Системотехнический подход к проектированию

Системотехнический подход позволяет добиться внутренней совместимости между элементами системы и внешней совместимости между системой и окружающей средой.

При реализации системотехнического подхода применяется иерархия задач проектирования, например:

· уровень общественных групп (например, проектирование городского хозяйства в целом);

· уровень производственных систем (например, проектирование предприятия);

· уровень подсистем (например, проектирование дорог);

· уровень объектов (например, проектирование конкретного здания).

Системотехнический подход необходимо применять также при проектировании систем «человек–машина». В этом случае принципиально важными вопросами являются: определение функций, которые возлагаются на людей и на машины; определение необходимых методов обучения, вспомогательных устройств, конструкций средств коммуникаций между человеком и машиной; обеспечение совместимости между человеком, машиной и средой.

2.4. Методы планирования проектов

Для решения задач на стадии системного проектирования используются следующие методы:

· методы структурной и иерархической декомпозиций;

· методы построения композиционных структурных моделей;

· методы решения задач на структурных моделях;

· методы моделирования процессов осуществления проектов;

· методы построения систем моделей;

· методы предпроектного анализа;

· методы календарного планирования (временной, стоимостной и ресурсный анализы, планирование ресурсов и затрат);

· методы функционально-стоимостного анализа, учета риска, надежности и др.;

· методы управления качеством;

· методы управления риском;

· методы технического анализа и проектирования.

Наиболее востребованными в практической деятельности являются методы сетевого планирования и управления (СПУ). На основе СПУ разработано множество методов планирования, составления временных расписаний и управления проектами. Наиболее известные – метод критического пути (critical path method, сокращенно CPM), а также система планирования и руководства программами разработок (program evaluation and review technique, сокращенно PERT). В этих методах проект рассматривается как совокупность некоторых взаимосвязанных процессов (видов деятельности, работ), каждый из которых требует определенных временных и других ресурсов и проводится анализ проекта для составления временных графиков распределения работ проекта. Основные этапы выполнения этих методов обобщенно можно представить следующим образом. На первом этапе определяются отдельные процессы, составляющие проект, их отношения предшествования (т.е. какой процесс должен предшествовать следующему) и их длительность. Далее проект представляется в виде сети, показывающей отношения предшествования среди процессов, составляющих проект. На третьем этапе на основе построенной сети выполняются вычисления, в результате которых составляется временной график реализации проекта.

Методы CPM и PERT, которые разрабатывались независимо друг от друга, отличаются тем, что в методе критического пути длительность каждого этапа проекта является детерминированной, тогда как в системе планирования PERT – стохастической.

По итогам этапа бизнес-планирования целесообразно провести функционально-стоимостный анализ (ФСА) для обоснования возможности снижения объёма инвестиций.

Сущностью метода ФСА является проведение анализа для оценки функций объекта или системы и снижения всех излишних затрат.

Метод реализуется в следующей последовательности:

· определяются функции элементов изделия или системы;

· оценивается стоимость выполнения каждой функции;

· выявляются «недостающие», «лишние» функции и функции с чрезмерными затратами на реализацию;

· включаются элементы с нужными функциями, исключаются элементы с ненужными функциями и выбираются наиболее рациональные решения элементов с чрезмерными затратами;

· внедряются результаты функционально-стоимостного анализа.

Метод ФСА рекомендуется применять:

· при проектировании новых изделий и технологий;

· при модернизации освоенных в производстве изделий;

· при реконструкции фирм;

· при снижении затрат основного и вспомогательного производства, сырья, топлива, материалов и энергии;

· для экономии людских ресурсов.

При проведении ФСА следует помнить, что основные элементы (функции), составляющие 5 % от общего числа элементов, имеют долю в общей стоимости системы, равную 75 %. Именно на эту группу элементов и необходимо в первую очередь обратить внимание.

Погрешность итоговой калькуляции при проведении ФСА должна быть на порядок меньше объема снижения себестоимости.

Недостатки при проведении ФСА: слабое привлечение специалистов других служб; отвлечение на одну из первых идей; получение избытка или недостатка информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: