Основные формы современной м. к

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие: - индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, дет. сады) Их цель – воспитать детей на основах базовых ценност. установок, пропагандируемых в данном об-ве.- массовая общеобразовательная школа (тесно связана с 1). Она приобщает учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире к принятым в сообществе ценностным ориентациям, при этом эти знания упрощены для детского сознания и понимания и основаны на типовых программах данного об-ва.- СМИ (печатные и электронные), транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер, но преподнося эту информацию в "нужном" для заказчика ракурсе, т.е. фактически манипулируя сознанием людей и формируя общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика.- система национальной (государственной) идеологии и пропаганды "патриотического" воспитания и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит.- массовые политические движения (партийные и молодежные организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании и др.), главной целью которых является вовлечение в полит. акции широких слоев населения весьма далеких от полит интересов элит, методом нагнетания политического, националистического, религиозного или иного психоза.- массовая социальная мифология (национал-шовинизм и исторический "патриотизм", социальная демагогия, популизм, квазирелигиозные и паранаучные учения и движения, "кумиромания", "шпиономания", "охота на ведьм", слухи, сплетни и т.д.), которая заменяет анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей на простые, как правило, фантастические объяснения (мировой заговор, происки иностр. спецслужб, «барабашки», инопланетяне). Это освобождает людей, от усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении; - индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру, массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), структуры по проведению организованного развлекательного досуга (клубы, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды шоу. Потребитель является не только зрителем, но и участником. Содержание этих представлений упрощено, адаптировано к невзыскательным вкусам, запросам массового потребителя. Массовая художестве. культура достигает эффекта психической релаксации нередко посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, брутального, физиологического.- индустрия оздоровительного досуга, (курортная индустрия, масссовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система медицинских, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности). Она дает возможность человеку "подправить" свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа, укрепляет человека не только физически, но и психологически (поднимает его уверенность в своей физической выносливости) - индустрия интеллектуального досуга ("культурный" туризм, художественная самодеятельность, кружки по интересам, интеллектуал. игры, викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству.- система организации, стимулиров. и управления потребител. спросом (реклама, мода, имиджмейкерство и т.п.), формирует стандарты престижных образов, стилей жизни, интересов, потребностей.- словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электрон. и иные банки информации, специальных знаний, Интернет и т.п., рассчитанные на массовых потребителей.

20. Культурологическая концепция Освальда Шпенглера (1880-1936) строится на сопоставлении и в большей степени противопоставлении культуры и цивилизации.

В мировой истории Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших полноты своего развития: античность, Западная Европа, арабская культура, Египет, Вавилон, Индия, Китай и культура майи. Для Шпенглера существование культурно-исторических типов в разные времена на самых отдаленных территориях планеты - свидетельство не единого мирового процесса, а единства проявления культуры во всем ее многообразии.

История развития каждой культуры, полагает Шпенглер, состоит в том, что культурно-историческая целостность проходит те стадии, которые в своем развитии проходит живой организм: детство, юность, зрелость, увядание. Закономерное наступление и чередование этих стадий делают периоды развития всех культур абсолютно тождественными, а длительность стадий и срок существования самой культуры - отмеренными и неизменными. Эти стадии позволяют говорить как бы об “одновременности” культур, разделенных во времени тысячелетиями.

Термином цивилизация Шпенглер обозначает последнюю, неизбежную фазу всякой культуры. Цивилизация как технико-механическое явление противоположна культуре. Обладая одними и теми же признаками во всех культурах, цивилизация есть выражение отмирания культуры, возврат в “небытие” культуры.

Анализируя духовный климат современной ему Европы, Шпенглер приходит к выводу, что подобно тому, как в свое время погибла греко-римская культура, сейчас погибает западноевропейская, и ничто не может ее спасти. Закат Европы ознаменовался победой техники над духовностью, мировых городов над провинцией. Для Шпенглера в современном мире культура сохраняется лишь в крестьянстве, которое подвергается давлению со стороны цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: