Классификация мер профилактики

В криминологической литературе предлагаются различные классифи­кации мер профилактики. Оптимальной для программирования и орга­низации профилактической деятельности представляется классифика­ция по следующим основаниям: социальному уровню предупредительной деятельности; объему (массовости охвата); территориальному масштабу; этапу воздействия на объект профилактики; направленности, виду (со­держанию) воздействия; субъекту разработки и применения.

По социальному уровню предупредительной деятельности выделя­ются три группы мер: общесоциальные; противодействующие соци­альным патологиям; специальные (криминологические) меры, в том числе «востребованные» меры правового воздействия.

Функция общесоциальной профилактики последовательно осуще­ствляется обществом в процессе его экономического, социального, по­литического и правового развития. Общесоциальное предупреждение преступности связано с наиболее значимыми и долговременными ви­дами социальной деятельности, осуществляется в процессе решения крупномасштабных социальных задач, непосредственно не предна­значенных для предупреждения преступлений, но именно их реше­ние существенно сказывается на уровне преступности. Разрешение противоречий общественного развития, его проблем и трудностей, пре­одоление просчетов, упущений, ошибок в социальном управлении есть в то же время экономическая, политическая, идеологическая, соци­ально-психологическая, правовая основа для устранения, ослабления, нейтрализации процессов и явлений, детерминирующих преступность.

К общесоциальным мерам предупреждения преступности относятся преобразования в сфере экономики, имеющие целью, в конечном счете, поднятие жизненного уровня членов общества, качества их жизни. Под этим углом зрения должна оцениваться (несмотря на существенные из­держки ее проведения1) концепция радикальной реформы хозяй­ственного механизма страны, ориентированная на создание основы эф­фективной, служащей человеку экономики, стимулирование деловой активности и инициативы людей, их заинтересованности в результатах труда, обеспечение социальной и правовой защищенности различных слоев населения и тем самым на обеспечение устранения, ослабления, нейтрализации ряда криминогенных факторов, лежащих в основе иму­щественной, экономической, должностной и иной преступности.

Стабилизация положения на потребительском рынке, преодоление дефицита промышленных и продовольственных товаров в совокуп­ности также являются важными предпосылками предупреждения эко­номической и иной преступности.

Сокращению бытовой насильственной и иной преступности спо­собствуют мероприятия по решению жилищной проблемы, укрепле­нию семьи, улучшению условий труда и быта женщин, охране мате­ринства и детства, организации досуга.

Несомненное профилактическое воздействие самого широкого спек­тра оказывают демократизация и гласность, коренным образом изме­няющие идейно-политическую атмосферу и обществе, способствующие созданию обстановки нетерпимости общественного мнения к право­нарушениям, оздоровлению морально-нравственного климата в целом в межличностных отношениях.

Наконец, повышение этической, политической, бытовой, эстети­ческой, правовой культуры, в том числе восстановление в правах на­родных традиций и обычаев, обеспечивающих преемственность куль­турного наследия и нравственных регуляторов поведения как важнейшее условие обновления общества, его гуманизации и нрав­ственного совершенствования, является и необходимым элементом предупреждения преступных проявлений.

Меры, противодействующие социальным патологиям. Традиционное разделение предупреждения преступности только на общесоциальное и специальное носит, как показывает анализ, в определенной степени условный характер. Имеется обширная совокупность мер, которые со­единяют в себе черты общесоциальной и специальной профилактики. С первой их отождествляет то, что цели этих мер гораздо шире, чем цель борьбы с преступностью.

Например, во главу угла борьбы с пьянством, потреблением нарко­тиков и других одурманивающих веществ, бродяжничеством, прости­туцией, рядом социально значимых болезней (терминология закона), контрабандой, злостным неисполнением воспитательных обязаннос­тей и т.д. положены цели охраны здоровья населения, обеспечения нор­мального функционирования экономики, защиты семьи и интересов детей и т.д. В то же время очевидно, что меры устройства, поддержки и помощи лицам из групп повышенного социального риска имеют и явно выделенный (а не латентный, как в общесоциальных мерах) аспект про­филактики именно преступности, хотя далеко и не сводятся к нему. Поэтому многое говорит за выделение наряду с общесоциальным и спе­циальным предупреждением преступности (преступлений) промежуточ­ного уровня профилактики: мер общесоциальных по содержанию, но специализированных на борьбу с аномалиями в обществе (социальны­ми патологиями), более широкими по масштабу, нежели преступность, но непосредственно продуцирующими ее.

Специальная профилактика (криминологическая и востребованные ею меры правового воздействия) включает меры, направленные имен­но на выделение, устранение, ослабление, нейтрализацию криминоген­ных факторов, на исправление лиц, могущих совершить или повторно совершающих преступления. На уровне специальной профилактики цель борьбы с преступностью, ее отдельными видами и конкретными преступлениями уже не растворена в более общих целях, что характер­но для общесоциального уровня профилактики, и не является произ­водной, как в мерах борьбы с социальными патологиями. Эта цель здесь выделена в качестве единственной или ведущей для соответствующих мер социального контроля, социальной реабилитации или правоохранитель­ной деятельности. Иными словами, разработка и реализация мер спе­циальной профилактики прямо обусловлены наличием преступности, ее состоянием и характером действующих криминогенных детерминант.

В то же время специальные меры профилактики и ранее выделен­ные меры общесоциального уровня и уровня борьбы с социальными патологиями взаимосвязаны и взаимно подкрепляются. Общесоциаль­ные меры создают соответствующие базовые предпосылки для специ­альной профилактики и профилактики социальных патологий. В свою очередь меры этих уровней взаимодействуют между собой и способству­ют эффективности общесоциальных мер предупреждения преступнос­ти, устраняя конкретные очаги противодействия им.

По объему (массовости охвата) предупредительные меры разделя­ются на общие, особенные и индивидуальные.

Общие профилактические меры направлены на выявление, устранение, ослабление, нейтрализацию причин и условий преступности в целом либо ее отдельных видов. Иными словами, они ориентированы на охват инди­видуально неопределенного круга объектов воздействия — ситуаций и лиц (например, комплекс мер по борьбе с незаконным оборотом оружия).

Особенные меры осуществляются в рамках групп ситуаций или лиц, выделенных по определенным родовым признакам, например, в отно­шении лиц, склонных к совершению преступлений в связи с немеди­цинским потреблением наркотиков, занятием проституцией, бродяж­ничеством и т.д., или в отношении ситуаций, способствующих совершению корыстных преступлений, которые связаны, например, с отсутствием стандартов безопасности для жилищ и офисных помещений, с нарушениями правил учета и хранения документов, денег, товарно-материальных ценностей и т.д.

Индивидуальная профилактика представляет собой конкретизацию общесоциальных и специальных предупредительных мер в отноше­нии отдельных лиц. Она последовательно направлена на:

а) устранение неблагоприятных воздействий на конкретную личность, могущих
привести к формированию антиобщественной направленности и обществен­но опасному поведению;

б) изменение социально неодобряемого поведения, ведущего к переходу на пре­ступный путь, и коррекцию порождающих его ориентации и черт личности
(если ее искаженное формирование уже имело место);

в) применение неотложных мер по предупреждению непосредственно подготавливаемых преступлений, пресечению попыток их совершения.

Таким образом, общая, особенная, индивидуальная профилакти­ка во всех случаях имеет комплексную задачу:

—противодействие криминогенным детерминантам, создающим ситуации,
объективно благоприятствующие совершению преступлений или (и) форми­
рованию среди определенного контингента, группы, у конкретного лица го­
товности их совершить;

—воздействие на личности, у которых обоснованно прогнозируется или конк­
ретно диагностируется склонность к совершению преступлений (рецидиву),
для удержания от преступлений и ресоциализации.

Целенаправленное предупреждение преступности осуществляется по ряду направлений: применительно к видам преступлений и типам преступного поведения; сферам общественной жизни, в которых про­исходит формирование человека и складываются ситуации, детерми­нирующие его поведение; социальным группам, характеризуемым специфическими показателями; отраслям народного хозяйства и сфе­рам деятельности, для которых характерны криминогенные факторы; территориальным зонам. Приведенный перечень может быть положен в основу программирования специальных криминологических мер.

По территориальному масштабу меры предупреждения преступно­сти могут быть:

1) общегосударственными;

2) осуществляемыми на территории субъекта Федерации;

3) местными, осуществляемыми в пределах района, населенного пункта;

4) объектными, проводимыми на отдельных заводах, фабриках, в акционерных
обществах;

5) контингентными, направленными на предупреждение преступлений среди раз­
личных групп населения (несовершеннолетних, безработных, бомжей, наркоманов и т.д.) и др.

Меры предупреждения целесообразно анализировать также по на­правленности и виду (содержанию) их действия. Эта классификация подразделяет меры профилактики всех уровней, масштабов, объемов на социально-экономические, организационно-управленческие, иде­ологические, социально-психологические, медицинские и психоло­го-педагогические, технические, правовые.

Прежде всего надо выделить меры социально-экономического характе­ра, влияющие на устранение, ослабление, нейтрализацию криминоген­ных факторов (включая их проявление на уровне микросреды и положе­ния отдельных лиц), связанных с падением жизненного уровня населения, кризисными явлениями в производстве и в социальной обстановке. Речь идет, в частности, о мерах социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, как и о мерах оздоровления экономики и стабилизации ситу­ации в целом.

Особое место в предупреждении преступности занимает социаль­но-правовой контроль. Он не сводится к непосредственному надзору, проверкам и другим контролирующим действиям, а предполагает чет­кую организацию жизни и деятельности людей на основе научно обо­снованных законов, принятых демократическим путем.

Различные отрасли права, на которые возложена задача оптималь­ного правового регулирования всех сфер общественных отношений, играют в организации указанного контроля важную роль. А именно в этих отношениях сосредоточены основные причины и условия, спо­собствующие совершению преступлений.

То или иное правовое регулирование различных сфер обществен­ных отношений либо создает прямые и косвенные предпосылки к со­вершению преступлений (правовые решения последнего десятилетия были характерны прежде всего этим), либо ставит правовые преграды к их осуществлению, предупреждая совершение преступлений на ран­них стадиях «скатывания» субъекта к преступному поведению.

Предлагаемый социально-правовой контроль не следует путать с ныне все еще политически модным пугалом — «тоталитарным», «реп­рессивным» контролем и т.д. Страна медленно и противоречиво эво­люционирует к правовым цивилизованным и твердым устоям. Огром­ная роль в этой эволюции принадлежит социально-правовому (гражданско-правовому, экономическому, финансовому, бюджетно­му, валютному, налоговому, таможенному, пограничному, миграци­онному, экологическому, санитарному, технологическому, а также ад­министративному и уголовно-правовому) контролю. Его оптимальная и научно обоснованная разработка возможна лишь при активном уча­стии специалистов различных отраслей права.

На современном еще кризисном уровне социально-экономичес­кого развития России социально-правовой контроль как одно из на­правлений профилактической деятельности является наиболее реа­листичным2.

К этому же направлению следует отнести конкретные меры борьбы с безответственностью и бесхозяйственностью, обеспечение платежей на­логов и сборов, улучшение учета, хранения, контроля сохранности иму­щества, уменьшение непроизводительных потерь и своевременное их вы­явление, взыскание ущерба с виновных, подбор кадров и т.п.

К совершенствованию социального контроля за работой аппара­тов управления, ее эффективностью, с тем чтобы максимально огра­ничить масштабы недостатков и нарушений («издержек управления»), способствующих существованию и расширенному воспроизводству имущественной, экономической, должностной (служебной) и иной преступности, в том числе коррупционной, относятся организацион­но-управленческие меры. Профилактический аспект социального кон­троля включает, в частности, меры по совершенствованию конт­рольно-ревизионной и аудиторской деятельности. Значимы и организационно-управленческие меры в сфере право­охранительной деятельности: ее координация, специализация приме­нительно к отдельным видам преступности, информационное, мето­дическое, кадровое, ресурсное обеспечение профилактических функций и т.д.

К идейно-нравственным относятся меры, устраняющие или ограни­чивающие криминогенные факторы путем формирования у членов об­щества нравственной позиции, ориентированной на базовые общечело­веческие ценности; меры, формирующие в общественном мнении нетерпимость к преступлениям и иным правонарушениям; меры повы­шения культуры людей.

Значительная часть этих мер осуществляется через институты социаль­ного воспитания, и прежде всего через образовательные учреждения и сред­ства массовой информации. Вместе с тем в последние годы обозначилась необходимость противодействовать злоупотреблениям свободой инфор­мации, когда распространяются запугивающие население ложные утвер­ждения о «беспределе преступности», «бессилии правоохранительных орга­нов» ит.п., либо пропагандируются стереотипы вседозволенности в личном поведении (см. гл. VI).

Медицинские и психолого-педагогические меры профилактики вклю­чают:

1) предупреждение распространения болезней, представляющих опасность для окружающих; лечение и ресоциализацию лиц, страдающих этими болезнями (в том числе психическими расстройствами)1;

2) противодействие распространению форм поведения, связанных с социальной дезадаптированностью и воспроизводством преступности, — бродяжничества, проституции, пьянства, серьезных бытовых конфликтов и т.д.; социальную, пси­холого-педагогическую, медицинскую помощь носителям этих форм поведения.

К техническим мерам относятся различные средства и приспособ­ления, затрудняющие искажение количественных или качественных показателей при производстве, отпуске, хранении, транспортировке материальных ценностей, фальсификацию банковских операций; пре­пятствующие проникновению в хранилища, жилища, служебные по­мещения с целью совершения краж; противодействующие возникно­вению аварийных ситуаций на производстве и транспорте, угонам автотранспорта, возникновению пожаров и т.п. Речь идет, в частно­сти, о различных измерительных приборах, автоматах для фиксиро­вания производственных процессов, определения качества и количе­ства выпускаемых и реализуемых товаров, остановки механизмов при возникновении аварийных ситуаций; средствах охранной сигнализа­ции, запирающих устройствах; осветительных приборах в обществен­ных местах, устройствах быстрого вызова работников милиции.

Значительное место уделяется техническим мерам предупреждения преступности во всех целевых программах по усилению борьбы с пре­ступностью. Предусмотрено, в частности, нанесение маркировочных зна­ков на транспортные средства на заводах-изготовителях; защита банков компьютерной информации; установка дополнительных средств техни­ческой защиты на объектах гражданской авиации; усиление техничес­кой защиты ценных бумаг; присоединение к Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991) и др.

Правовые меры предупреждения преступности, во-первых, создают правовую базу для разработки и применения мер профилактики всех видов, перечисленных выше. Во-вторых, предусмотренные в соответ­ствующих нормативных актах меры правового воздействия и основан­ные на них меры правового воспитания непосредственно обеспечива­ют предупреждение преступности, ее отдельных видов и конкретных преступлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: