№
п/п
| Наименование раздела дисциплины. Тема
| Форма самостоятельной работы
| Кол-во час.
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
|
Раздел I. Становление и предмет конфликтологии
|
| Тема 1. Введение в конфликтологию
| Подготовка рефератов
Темы для подготовки реферата:
1. Предпосылки формирования конфликтологических идей.
2. Отрасли отечественной конфликтологии.
3. Проблема эволюции конфликта.
4. Общая характеристика конфликтов в животном мире.
5. Типичные внутривидовые конфликты у животных.
|
| Защита рефератов
|
| Тема 2. История развития конфликтологии. Этапы становления
| Перечень тем для составления таблиц:
1. Этапы становления конфликтологии.
2. Концептуальные источники формирования общей теории конфликта.
3. Структура научного познания о конфликте.
4. Связь конфликтологии с другими науками.
|
| Проверка таблиц
|
Раздел II. Общая теория конфликта
|
| Тема 1. Понятия, содержание и структура конфликтов
| Темы для подготовки реферата:
1. Уровни проявления и типология конфликтов.
2. Конфликт как тип трудных ситуаций.
3. Проблема классификации в конфликтологии.
4. Конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости.
5. Поведение человека в трудных ситуациях.
6. Человек и ситуация.
Перечень тем для составления таблиц:
1. Структурные элементы конфликта.
2. Основные признаки и достаточные условия возникновения конфликта.
3. Основные компоненты психологической структуры конфликта.
4. Классификация конфликтов.
Соотношение причин конфликта, конфликтной ситуации и конфликта.
|
| Защита реферата
Проверка таблиц
|
| Тема 2. Причины, функции и динамика конфликтов
| Вспомните одну из конфликтных ситуаций, которая вызвала негативные эмоции и осталась незавершенной. Проведите анализ этой ситуации по следующей схеме:
1. Место
2. Время
3. Участники конфликта
4. Предмет конфликта
5. Инцидент
6. Конфликтные действия
7. Переживаемые эмоции
8. Позиции
9. Мотивы
10. Возможные способы завершения конфликта
Выявите негативные и позитивные последствия данного конфликта.
Перечень тем для составления таблиц:
1. Основные этапы конфликта.
2. Основные фазы конфликта.
3. Соотношение фаз и этапов конфликта.
4. Основные этапы и фазы динамики конфликтов.
Модели развития конфликта (по Гришиной Н.В.).
|
| Письменный отчет
Проверка таблиц
|
Раздел III. Конфликты на разных уровнях социальной системы и в различных сферах человеческого взаимодействия
|
| Тема 1. Межличностный конфликт
| Задание по проведению исследования:
Проведите самообследование для выявления собственного поведения в конфликте, используя анкету конфликтолога (Шкала тактики).
СМ.: Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – С. 47–48.
|
| Отчет по самообследованию
|
| Тема 2. Межгрупповой конфликт
| Темы для подготовки реферата:
1. Специфические особенности межгруппового конфликта.
2. Влияние группы на поведение личности.
3. Механизм возникновения межгрупповых конфликтов.
4. Спонтанная межгрупповая враждебность.
5. Результаты классического эксперимента Музафера Шерифа.
6. Основные виды межгрупповых конфликтов.
|
| Защита реферата
|
| Тема 3. Конфликты в организации
| Задание по проведению исследования:
С целью изучения взаимоотношений в рабочем коллективе проведите опрос членов данного коллектива, используя методику Анцупова А.Я (Опросный лист).
См.: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С. 539–540.
|
| Материалы опроса и выводы
|
| Тема 4. Межэтнические и политические конфликты
| Темы для подготовки реферата:
1. Специфика межэтнических конфликтов.
2. Этно-политическая эволюция.
3. Этнический парадокс конца ХХ века (В.П. Ратников).
4. Межгосударственные конфликты и основные направления их предотвращения.
5. Политические конфликты тоталитарных и демократических систем.
6. Межгосударственные конфликты и национальные интересы.
|
| Защита реферата
|
| Тема 5. Педагогические конфликты
| Подготовка и проведение имитационно – моделирующей игры «Урок».
Цель игры – познакомиться с возможными вариантами конфликтов в учебном процессе и предложить возможные способы разрешения их.
СМ.:Темина С. Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? (Введение в конфликтологию образования). – М.: «МОДЭК», 2002. – С. 119 – 123.
|
| Проведение игры
|
| Тема 6. Семейные конфликты
| Подготовка и проведение игры-тренинга «Супружеские конфликты».
Цель игры – познакомиться с одним из вариантов супружеских конфликтов и попытаться найти возможные варианты решения такого конфликта.
СМ.: Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб.пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.148 -149.
|
| Проведение игры
|
Раздел 1V. Способы предупреждения и разрешения конфликтов
|
| Тема 1.
Предупреждение и разрешение конфликтов
| Вспомните одну из конфликтных ситуаций, которая вызвала негативные эмоции и осталась незавершенной. Предложите варианты предупреждения и разрешения данной конфликтной ситуации.
Темы для подготовки реферата:
§ Специфика разрешения конфликтов в педагогическом коллективе.
§ Тактика избегания конфликта.
§ Основные способы поведения в конфликте.
§ Особенности разрешения конфликтов с «трудными» людьми.
|
| Отчет о собственном конфликте
Защита реферата
|
| Тема 2.
Переговоры как способ разрешения конфликтов
| Подготовьте аргументы для проведения переговоров в качестве одной из конфликтующей сторон, выбрав одну из предложенных ситуаций:
Ситуация 1.
На алмазном рынке ведущее положение принадлежит южноафриканской компании «Де Бирс». Однако в 90-е годы ряд стран, ведущих добычу камней, в частности Австралия, Ангола, Конго, отказались продавать свои сырые алмазы по каналам «Де Бирс». Кроме того, ситуацию обострила кампания общественности против торговли контрабандным сырьем из зон военных конфликтов и призыв к бойкоту «кровавых камней». «Де Бирс» же обвиняют в скупке таких алмазов.
Есть ли, на ваш взгляд, перспектива решения проблемы путем переговоров или в данной ситуации предпочтительнее односторонние действия участников алмазного рынка? И почему?
Ситуация 2.Участники супружеского конфликта в итоге обсуждения выработали два варианта решения вопроса о том, с кем после развода будет проживать ребенок: или с матерью, или с отцом.
Какие объективные критерии для оценки и выбора окончательного решения проблемы вы могли бы предложить? И в чем конкретно они заключаются?
|
| Проведение игры
|
| Тема 3. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны. Медиация
| Проанализируйте работу посредников в предложенных ситуациях: качестве медиаторов
Ситуация 1.Жил-был пастух, и было у него три сына. Не желая, чтобы сыновья спорили из-за наследства, он составил завещание, по которому старший сын должен получить половину всех овец, средний – одну треть, а младший – одну шестую часть. Беда в том, что когда пастух умер, в его стаде было 19 овец. Пытаясь поделить наследство, сыновья поссорились, так девятнадцать не делится поровну ни на два, ни на три, ни на шесть. Тогда они решили обратиться за помощью к одной мудрой старухе. Послушала она. Как спорят между собой братья, а выход найти так и не могут, и сказала: «Я знаю, как решить вашу проблему, но за совет вы должны отдать мне одну овцу». Братья подумали и согласились. В результате у них осталось 18 овец, которых можно было замечательно поделить.
Какая модель посредничества имела место в этой притче? К какому типу можно отнести это решение?
Ситуация 2. В составе делегации фирмы, формируемой для деловой поездки, скажем, в США, есть одно вакантное место. На него претендуют двое, причем ни один из сотрудников не желает уступать. Руководитель, пытаясь разобраться в ситуации, выясняет, что один из участников конфликта стремится попасть в состав делегации потому, что для него это возможность лишний раз встретиться с братом, проживающим в США. Другой же участник рассматривает включение в состав делегации как признание его профессионализма, высокую оценку его деятельности, знак благожелательного отношения руководства фирмы. Выяснив это руководитель предлагает первому – отправиться в США, а второму – повышение по службе. Подумав, оба сотрудника сочли такое решение взаимоприемлемым.
К какому типу можно отнести это решение? В чем, собственно, состояла помощь руководителя в разрешении конфликта? На какую модель завершения конфликта ориентировались первоначально его участники?
|
| Анализ предложенных вариантов
|
| | Всего
|
|
|
| | | | | | |