъекту хозяйствования и его продукции или услуге, разделить на внутренние и внешние по отношению к нему (см. рисунок 2).
При этом под внешними факторами следует понимать, во-первых, меры государственного воздействия как экономического характера (амортизационная политика, налоговая, финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии; таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины; система государственного страхования; финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности организации), так и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, способствующих развитию рыночных отношений, демонополизации экономики; государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания; государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль; правовая защита интересов потребителя). То есть, все то, что определяет формальные правила деятельности субъекта хозяйствования на данном национальном или мировом рынке. [12, с.65]
Внешние факторы | Внутренние факторы | |||||||||||||||
Меры государственного воздействия | Основные характеристики рынка, особенности деятельности организации | Потенциал маркетинговых служб | ||||||||||||||
Кадровый, финансово-экономический потенциал | ||||||||||||||||
Налоговая политика | Тип организации и ёмкость рынка | |||||||||||||||
Эффективность рекламы | ||||||||||||||||
Финансово-кредитная политика | Наличие и возможности конкурентов | |||||||||||||||
Уровень материально технического обслуживания | ||||||||||||||||
Государственная система стандартизации | Обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов | |||||||||||||||
Правовая защита интересов потребителей | ||||||||||||||||
Таможенная политика | ||||||||||||||||
Рисунок 2 -Факторы, влияющие на конкурентоспособность организации
Во-вторых, факторами конкурентоспособности выступают основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия; его тип и емкость; наличие и возможности конкурентов; обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов.
К третьей группе внешних факторов следует отнести деятельность общественных и негосударственных институтов. С одной стороны, через различные организации по защите прав потребителей, они выступают сдерживающим моментом роста конкурентоспособности организации. А с другой, через негосударственные инвестиционные институты способствуют росту конкурентоспособности предприятия, обеспечивая инвестиции на наиболее перспективных направлениях деятельности.
К внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность данного предприятия, следует отнести потенциал маркетинговых служб, научно-технический, производственно-технологический, финансово- экономический, кадровый, экологический потенциал; эффективность рекламы; уровень материально-технического обеспечения, хранения, упаковки, транспортировки; уровень подготовки и разработки производственных процессов; эффективность производственного контроля, испытаний и обследований; уровень обеспечения пусконаладочных и монтажных работ; уровень технического обслуживания в постпроизводственный период; сервисного и гарантийного обслуживания. То есть речь идет о потенциальных возможностях самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности. [25, с.54]
Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности организации, так и в сторону уменьшения. Факторы - это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.