Инновационная инфраструктура


Механизм эффективной коммерциализации нововведений

(инновационная активность)

Механизм государственной поддержки и регулирования

Слайд из лекции:

Разумеется, все перечисленные виды ресурсов являются частью общего ресурсного потенциала фирмы, который можно структурировать в самом общем виде как:

·
научно-технический потенциал

·
производственно-технологический потенциал

·
финансово-экономический потенциал

·
кадровый потенциал


Таким образом, инновационный потенциал представляет ядро всего потенциала компании, органически входя в каждую его часть

(слайд из лекции):

Вместе с тем, понятие потенциала (в том числе и инновационного) не может быть сведено лишь к материальной составляющей, в данном случае - совокупности ресурсов. Потенциал – это всегда и характеристика внутренних возможностей осуществления целевой задачи (которые еще не раскрыты, не реализованы на данный момент).

Следовательно, говоря об инновационном потенциале, следует имеет в виду не только наличие необходимых для инновационной деятельности ресурсов, но и наличие возможностей дляих эффективного использования. Эти возможности связаны, прежде всего, с формированием в компании соответствующей инновационной атмосферы. Инновационная атмосфера в компании в свою очередь, во многом зависит от внешней среды, предопределяющей инновационный климат в стране, благоприятствующий или противодействующий достижению инновационной цели.

Таким образом, в целом, инновационное развитие компании во многом определяется уровнем инновационного потенциала и инновационного климата, характеризующих возможности компании по созданию инноваций, а также инновационной активности самой компании по использованию имеющегося инновационного потенциала.
^

Лекция 8. Концепция, структура и принципиальные положения национальных инновационных систем. (лектор - Иващенко Н.П.)


Для функционирования всех звеньев инновационного процесса и эффективного процесса коммерциализации научных разработок необходимо создание адекватных внешних условий, благоприятствующих инновационному развитию.

На макроуровне к таким условиям относится активно формирующаяся в России и за рубежом в настоящее время национальная инновационная система (НИС).

Национальная инновационная система (НИС) – это «совокупность взаимосвязанных организаций, занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ».

В основе разработки концепции национальных инновационных систем были положены следующие методологические принципы:


·
^ Идеи Й.Шумпетера: инновации и научныеразработки– основа конкурентоспособности корпораций; роль новатора-предпринимателя в коммерциализации научных разработок.

·
Идеи Ф.Хайека: особая роль знания в экономическом развитии («экономика знаний», обучающаяся «креативная» корпорация).

·
^ Идеи Д.Норта: роль институциональной среды - создание разветвленных формальных отношений и механизмов обеспечивает эффективность рынков.


Интеграция данных принципов в концепции НИС дала

новыйключ к исследованию механизмов саморазвития экономики

Структурно национальные инновационные системы состоят из двух крупных блоков:


1.
^ Блок 1: Научно-производственная среда -это совокупность организаций частного и государственного секторов экономики по производству и коммерческой реализацией научных знаний и технологий (университеты и академии, гослаборатории, мелкие и крупные компании, технопарки и инкубаторы, финансовые структуры).

2.
^ Институциональная среда -этокомплекс институтов правового, финансового и социального характера (совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций), обеспечивающих взаимодействие субъектов инновационной деятельности с другими сегментами национальной экономики).

^ Слайд из лекции:

В свою очередь эти основные блоки национальной инновационной системы можно структурировать следующим образом.

Научно- производственная среда включает в себя

1.
фундаментальную и прикладную науку

2.
предпринимательский сектор

3.
инновационную инфраструктуру


Институциональная среда обеспечивается деятельностью государства в рамках формирования эффективной государственной научно-технической и инновационной политики (см. Слайд из лекции):
Как показано на концептуальной схеме построения национальных инновационных систем, ее важнейшими структурными элементами являются наука и образование (источники инновационных идей), предпринимательский сектор и разнообразные элементы инновационной инфраструктуры, содействующие коммерциализации научных разработок.

Полнота и гармонизация взаимодействия всех компонентов национальной инновационной системы является залогом ее эффективности. Сегодня, в условиях российской действительности, роль государства в формировании реальной интеграции между различными субъектами инновационной деятельности и создания единой инновационной среды является ключевой.
^ Слайд из лекции:


Для понимания глубинной сущности национальных инновационных систем необходимо отметить следующие принципиальные положения, которые являются основой ее формирования во всех развитых странах мира:
1. Наука (главный источник нововведений) не является замкнутой, изолированной системой (университеты и научные центры), а является ключевым звеном каждого крупного сегмента (государственные научные центры, научные центры крупных корпораций, малый наукоемкий бизнес).
^ 2. Предприниматель, фирма, государство – рассматриваются не как отдельные элементы инновационного процесса, а как взаимосвязанные звенья сложной системы.
3. Инновационная деятельность обеспечивается наличием эффективной инновационной инфраструктуры и определенным набором институциональных факторов (роль государства).

Успешное функционирование национальной инновационной системы требует не только наличия сильной науки и образования, но и эффективного взаимодействия государства и частного сектора как основных «игроков» на инновационном поле.

Таким образом, построение национальной инновационной системы России и выстраивание механизмов эффективного взаимодействия государства, науки и бизнеса становятся в настоящее время важнейшей задачей государственной инновационной политики.

Следует отметить, что в развитых странах в последнее время формируются новые подходы к объяснению процессов возникновения и распространения инноваций, соответствующие современному этапу развития. Исследователи обобщают изменения, происходящие как в отдельных странах, так и в мире, пытаясь объяснить их. Соответственно возникают и новые тенденции в развитии концепции инновационных систем, оформившиеся в виде концепции «тройной спирали» (или модели стратегических инновационных сетей)
^ Слайд из лекции:


Эта концепция отражает новые свойства и тенденции во взаимоотношениях государства, науки и бизнеса:

Во-первых, в системе инновационного развития доминирующее положение начинают занимать институты, ответственные за создание нового знания.

Во-вторых, вследствие нарастающего динамизма появилась необходимость организации более эффективных форм взаимодействия государства, науки и бизнеса и создания новой основы построения этих связей – сетей коммуникаций. А наличие сети подразумевает необходимость преобразования функций важнейших субъектов инновационного развития -государства, науки и бизнеса.

В-третьих, на изменение условий инновационной деятельности влияет глобализация, которая проявляется по-разному, в том числе и через деятельность транснациональных корпораций, наднациональных союзов и альянсов.
Модель «тройной спирали» организована в соответствии с принципами пересечения трех множеств отношений.
^ Слайд из лекции:


В соответствии с новой теорией формирования инновационных систем все страны, независимо от уровня их развития (но с учетом специфики и особенностей), в условиях глобализации неизбежно встанут перед новыми проблемами.
^ Слайд из лекции:



России, которая в настоящий момент только приступает к построению национальной инновационной системы, следует учитывать новые тенденции, возникающие как в теории, так и в практике инновационного развития различных стран.


^

Лекция 9. Взаимосвязи государства, науки и бизнеса в современном инновационном процессе. (лектор - Иващенко Н.П.)


В современных инновационных механизмах, с помощью которых интеллектуальный продукт превращается в промышленный, участвуют, как минимум, три инструмента – наука (и образование), предпринимательский сектор (бизнес) и государство – основные звенья национальной инновационной системы. Особенностью современных инновационных процессов является отказ от линейных методов создания новшеств (научная идея – разработка – производство – рынок) в пользу создания нелинейных, сетевых систем создания, финансирования и рыночного освоения новшеств (на национальном и региональном уровнях). При этом идея многократно встречается с

государством, бизнесом и деньгами и только на выходе (если повезет) превращается в продукты или технологии, воспринимаемые рынком.
^ Слайд из лекции:


Одно из важнейших принципиальных положений национальных инновационных систем гласит:
Наука (главный источник нововведений) не является замкнутой, изолированной системой (университеты и научные центры), а является ключевым звеном каждого крупного сегмента (государственные научные центры, крупные корпорации, малый наукоемкий бизнес)


Место научных подразделений в различных сегментах национальной инновационной системы и роль государства в развитии научного сектора представлены на слайде из лекции:


Вместе с тем, следует отметить, что наука и экономика в современной России не связаны друг с другом, живут сами по себе. Во взаимоотношениях триады государство – наука – бизнес все элементы независимы, и за 15 лет рынок их объединить не смог. Одна из важнейших причин такого положения заключается в том, что в настоящее время нет развитого внутреннего высокотехнологичного рынка и его потребительского сегмента.

При этом наука сетует на недостаточный спрос на инновации, а с точки зрения бизнеса - даже этот недостаточный спрос удовлетворяется лишь наполовину. Таким образом, между наукой и бизнесом существует системное противоречие (слайд из лекции):


Для преодоления этого противоречия могут быть действенными использование следующих принципов:


1.
Концентрация ресурсов федерального бюджета для финансирования НИОКР на ключевых направлениях (приоритеты):

2.
Использование механизма государственно-частного партнерства

Слайд из лекции:


Президентом России утверждены приоритетные направления развития науки, которые являются вектором, направлением движения, а бизнесу предлагается стать партнером в их реализации на практике.

Например, на нанотехнологии бюджет выделил не меньше средств, чем в самых богатых странах, но на Западе эта отрасль получает еще столько же от частных компаний, а в России этот источник отсутствует, российский бизнес активно не вкладывается в инновации (особенно в условиях финансового кризиса). Именно поэтому необходим механизм налаживания государственно-частного партнерства.
Разделение ролей в партнерстве государства и бизнеса представлены на

слайде из лекции:

Таким образом, для успеха инновационной экономики синхронно должны действовать три звена – государство, наука и бизнес, но главенствующим в этом трио все же должно выступить государство и егоэффективная инновационная политика.

^ Слайд из лекции:

Выводы по ситуации в России:

Первое – наука существует вне связи с бизнесом и рынком.

Второе – нет развитого внутреннего высокотехнологичного рынка и его потребительского сегмента.

^ Третье – нет координирующего центра и согласованной межведомственной стратегии развития науки и инноваций.

Лекция 10. Формирование инновационной инфраструктуры. Понятие технопарка, бизнес-инкубатора, инновационно-технологического центра, технополиса, их основные функции.. (лектор - Иващенко Н.П.)

Для функционирования всех звеньев инновационного процесса и эффективного процесса коммерциализации научных разработок необходимо создание адекватных внешних условий, благоприятствующих инновационному развитию.

На макроуровне к таким условиям относится активно формирующаяся в России в настоящее время национальная инновационная система (НИС), важнейшей составной частью которой является инновационная инфраструктура. Наличие такой инфраструктуры - одно из важнейших принципиальных положений построения национальных инновационных систем во всех развитых странах мира.

Таким образом, ^ Инновационная инфраструктура -это часть национальной инновационной системы, которая содействует переводу научных знаний в коммерчески привлекаемые продукты (коммерциализация результатов НИОКР).
^ Слайд из лекции:

Можно выделить следующие подсистемы инновационной инфраструктуры

1.
Производственно-технологическая инфраструктура

2.
Финансовая инфраструктура

3.
Экспертно-консалтинговая инфраструктура

Слайд из лекции:

Рассмотрим отдельные
Рассмотрим отдельные элементы инновационной инфраструктуры более подробно.

В России на сегодня более чем в 30 регионах существует порядка 100 технопарков, инновационно-технологических центров, инкубаторов бизнеса и аналогичных им структур, призванных оказывать разностороннюю поддержку начинающему бизнесу. Все названные составляющие инновационной инфраструктуры близки по своей миссии и целям, но в то же время существуют и отличия, порой существенные.


Технопарк

Технопарк (научный парк) – это организация, являющаяся юридическим лицом (или в соответствии с законодательством Российской Федерации исполняющая по доверенности правомочия юридического лица), имеющая тесные связи с одним или несколькими высшими учебными заведениями и/или научными центрами, промышленными предприятиями, региональными и местными органами власти и управления.

Основная задача технопарков – формировать на находящейся под его юрисдикцией территории современную инновационную среду с целью поддержки инновационного предпринимательства. Это достигается путем создания материально-технической, социально-культурной, сервисной, финансовой и иной базы с целью:

·
эффективного становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий,

·
коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоемких технологий,

·
передачу на рынок научно-технической продукции с целью удовлетворения потребности в этой продукции региона и страны.

Слайд из лекции:

К основным критериям оценки эффективности работы технопарков относятся:

·
Степень связи технопарка и университета

·
Уровень вовлеченности студентов

o
Число созданных и реализованных на промышленных предприятиях технологий

o
Степень заинтересованности региона, промышленности и населения в работе технопарка


Следует отметить, что аккредитацию проходят 30-40% технопарков, и только 10-15% технопарков соответствуют международному уровню.
Основные проблемы в деятельности технопарков представлены на слайде:

^ Бизнес-инкубаторы бизнеса


Бизнес-инкубаторы (инкубаторы технологий) – это организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных фирм и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело.

Инкубатор бизнеса может быть автономным, то есть самостоятельной хозяйственной организацией с правами юридического лица, или действовать в составе технопарка (в этом случае он может называться “инкубатором технологий”). В любом случае инкубатор бизнеса может предоставлять весь комплекс услуг для выполнения работ по становлению и развитию малых, вновь созданных и находящихся на ранней стадии развития фирм. Автономно действующие инкубаторы, как правило, ориентируются на поддержку нетехнологического предпринимательства и фирм обычных технологий. Инкубаторы бизнеса, находящиеся в составе технопарка, ориентированы на работу в областях высоких технологий, поддержку малых начинающих инновационных предприятий, малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере.
^ Инкубатор технологий – это наукоемкое предприятие, тесно связанное с университетом, научно-технологическим парком или инновационным центром, предназначенное для обслуживания малых инновационных предприятий, “выращивания” новых фирм, оказания им помощи в выживании и успешной деятельности на ранней стадии их развития, когда они могут совершать фатальные для них ошибки.

В некоторых случаях инкубатор технологий является интегрированной частью технопарка, но может быть также самостоятельной организацией.
^ Слайд их лекции:

В
Инновационно-

технологические центры
логические центр
1997 г. государство выступило с инициативой создания одного важнейших элементов инновационной инфраструктуры - инновационно-технологических центров (ИТЦ).
ИТЦ – это конгломераты из множества малых предприятий, размещенных под одной крышей. В идеале – ИТЦ должны стать связующим звеном между малыми предприятиями и научно образовательными структурами, с одной стороны, и промышленностью – с другой. В настоящее время создано более 60 инновационно-технологических центров.
^ Инновационно-технологический центр – это предприятие, обладающее специализированной инфраструктурой, деятельность которого направлена на:

·
содействие созданию, росту и развитию фирм,

·
содействие развитию инновационной деятельности в регионе,

·
сотрудничество и кооперацию между исследователями и промышленностью,

·
оказание услуг наукоемким фирмам в сфере информационного обеспечения,

·
подготовки и обучения персонала в области менеджмента;

·
ускорение реального экономического развития на основе создания региональных и международных сетей для обмена информацией и сотрудничества между фирмами.


В то же время инновационные центры предназначены для установления тесных связей между близлежащими университетами, исследовательскими центрами или институтами и предприятиями для поддержки развития фирм-клиентов.
Слайд из лекции:

^ Основные выводы:

1.
В настоящее время в России не существует целостной системы инновационной инфраструктуры, позволяющей беспрепятственно осуществлять коммерциализацию научных достижений.

2.
Необходимо на основе анализа зарубежного опыта разработать методологическую базу и практические методики организации процессов коммерциализации технологий в российских условиях.


3.
Необходима разработка основных направлений государственной политики по стимулированию инновационной активности российских производственных предприятий и обеспечить адекватную законодательную базу.

^

Лекция 11. Основы государственной инновационной политики: задачи и инструменты. (лектор - Иващенко Н.П.)

Государственная инновационная политика – определение органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ

·
целей инновационной стратегии и

·
механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов


Государственная инновационная политикаявляется важной составной частью

государственной социально-экономической политики.
Основные термины и положения инновационной политики РФ впервые изложены в «Концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 гг.»

Главными и острейшими проблемами в настоящее время являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство. Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит осуществить структурную перестройку экономики и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Государственное регулирование инновационной сферы осуществляется на основе разработки прогнозов, стратегий, целей, задач, механизмов и инструментов, которые находят свое выражение в издаваемых министерствами и ведомствами нормативных документах.
^ Слайд из лекции:

Рассматривая в исторической ретроспективе подходы к формированию государственной политики в области развития инновационной сферы, можно выделить следующие этапы:
Этап 1991-1996 гг. -Ориентация на сохранение научного потенциала и элементов организации науки
Этап 1997-2001 гг. -Формирование новых элементов национальной инновационной системы
Этап 2002-2008 гг. -Модификация сложившихся элементов национальной инновационной системы для их адаптации к изменившимся условиям
Следует отметить, что в последний период был осуществлен переход к стратегической, долгосрочной научной и инновационной политике, встроенной во все экономические инициативы государства, в т.ч. в промышленную политику, расширилось понимание национальной инновационной системы и, что очень важно, подготовлены концептуальные документы о государственной политике в области развития науки и техники на долгосрочную перспективу.
Концептуальные документы в области развития науки и технологий в РФ представлены на слайде:


Особо следует отметить такой основополагающий документ, как «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» (30.03.2002 г.),в котором развитие науки и технологий после длительного перерыва вновь было провозглашено важнейшим приоритетом развитияРоссийской Федерации.


Слайд из лекции:


К числу приоритетных направлений развития науки, техники и технологий РФ относятся:


1.
Информационно-телекоммуникационные системы и электроника


^ 2. Индустрия наносистем и материалы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: